Ольга Куцулым
Исследовательский информационный групповой долгосрочный проект «Мир без опасностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование необходимости разработки и реализации проекта
“Образование уменьшает число опасностей,
угрожающих нашей жизни, уменьшает число
причин страха и, давая возможность измерить
опасность и определить ее последствия,
уменьшает напряженность страха ввиду этих
опасностей”.
К. Д. Ушинский
Публикация «Исследовательский информационный групповой долгосрочный проект „Мир без опасностей“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Современное общество несёт колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всём мире всё больше внимания уделяется вопросам безопасности человека : анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, социального, техногенного и социального происхождения, идёт интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни.
Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. А с наступлением ХХI века во всём мире проблема стоит особенно остро. Сегодня реальность такова, что никто в современном мире не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Ежегодно работники МЧС России получают тревожные сводки о пожарах, наводнениях и других чрезвычайных ситуациях, жертвами которых становятся наши дети. Грустная статистика говорит о том, что в Российской Федерации происходит свыше 250 тысяч пожаров в год, на которых погибают более 14 тысяч человек, причём 5% от общего числа – дети. Данные же медицинской статистики показывают, что из всего детского травматизма бытовые травмы составляют от 50 до 75% (С. Я. Долецкий, С. М. Мартынов); из них 42% травмированных – дети первых 6 лет жизни. Понимая, что дети – это самое дорогое, что есть в любом обществе, в независимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как развивать в детях-дошкольниках навыки безопасного поведения и приобщить их к принципам здорового образа жизни.
Актуальность проекта
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснить как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.
Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для разработки данного проекта : «Мир – без опасностей».
Противоречия
Современная наука совершила переворот в культурно-историческом бытие людей, меняются ценностные ориентации и установки, проблема поддержания безопасной жизнедеятельности, устойчивого здоровья становится предметом научных исследований, появляются специальные практики и методики. Существуют различные подходы к данному вопросу, поэтому необходимо подобрать такие образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата в дошкольном возрасте.
Новизна проекта
Новизна в том, что показан путь адаптации федеральной программы «Безопасность» к условиям конкретного дошкольного учреждения, четко обозначены направления работы. Система обучения детей правилам безопасного поведения насыщена методами и приемами, влияющими на эмоциональную сферу воспитанников. В формировании основ безопасного поведения дошкольников используется метод ситуативно-имитационного моделирования, что положительно сказывается на результатах.
Цель проекта :
• познакомить детей дошкольного возраста с правилами и нормами безопасного поведения с использованием ситуативно-имитационного моделирования.
Задачи проекта :
Образовательные
• Развивать практические навыки поведения при опасных ситуациях;
• Расширить и систематизировать знание детей об окружающем мире;
Развивающие
• Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, познавательный интерес.
• Учить придумывать игры, составлять рассказы, загадки, активизировать словарный запас детей.
• Сформировать осознанное овладение практическими действиями через ситуативно-имитационное моделирование;
Воспитательные
• Воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, природе;
• Развивать у детей дружеские взаимоотношения, желание помочь другим, чувство сопереживания;
Участники проекта : дети в возрасте от 3 до 7 лет.
Срок реализации проекта : 2009 – 2012 учебный год.
Вид проекта : исследовательский, информационный, групповой, долгосрочный.
Основанием для разработки проекта являются
нормативно-правовые документы:
Формирование жизнеспособности подрастающего поколения – одна из главных задач развития страны. Сегодня направление государственной политики в области поддержки, развития и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов:
• Закон Российской Федерации «Об образовании» (принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ);
• Семейный кодекс Российской Федерации (от 29 декабря 1995г. С изменениями 15 ноября 1997г. ; 27 июня 1998г. ; 2 января 2000г.
• Устав дошкольного учреждения (утвержден Распоряжением Администрацией города от 23.08.2011г. № 2354);
• Санитарно-эпидимиологические требования к устройству и содержанию организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.2660-1027.08.2010г., утвержденный Главным государственным санитарным врачом РФ Г. Г. Онищенко.
• Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.);
• Приказ Минздрава России от 04.04.03 г. №139 «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» (вместе с рекомендуемым перечнем оборудования и методик по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений).
• Постановление Правительства РФ от 27.11.11 № 2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
• «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный №16299 от 08 февраля 2010г. Министерства юстиции РФ).
Теоретическое обоснование проекта :
Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, которая позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.
Одной из наиболее приоритетных и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных учёных, начиная с М. В. Ломоносова, В. А. Левицкого, И. М. Сеченова, А. А. Скочинского, Вернадского и др. Также большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных учёных Л. Адлера, Б. Паскаля, З. Фрейда, П. Маслоу и др.
В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л. Григорович, С. Мартынов, К. Белая, В. Зимонина и др.).
Л. Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа.
С. Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).
К. Белая и В. Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, картотеки игр и сценарии театрализованных представлений.
Н. Мельникова, Л. Захарова, Р. Шакурова разработали план-программу “Один дома”, по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.
Т. Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей).
Программа Р. Б. Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, целью которой является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных, неожиданных, ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Данная программа включает в себя такие разделы как: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города».
Содержание проекта
Работая в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года, решать содержание образовательной области «Безопасность» необходимо через интеграцию всех образовательных областей, организацию самостоятельной детской деятельности, создание предметно-развивающей образовательной среды и взаимодействие с семьями воспитанников.
Обязательность включения области «Безопасность» обусловлена:
- с одной стороны, наличием потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций, связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.);
- с другой стороны, антропогенными изменениями в природе, являющимися причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.).
Безопасность жизнедеятельности (состояние физической, психической и социальной защищенности) выступает необходимым условием полноценного развития человека. «Безопасность» окружающего мира природы – необходимое условие существование каждого человека, взрослого и ребенка.
Основные задачи психолого-педагогической работы:
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности (формирование представлений о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях; формирование осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям).
- формирование основ безопасности окружающего мира природы (формирование представлений о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций, приобщение к правилам безопасного для окружающего мира природы поведения; формирование осторожного и осмотрительного отношения к окружающему миру природы) как предпосылки экологического сознания.
При реализации этих задач в ДОУ соблюдается принцип возрастной адресности. Содержание выстраивается последовательно: одни темы выбираются для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, другие – для детей старшего дошкольного возраста.
Виды интеграции образовательной области «Безопасность»
Таблица 1
По задачам и содержанию
психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания)
«Труд» (формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности)
«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы)
«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания)
«Здоровье» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека) «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира).
Применение видеоматериалов;
Экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.
Основные принципы реализации проекта
Методы ознакомления детей с основами безопасности
Схема 3
Схема 4
Деятельность - как условие по ознакомлению детей
с основами безопасности
Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребёнок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Деятельность обеспечивает условие для формирования многих личностных качеств. Ребёнок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.
Схема 5
Формы организации учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности
Схема 6
Средства обучения
В качестве средств обучения, с учётом возрастных особенностей детей, используются:
Таблица 2
• плакаты;
• иллюстрации;
• сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
• разрезные картинки;
• мозаики;
• настольно-печатные игры;
• дидактические игры;
• атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
• компьютерные презентации;
• карточки для индивидуальной работы;
• костюмы: милиционера, врача, незнакомца, пожарного, светофора;
• видеоуроки по ОБЖ;
• слайды по ОБЖ;
• игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);
• транспортные средства: (самокаты, машинки на аккумуляторах, велосипеды); • макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
• настольный макет, моделирующий улицы и дороги;
• альбомы по ОБЖ;
• маски автомобилей;
• автоплощадка для практических занятий на территории ДОУ и в холле 1 этажа;
• дорожные знаки;
• муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
• аптечка;
• карточки с телефонами служб спасения;
• телефон;
• картотека подвижных игр по ОБЖ;
• подборка художественной литературы по теме;
• конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
• папки-передвижки;
• цикл консультаций для детей, воспитателей и родителей.
Проект «Мир без опасностей» предполагает:
- регулярное планирование и проведение совместной деятельности детей, воспитателей, родителей;
проведение минуток безопасности; инструктажей с воспитанниками по безопасной жизнедеятельности согласно циклограмме;
- Ежегодное проведение месячника безопасности в ДОУ (2 раза в год);
- Систематическое проведение тематических консультаций, бесед, родительских собраний, распространение буклетов;
- Проведение мониторинга знаний правил безопасного поведения (в начале и конце учебного года).
Основные направления реализации проекта
Работа осуществлялась в 3 этапа
Схема 7
1. подготовительный (2009г.)
Задачи:
- определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов, составление перспективных планов, и т. д.
- Подбор литературы.
- Наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий.
- Подбор статей консультаций, рекомендаций по теме.
- Анкетирование родителей и диагностирование детей.
- Круглый стол с участием родителей и детей.
2. основной (2010 – 2012)
Задачи:
- реализация основных видов деятельности по направлениям проекта, реализация поставленных целей и задач.
3. заключительный (2012г)
Задачи: Обобщение результатов работы в форме планшетов, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, и по возможности составление рекомендаций, презентация опыта работы на конференции для педагогов дошкольного учреждения. Подведение итогов, составления плана на новый учебный год.
Механизмы реализации проекта
Таблица 3
№ Содержание мероприятий Сроки Исполнители
1. Подготовительный этап
1.1. Провести анализ потенциала ресурсного обеспечения детского сада. Сентябрь 2009
Руководитель проекта
1.2. Организация предметно-развивающей среды на территории детского сада и в помещении. Сентябрь-май
2009 Руководитель проекта,
воспитатели,
родители
1.3 Изучение литературы, печатных изданий Октябрь
2009 Руководитель проекта
1.4. Анкетирование родителей, детей Ноябрь
2009
Руководитель проекта
1.5. Разработка проекта «Мир без опасностей» Сентябрь-май
2009 Руководитель проекта
2. Основной этап
2.1. Реализация проекта «Мир без опасностей» Сентябрь- май 2010-2012 Руководитель проекта
2.2. Работа с родителями в рамках проекта, в соответствии с тематическим планированием. Сентябрь- май 2010-2012 Руководитель проекта
2.3. Работа с педагогами в рамках проекта : консультирование, семинары практикумы в соответствии с планированием. Сентябрь- май 2010-2012 Руководитель проекта
3. Заключительный этап
3.1. Мониторинг реализации проекта. Апрель 2012 Руководитель проекта
3.2. Подведение итогов реализации проекта, оценка результативности деятельности в рамках проекта. Май 2012 Руководитель проекта
3.3. Отчёт о работе на организационном заседании педагогического совета. конец августа Руководитель проекта
Организацию работы по основам безопасности поведения с детьми разделили на несколько периодов. В реализации каждого периода поставили задачи:
1 период – заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
2 период – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать дошкольников в умении применять эти правила;
3 период – на основе усвоенных знаний и умений (превращение правил из внешних требований во внутренние мотивы) возможно осознанное овладение реальными практическими действиями.
Выделили ряд условий воспитания безопасного поведения (на примере опасностей в быту) у дошкольников:
отбор доступного детям содержания знаний и умений в быту и установление последовательности его освоения;
применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка;
осознание взрослыми необходимости совместной целенаправленной деятельности в данном направлении и осуществление ее при изменении характера взаимодействия с ребенком.
Кроме того, определили основные показатели безопасного поведения детей : знания, умения, отношения:
знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;
отношения переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности.
Планирование работы безопасного поведения детей от 3 до 5 лет
Педагогические задачи:
Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах поведения на улице, дома, в общественных местах. О предметах требующих осторожного обращения, о предметах опасных для жизни и здоровья.
Развивать способности к предвидению возможной опасности и построению адекватного, безопасного поведения.
Сделать знания по разделу «Безопасность» личностно значимыми для каждого ребенка. (приложение 1).
Планирование работы безопасного поведения детей от 5 до 6 лет
Педагогические задачи:
Уточнить знания детей об окружающих людях; рассказать детям о типичных опасных ситуациях возможных контактов с незнакомыми людьми;
Учить детей правильно обращаться с животными, приучать детей быть осторожными с незнакомыми растениями, воспитывать у детей природоохранное поведение;
Дать элементарные представления о том, чем опасен автомобиль для человека; познакомить детей с некоторыми дорожными знаками, с правилами безопасного поведения на улице и в общественных местах; способствовать осознанному выполнению этих правил;
Дать детям сведения об опасных вещах, убедить в необходимости быть осторожными при обращении с ними. (приложение 2).
Прогнозируемые результаты
Знать:
• свое имя и фамилию, домашний адрес
• имя родителей, воспитателя
• и называть предметы, которыми они пользуются в быту, некоторые предметы бытовой техники; как правильно вести себя, если в дом приходит незнакомец;
• какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению;
• виды транспорта; различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; иметь представления о правилах поведения на улицах и в транспорте.
Уметь:
• осторожно обращаться с опасными предметами (нож, ножницы, вилка и т. п.); оберегать свое тело и лицо, бережно относиться к другим;
• пользоваться телефоном, вызывать скорую помощь, пожарных;
• заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью
Иметь представление:
• о профессии пожарного, врача скорой помощи, милиционера;
• о том, что именно может быть опасным в общении с другими людьми;
• об инфекционных болезнях и их возбудителях;
• о съедобных ягодах и ядовитых растениях;
• об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы.
Планирование работы безопасного поведения детей от 6 до 7 лет
Педагогические задачи:
Учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице;
Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме;
Учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью; уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения;
Дать детям представление о том, что планета Земля в опасности : во многих местах загрязнены вода, земля, воздух; познакомить детей с правилами поведения в природе (запрещающие знаки); учить бережно относиться ко всему живому;
учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регуляторами;
закрепить знания правил дорожного движения, о назначении сигналов светофора; знания о дорожных знаках;
воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, культуру поведения в общественных местах. (приложение 3).
Прогнозируемые результаты
Знать:
• имя и отчество родителей, полный домашний адрес и телефон;
• правила поведения на улице, дома, в детском саду, выполнять их;
• что поступки взрослых и детей могут быть положительными и негативными;
• правила обращения с опасными предметами;
• правила поведения на улице и в транспорте
• о необходимости бережного отношения к своему здоровью
Уметь:
• оказывать помощь другому человеку; анализировать свои поступки и поступки других людей;
• договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками;
• вести себя с другими людьми, чтобы не причинить вред ни себе, ни им
Иметь представление:
• о работе своего организма, о значении правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены;
• о таких правилах поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Сотрудничество с родителями
Эффективность работы с родителями по основам безопасности обусловлена положительным примером поведения взрослых. Поэтому основной задачей детского сада становится совместная деятельность педагогов, родителей, служб и ведомств по решению проблемы безопасности детей.
Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего в семье.
Основные направления работы с семьей:
• родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД;
• анкетирование;
• профилактические консультации, беседы;
• фото, видеоматериалы;
• информационные стенды – рекомендации родителям;
• выпуск буклетов;
• выставки поделок, рисунков;
• совместные спортивные досуги;
• Работа с детьми и родителями по составлению маршрута безопасного пути от детского сада до дома, в котором родители, заполняя маршрут вместе с ребенком, отслеживают изменения, происходящие по дороге в детский сад, выделяют опасные участки.
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Каков эталон родителей, ориентированный на воплощение этой цели? Это - «идеальные родители», то есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, красоты, добра. Это - родители, которые показывают положительный пример своим детям. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации.
Перспективный план работы с родителями (приложение 5).
Сотрудничество с педагогами ДОУ
Для оказания повседневной и целенаправленной помощи воспитателям при ознакомлении дошкольников с правилами безопасности, особое внимание уделяется вопросам повышения квалификации педагогов.
Основные формы работы с педагогами:
консультации, беседы;
информационно-практические занятия;
анкетирование;
выставки;
изготовление современных методических игр, пособий
обзор педагогической литературы.
План работы с воспитателями (приложение 6)
Ресурсное обеспечение проекта
Успешному обучению детей способствует тесная взаимосвязь со специалистами МБДОУ. Сотрудничество позволяет комплексно и системно подходить к решению поставленных задач, на основе здоровьеформирующих технологий. Но главная роль во взаимодействии принадлежит воспитателю.
*Медицинский работник - выявление особенностей детей и их сообщение воспитателям, проведение профилактических мероприятий, контроль над соблюдением санитарно-гигиенических норм.
* Воспитатели - учёт особенностей детей, проведение закаливающих процедур, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс и режимные моменты.
* Инструктор по физическому воспитанию - учёт особенностей детей, проведение закаливающих процедур, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс и режимные моменты, использование соответствующих возрасту детей двигательных упражнений и оздоровительных методик.
* Музыкальный руководитель - учёт особенностей детей, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, повышение психоэмоциональной устойчивости через объяснение особенностей музыки, её влияния на эмоциональное состояние человека
* Учитель-логопед - учёт особенностей детей, включение и по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, использование коррекционной работы для исправления недостатков речи, тем самым повышая уверенность ребёнка в себе, следовательно, повышая его социальный статус, психоэмоциональную устойчивость.
*Педагог – психолог - консультации по вопросам психоэмоционального состояния детей.
Социальные партнёры
Проект «Мир без опасностей» по формированию основ безопасного поведения с использованием ситуативно-имитационного моделирования предусматривает взаимодействие с социальными партнерами:
• сотрудниками ГИБДД (ежегодно заключается план совместных действий по профилактике ПДД);
• сотрудниками пожарной части № 64;
• студентами СурГПУ;
• центральной детской библиотекой № 3.
Перспектива распространения проекта
По окончании реализации проекта «Мир без опасностей» результаты его реализации будут представлены педагогам ДОУ. Планируется размещение материалов на интернет сайте «Первое сентября», а также публикация материалов в журнале «Югорское детство». Рассматривается также возможность представить данный проект на Всероссийский конкурс «Росточек: мир спасут дети».
Ожидаемые результаты:
• знания об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
• формирование ценностей здорового образа жизни;
• знания основ безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.
Материально-техническое обеспечение проекта «Мир без опасностей» :
1. Спортивный зал и оборудование для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня дошкольника, тренажёрный зал.
2. Пост ДАИ в рекреации с необходимым оборудованием для ознакомления детей с правилами дорожного движения.
3. Спортивные площадки, укомплектованные специальным спортивным оборудованием.
4. Компьютеры, оргтехника с лицензионным программным обеспечением.
Список литературы
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность : учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. - М. : АСТ, 1998.
2. Акопова, Э. С. Новая практика начального образования в России/ Э. С. Акопова// Мир технологий. -2001-№ 3-4. с. 14-32.
3. Акопова, Э. С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов-М. ,2004.-С. 43-44.
4. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников : книга для воспитателей детского ада и родителей / К. Ю. Белая, В. Н. Зимовина. -М. : Просвещение, 1998.
5. Гаткин, Е. Я; Гуревич, А. В. Безопасность ребё нка в большом городе: педагогические и социальные технологии / А. В. Гуревич, Е. В. Хижнякова, Э. С. Акопова. - М., 2002.
6. Деркунская, В. Как воспитать ребёнка валеологически культурным? // дошкольное воспитание / Деркунская В., Поведенок Н., Тимофеева Н., 2004-№ 11-стр. 12-15.
7. Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек-М. : ТЦ Сфера, 2004.- 224с.
8. Иванова, Е. Ю. 100 игр, сценариев и праздников в детском саду и начальной школе / Е. Ю. Иванова. - М. : Аквариум, 2000.
9. История советской дошкольной педагогики: хрестоматия / составлено Н. Б. Мчедлидзе / под редакцией М. Н. Колмаковой, В. И. Логиновой. - М. : Просвещение,1988.
10. Котик, М. А. Психология и безопасность/ М. А. Котик. - Таллинн: Валгу-с, 1989.
11. Козлова, С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М, 2001.-416с.
12. Карепова Т. Г. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция - быть здоровыми!». - Психолог в детском саду. -2006.-№ 3.-с. 52-80.
13. Мартынов, С. М. Здоровье ребёнка в ваших руках / С. М. Мартынов / Советы практического врача – педиатра: книга для воспитателей и родителей. - М. : Просвещение, 1991.-С. 123-160.
14. Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие-СПб. : Детство-пресс, 2004.
15. Пономарёв В. Г; Русак, О. Н. Безопасность жизнедеятельности / О. Н. Русак. - СПб, 1994.
16. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. - М. : 1986г.
17. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения: пособие для воспитателей детского сада / Э. Я. Степененкова, М. Ф. Филенко. - М. : Просвещение, 1999.
18. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/ Т. Г. Хромцова. - М. : Педагогическое общество России, 2005.
19. Чермашенцева, О. В. Основы безопасного поведения дошкольников. Занятия, планирование, рекомендации / О. В. Чермашенцева. - Издательство «учитель»,2008.
20. Шойгу, С. К. Организационные указания по подготовке населения российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций на 1998-2000 годы / С. К. Шойгу// Основы безопасности жизнедеятельности- 1998.-№ 2.-С. 55-60.