Лучший педагог года

Проект «Масленичные посиделки» (развитие речи детей 4–5 лет с использованием устного народного творчества) (5 фото)

Анастасия Владимировна Спиненко
Проект «Масленичные посиделки» (развитие речи детей 4–5 лет с использованием устного народного творчества)

Актуальность проекта :

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Публикация «Проект „Масленичные посиделки“ (развитие речи детей 4–5 лет с использованием устного народного творчества)» размещена в разделах

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.

Цель проекта :

- Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества.

Задачи проекта :

- Познакомить детей с укладом жизни и быта русского народа.

- Развивать творческое мышление, детскую фантазию.

- Вызвать интерес к русскому народному творчеству и помочь детям понять мир сказок, прибауток.

- Развивать внимание к русскому языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности.

- Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества.

Ожидаемые результаты:

- Активизируется познавательная и речевая деятельность детей.

- Повысятся знания родителей о влиянии устного народного творчества на развитие речевой деятельности детей;

Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатели.

Тип проекта : Творческо - театрализованный.

Продолжительность: 1 месяц

Приоритетная познавательная область: речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Необходимое оборудование: наглядный, иллюстрационный материал, подбор художественной литературы, материал для художественного творчества, дидактические игры, словесные игры, подвижные игры, костюмы, аудио записи.

Этапы реализация краткосрочного проекта :

1 этап - подготовительный

- составление плана работы;

- подбор дидактического материала для развития речи детей средствами народного творчества;

- изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2 этап - практический

- работа с детьми по развитию речи дошкольников средствами устного народного творчества :

- цикл занятий, бесед, игр-имитаций по теме проекта чтение стихов, потешек, сказок;

- работа с родителями (консультации по теме проекта);

- выявить знания родителей о народном творчестве, о значении фольклора в развитии речи детей через анкетирование.

3 этап – заключительный

- Итоговое мероприятие – развлекательный досуг «Масленичные посиделки».

Методы и приёмы, используемые на проекте :

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми потешек, песен, загадок.

Игровой метод: игры - драматизации, игры - инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

Содержание практической деятельности с детьми

- оформление книжного уголка;

- показ кукольного театра по русским народным сказкам;

- обыгрывание потешек «Кисонька-Мурысонька», «Заинька походи, серенький походи», «Как у нашего кота»;

- чтение пословиц, сказок, прибауток, загадок, песен, чистоговорок, скороговорок;

- беседы на тему «Бабушкин сундук», «Что такое Масленица, «Игры наших бабушек»;

- рисование иллюстрации к любимой сказке;

- прослушивание русских народных песен, разучивание русской народной песни «Я по лугу гуляла…»;

- подвижная игра «Платочек», «Ручеек», «Бабка Ежка»;

- в свободной игровой деятельности, используя настольный театр, кукольный театр, пальчиковый театр обыгрывание знакомых сказок.

3 этап - заключительный.

Организация совместной деятельности с детьми (народные игры, разучивание народной песни, пословиц и загадок, инсценирование сказки «Руковичка», разучивание танцевальных движений в русском народном стиле).

Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, речевую, музыкально – игровую). Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии педагог – родители.

Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.

Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.

Приложение

Русская народная игра «Бабак Ежка»

Описание: В середину круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка – Костяная ножка

С печки упала, ногу сломала,

А потом и говорит:

- У меня нога болит.

Пошла она на улицу –

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот замирает.

Пословицы:

"Андрей, воробей, не летай на реку, не клюй песку, не тупи носку: пригодится носок на овсяный колосок".

"Берегися бед, пока их нет".

"Береженого и бог бережет".

"И по заячьему следу доходят до медвежьей берлоги".

"Лукавство не велико, а сторожность есть".

Приложение

Русские народные песенки и потешки

— Пальчик-мальчик,

Где ты был?

— С этим братцем

В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил.

С этим братцем

Кашу ел.

С этим братцем

Песни пел!

* * *

— Ладушки, ладушки

Где были?

— У бабушки!

— Что ели?

— Кашку!

— Что пили?

— Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

* * *

— Сорока, сорока!

Где была?

— Далёко!

Печку топила,

Кашку варила,

На порог скакала –

Гостей созывала.

Гости прилетели,

На крылечко сели.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

Он по воду не ходил,

Дрова не рубил,

Печку не топил,

Кашку не варил.

* * *

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьёт,

Забодает,

забодает,

забодает.

* * *

Ночь пришла,

Темноту привела;

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Уже поздно, сынок,

Ложись на бочок,

Баю-бай,

Засыпай.

* * *

Котя, котенька-коток,

Котя — серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать,

Прибаюкивать.

* * *

Баю-баю, баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.

* * *

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придёт серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток

К нам, волчок, не ходи,

Нашу детку не буди.

* * *

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснётся Васька-кот,

Разобьёт весь хоровод.

* * *

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка!

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь,

Ване спать не даёшь?

* * *

Травка-муравка

Со сна поднялась,

Птица-синица

За зерно взялась,

Зайка — за капустку,

Мышки — за корочку,

Ребятки — за молоко.

* * *

Дождик, дождик, пуще

Будет травка гуще,

Будут листья зеленей,

Будут ягодки красней.

* * *

Радуга-дуга,

Не давай дождя.

Давай солнышка,

Колоколнышка!

* * *

Наши уточки с утра —

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда —

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора —

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху —

Грру-угрру! Грру-угрру!

Наши курочки в окно —

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споёт ку-ка-ре-ку!

* * *

— Курочка-рябушечка,

Куда ты пошла?

— На речку.

— Курочка-рябушечка,

Зачем ты пошла?

— За водичкой.

— Курочка-рябушечка,

Зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить.

— Курочка-рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

— Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

* * *

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

* * *

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдёт,

Через киску упадёт!

* * *

— Кисонька-мурысенька,

Ты где была?

— На мельнице.

— Кисонька-мурысенька,

Что там делала?

— Муку молола.

— Кисонька-мурысенька,

Что из муки пекла?

— Прянички.

— Кисонька-мурысенька,

С кем прянички ела?

— Одна.

— Не ешь одна! Не ешь одна!

* * *

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошёл котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу

Да и Бореньке снесу.

* * *

Ай, дуду-дуду-дуду,

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу,

Он играет во трубу,

Во серебряную.

Труба точёная,

Позолочённая,

Песня ладная,

Сказка складная.

* * *

Тили-тили-тили-бом!

Загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом.

* * *

Бежала лесочком

Лиса с кузовочком.

— А что в кузовочке?

— Лесные грибочки,

Грибочки-груздочки

Для сына, для дочки.

* * *

Жил-был у бабушки

Серенький козлик.

Вот как! Вот как!

Серенький козлик.

Бабушка козлика

Очень любила.

Вот как! Вот как!

Очень любила.

Вздумалось козлику

В лес погуляти.

Вот как! Вот как!

В лес погуляти!

Напали на козлика

Серые волки.

Вот как! Вот как!

Серые волки.

Остались от козлика

Рожки да ножки.

Вот как! Вот как!

Рожки да ножки.

Проект «Масленичные посиделки» (развитие речи детей 4–5 лет с использованием устного народного творчества)
Фото «Масленичные посиделки»
Проект  (развитие речи детей 4–5 лет с использованием устного народного творчества) - фото
Фото №1 Актуальность проекта Русское Фото №2 Народная культура фольклор народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой
Публикации по теме:

План работы по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» План работы по самообразованию МБДОУ «Детский сад № 14» г. Усинска Рахманова Татьяна Юрьевна Самообразовательная работа над темой: 1. Тема.

Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством устного народного творчества» Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные.

Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего.

Отчёт по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» В 2018-2019 учебном году мною была выбрана тема по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Презентация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет» Возраст 4-5 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача педагога в области развития детей среднего дошкольного.

Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» Управление образования АДМИНИСТРАЦИИ ВАЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский.

Проект «Развитие устной речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» Одной из главнейших задач детского сада является формирование правильной устной речи на основе овладения детьми литературного языка своего.

Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшей группы Гармоничному развитию личности ребенка способствует активное применение малых форм фольклора. Устное народное творчество особенно доступно.

Опыт работы «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет» Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс.

Презентация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста» Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Масленичные посиделки» (развитие речи детей 4–5 лет с использованием устного народного творчества)
Опубликовано: 27 октября 2019 в 15:30
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД