МААМ-картинки

Проект «Мир сенсорики» для детей младшей группы

Елена Панкратова
Проект «Мир сенсорики» для детей младшей группы

Проект для детей младшей группы

Актуальность

В раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Сенсорное развитие-это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Публикация «Проект „Мир сенсорики“ для детей младшей группы» размещена в разделах

Главное в данном возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.

Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Проблема

Одним из приоритетных направлений дошкольного возраста является воспитание сенсорной культуры детей. Без обогащения сенсорного опыта, без сформированности системы сенсорно – перцептивных действий и системы сенсорных эталонов у детей, не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей показал недостаточный уровень сенсорного развития. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

Цель

Формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.

Задачи

Формировать сенсорные представления детей 2 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.

Формировать полноценное восприятие окружающего мира.

Развивать у детей заинтересованность и умение играть в сенсорно-настольные игры.

Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность.

Содержание проекта строится на принципах

Принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.

Принцип дифференциации и индивидуализации - создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.

Принцип диалогического общения – открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.

Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

Принцип систематичности и последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Методы проекта

наглядные: демонстрация наглядных пособий, плакатов, макетов, схем, иллюстраций, личный пример педагога;

словесные: рассказ, беседа, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;

практические: создание развивающей среды, изготовление пособий, оформление уголка;

игровые: дидактические игры, игровые действия, воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание загадок, сюрпризный момент.

Предполагаемый результат

У воспитанников:

В результате планомерной, системной работы происходит развитие ребенка. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения сначала в детском саду, затем в школе. Развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов.

Приобретение дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала способствует обогащению предметно-развивающей среды. Развивающие пособия дают возможность в условиях пребывания детей в детском саду самостоятельно и с творческим подходом воспитателя реализовывать задачи сенсорного развития.

У родителей:

Повышение педагогической культуры родителей.

Установление с родителями доверительных и партнёрских отношений.

У педагога:

Рост профессионального мастерства в вопросах формирования и развития сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Этапы работы проекта

I. Организационно - подготовительный этап

- Постановка цели и задач, определение актуальности и значимости проекта.

- Подбор методической литературы для реализации проекта.

- Подбор наглядно-дидактического материала, методической литературы.

- Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.

- Анкетирование родителей.

- Проведение диагностики с целью определения уровня сенсорного развития детей.

II. Основной этап

- Составление плана работы с детьми и родителями.

- Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.

- Подбор и изготовление дидактических игр.

- Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию.

- Проведение индивидуальной работы с детьми.

- Консультации для родителей.

- Индивидуальные беседы с родителями.

- Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».

- Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

III. Заключительный этап (обобщающе-результативный)

- Анализ проекта.

- Оформление наглядного и дидактического материала.

- Создание картотеки «Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста».

- Оснащение группы центром «Сенсорика».

Сроки Этапы реализации проекта

Организационно - подготовительный этап

СЕНТЯБРЬ - Постановка цели и задач, определение актуальности и значимости проекта.

- Подбор методической литературы для реализации проекта.

- Подбор наглядно-дидактического материала, методической литературы.

- Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.

- Анкетирование родителей.

- Проведение диагностики с целью определения уровня сенсорного развития детей.

Основной этап

Мероприятия с детьми Обогащение развивающей среды

ОКТЯБРЬ Беседы

- «Какого цвета одежда?»

- «Какого цвета эти предметы?»

НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Цветные клубочки», «Разноцветные обручи»

Дидактические игры

- «Разложи фигуры по цвету»;

- «Собери пирамидку из колец»;

- «У кого такая же?»;

- «Собери матрешку»;

- «Запомни свой цвет»;

- «Длинное – короткое».

Сюжетно-ролевые игры

- «Новоселье у куклы Наташи»;

- «Строители строят высокую и низкую башни»

Познавательно-исследовательская деятельность

- Сыпучесть материалов «Пересыпаем (перекладываем, переливаем)».

Подбор и систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Изготовление развивающих пособий:

- «Повтори узор» (геометрические фигуры);

- «Разноцветные ленточки»;

- «Парные картинки»;

- «Разложи чашки по цветным тарелочкам».

Наглядная информация:

- папки-передвижки «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».

НОЯБРЬ Беседы

- «Какого цвета бывает…»;

- «Что бывает круглым?».

НОД

- по познавательному развитию (ФЭМП) «Различие круга и квадрата»

- по художественно-эстетическому развитию (аппликация на полосе) «Шарики и кубики», «Пирамидка».

Дидактические игры

- игра с блоками Дьенеша «Собери по схеме «Дом»;

- «Чудесный мешочек»;

- «Сложи снеговика» (из геометрических фигур;

- «Собери картинку»;

- «Что катится»;

- «Чего не хватает».

Подвижные игры

-«Прокати синий (красный, желтый) мяч в синие (красные, желтые) ворота»

-«Прокати (синий, красный) шарик по цветной дорожке»

-«Бегите к (синему, красному) флажку»

Сюжетно-ролевые игры

- «Подбери одежду для куклы» (по величине);

- «Путешествие на лесную поляну» (грибы, ягоды различной величины);

Познавательно-исследовательская деятельность

- Свойства воды «Окрашиваем воду в синий (красный) цвет»;

- Величина «Три медведя» (определение принадлежности вещей). Изготовление пособий:

- «Бизиборд»;

- «Сенсорные мешочки»;

- «Укрась ёлочку шарами»;

- «Поиграем с прищепками»;

- «Тактильные дощечки»;

- «Застежки»

Консультации для родителей: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей первой младшей группы»;

«Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет».

Заключительный этап

ДЕКАБРЬ - Анализ проекта.

- Обобщение результатов работы на родительском собрании.

- Обобщение результатов работы (в виде картотеки дидактических игр по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста).

- Создание в группе развивающего цента «Сенсорика».

Публикации по теме:

Картотека игр для развития сенсорики у детей младшего дошкольного возраста «Укрась бабочку» Цели: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один,.

Картотека игр на развитие сенсорики для детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребенка - это получение малышом знаний о свойствах предметов (форма, размер, цвет, запахах и вкусовых качествах. Ранее.

Консультация для педагогов «Дидактические игры для развития сенсорики у детей» Сенсорное развитие ребенка — это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса.

Лэпбук «Я познаю мир сенсорики» для детей раннего возраста с 3–4 летЛэпбук «Я познаю мир сенсорики» для детей раннего возраста с 3–4 лет Лэпбук «Я познаю мир сенсорики» для детей раннего возраста с 3-4 лет. Лэпбук разработан для работы с детьми группы раннего развития. В него.

Лэпбук для детей раннего возраста «Мир сенсорики»Лэпбук для детей раннего возраста «Мир сенсорики» Лэпбук - сравнительно новое средство обучения. По своей структуре и содержанию он доступен детям дошкольного возраста. Это игра, творчество,.

Педагогический проект «1 июня — День защиты детей» для детей второй младшей группы 1 июня – День защиты детей Педагогический проект: «1 июня – День защиты детей». Продолжительность проекта: краткосрочный (5 дней). Тип.

Проект для детей второй младшей группы ПДД Проект для детей второй младшей группы "Маленький пешеход" Вид проекта: познавательно-игровой. Участники проекта: дети второй младшей группы,.

Проект «Посуда» для детей младшей группы Проект на тему «Посуда» Авторы: воспитатель Федорова Ирина Алексеевна Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие,.

Совместный проект «Русская береза» второй младшей группы и старшей группы детей с ОВЗ Тема: «Русская берёза». Цель проекта: Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться.

Проект в группе раннего возраста «Мир сенсорики» Проект. «Мир сенсорики». Цель проекта: развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактической игры. Задачи проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мир сенсорики» для детей младшей группы
Опубликовано: 6 ноября 2019 в 20:20
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД