МААМ-картинки

Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшей группы

наталья веселова
Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшей группы

Гармоничному развитию личности ребенка способствует активное применение малых форм фольклора. Устное народное творчество особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для работы с детьми по развитию речи. Поэтому в работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи.

Публикация «Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшей группы» размещена в разделах

Пословицы, песни, обряды, сказки, давая людям эстетическое наслаждение, несли одновременно и определенный объем жизненно необходимой информации.

Русские народные песенки, пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.

Особое значение имеет введение малых фольклорных форм, ярких народных выражений в живую разговорную речь. Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии. Чтение народных песенок, потешек сопровождаемое показом наглядного материала, глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.

Основной вид деятельности дошкольника – игра. Через нее ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием. Знание потешек делает самостоятельнее ребят в играх, дает возможность интереснее использовать игрушки, развивает наблюдательность.

Потешки тесно связаны с народной песней, благодаря чему очень музыкальны и ритмичны. Песни отличаются широтой тем, разнообразием поэтических образов, богатством стихотворных форм, интонацией – они воспитывают музыкальность, чувство ритма.

Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и речи.

Д. Б. Эльконин в одной из своих работ отмечает, что рифма и ритм являются в раннем возрасте основой для запоминания различных слов и словосочетаний, потешек. Он утверждал, что при повторении слов и фраз предметом сознания ребенка являются не смысл и их значение, а звуковой состав и ритмическая структура. Такое повторение удобно осуществлять, применяя малые фольклорные формы.

А. М. Леушина установила взаимосвязь между конкретным образом и степенью его эмоциональной близости ребенку. Все словесные представления осмысливаются ребенком только через его чувственный опыт и переводятся им в зрительно-наглядные образы. Смысловая и структурная стороны речи младшего дошкольника определяются доминирующей ролью того наглядного образа, который возникает в сознании ребенка. Аффективная основа в структуре образа является доминирующей.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность». Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, но в то же время остаются простой игрой. Этим они и привлекают детей.

Колыбельные песни, наряду с другими жанрами заключают в себе силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Через колыбельную песню ребенок усваивает первичный словарный запас, без которого невозможно познание окружающего мира, развитие мышления. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька». Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем, это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбельным образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют заменять слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

С помощью народных потешек, пестушек возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь сказки просты по содержанию и форме («Репка», «Курочка ряба», и сказки с острым захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», волшебные сказки открывают детям просторы для фантазирования. Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами, свойственными человеку: они умеют говорить, думать. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было. Сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны, а также являются незаменимым материалом для дикционных упражнений. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств (например, передать, как курочка утешала деда и бабу; как ласково разговаривала с колобком лиса, предлагая ему повторить свою песенку или прочитать пословицу, поговорку, выделяя голосом главные по смыслу слова) и различного темпа речи, например, скороговорки: Около кола – колокола (произнести 3 раза медленно, в умеренном темпе, в ускоренном темпе). Так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

А. П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи.

Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Особенность русского фольклора – педагогичность: его воспитательное влияние трудно переоценить. Мир фольклора, в котором человек живет в гармонии с природой, дает возможность ребенку войти в атмосферу поэтических образов. Заклички дождю, солнцу, радуге; приговорки птицам; считалки учат детей не только замечать радость и проблемы окружающего мира, но также у них происходит формирование активного словаря, развитие речевого общения.

Разнообразные народные песни показывают, как богата душа русского человека. Печальные – раскрывают детям способы выражения сострадания и сочувствия другим; хороводные, игровые – учат пользоваться невербальными средствами общения.

Столетиями передавались из поколения в поколение тексты материнского фольклора, например, колыбельные песни. Ритм колыбельной песни соотнесен с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка. В них можно увидеть то трепетное отношение любящей мамы к сыну или дочери, которое закреплялось в образных, рифмованных, легко запоминающихся текстах.

К сожалению, современные молодые мамы не знают русских колыбельных песен. А ведь в них поется обо всем, что окружает малыша первые месяцы и годы жизни. В них поется о животных и птицах, которые помогают матери убаюкивать малыша. Эти коротенькие незамысловатые песенки помогают ребенку познавать мир.

Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию исконно русской речи, отражающей, как известно, традиции и мировидение ее создателей и носителей. Погружение в фольклорную среду в крестьянской семье начиналось с рождения и продолжалось в течении всей жизни. В современном семейном воспитании использование произведений устного народного творчества сужено. Очень часто мамы просто не знают, что потешки, поговорки, пословицы, сопровождаясь телесными играми с маленьким ребенком, помогают ему эмоционально ощутить отдельные части тела в живом контакте с ее руками. Например, мама бережно и нежно поглаживает пальчики ребенка, головку, ножки.

Прикосновения и поглаживания стимулируют деятельность ЦНС, повышают психическую устойчивость.

Таким образом, словесное устное народное творчество влияет на развитие речи детей. С их помощью можно практически решать все задачи методики развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно использовать этот богатый материал словесного творчества народа.

Публикации по теме:

План работы по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» План работы по самообразованию МБДОУ «Детский сад № 14» г. Усинска Рахманова Татьяна Юрьевна Самообразовательная работа над темой: 1. Тема.

Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего.

Отчёт о проделанной работе по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» В 2018-2019 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». Возраст от 3 до 4.

Отчёт по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» В 2018-2019 учебном году мною была выбрана тема по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Презентация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет» Возраст 4-5 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача педагога в области развития детей среднего дошкольного.

Разработка проекта «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Разработка проекта «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Тип проекта. • По доминирующей.

Опыт работы «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет» Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс.

Консультация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста» Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста Аннотация: В статье раскрывается значение устного народного.

Презентация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста» Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего.

Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Слово объясняет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшей группы
Опубликовано: 15 октября 2019 в 14:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД