Оксана Прошкина
Проект «Мир времени» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Дети, уже младшего возраста интересуются мерами времени, их последовательностью, длительностью, но знания у них расплывчатые, нечёткие, ситуативные. С возрастом увеличивается количество вопросов, направленных на познание ребенком собственно времени и различных его сторон. Однако многие дети не осознают вопрос «Когда?» как временной и не отличают его от слова «Где?». Различение дня и вечера часто вызывает трудности у детей, так же освоение понятия, как «вчера», «сегодня», «завтра».
Публикация «Проект „Мир времени“ для старшей группы» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2021
При отсутствии систематической работы по овладению ребенком 5-6 лет категорией времени и способами её измерения возникают значительные трудности: представления детей о времени не только фрагментарны, но и искажены.
Формальное манипулирование временными категориями, попытки заучить их, без осознания смысла и понимания взаимосвязи не только неэффективны, но и вредны. Такой подход может существенно затормозить развитие временных представлений у малышей.
Решению данной проблемы способствует использование наиболее продуктивного и перспективного метода – метода проектной деятельности, который может в большей мере обеспечить умение дошкольников свободно ориентироваться во времени.
Проблема:
А что такое время?
Что показывает время?
Зачем человеку знать время?
Почему у часов одна стрелка большая,
а одна маленькая?
Какая стрелка главная?
Цели проекта :
систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда).
Задачи проекта :
обучающие:
дать представления об истории возникновения часов, измерении и фиксировании времени;
познакомить с многообразием часов;
знакомить с устройством циферблата;
систематизировать закрепление временных категорий,
научить отображать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.
развивающие:
развивать интерес у детей к измерению времени, познавательную активность;
развивать поисковую деятельность;
активизировать использование в речи слов, обозначающих временные категории;
закреплять название частей суток, дней недели, времён года;
способствовать развитию творческой активности детей;
закреплять полученные знания в различных видах творческой деятельности;
воспитывающие:
расширять кругозор детей через знакомство
с разными видами часов и назначением часов;
воспитывать желание «беречь» время.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели группы, родители.
Руководитель проекта : воспитатель Прошкина Оксана Анатольевна.
Предполагаемый результат.
В результате проектной деятельности дети приобретут новый, полезный для них опыт.
Дети смогут оперировать знакомыми временными категориями в жизненных ситуациях: «вчера», «сегодня», «завтра».
На основе систематизации и обобщения знаний о времени, дети научатся ориентироваться во временных отношениях : частях суток, временах года, днях недели.
Разнообразная художественная деятельность детей (лепка, аппликация, рисование, экспериментальная деятельность будут способствовать развитию у детей творческого мышления, воображения, конструктивных способностей.
Ожидается развитие коммуникативных навыков у детей в общении со сверстниками и взрослыми;
Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ позволит повысить их заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Родители осознают значимость развития временных представлений у детей 5-6 лет.
Создание условий для осуществления проекта :
Подготовка познавательной и методической литературы по истории измерения времени.
Подготовить подборку иллюстраций о разных видах часов.
Подобрать интересный, доступный возрасту детей, материал об истории часов.
Подготовить подборку художественной литературы в книжном уголке, пополнить интересными, яркими иллюстрациями о частях суток, временах года.
Подобрать для работы с детьми в разных режимных моментах произведения малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки) о времени.
Создание мини-музея часов.
Подготовить рекомендации родителям.
Ресурсы проекта :
Мини-музей часов: песочные, механические, электронные, наручные, настенные и другие виды часов.
Подборка иллюстраций и детской художественной литературы в книжном уголке группы.
Макеты часов.
Методическая и специальная литература.
Мультимедийное оборудование.
Профессиональный уровень педагогов по организации детской исследовательской деятельности.
Уголок экспериментирования.
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный
Обсуждение темы проекта с участниками.
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Подбор материалов для реализации проекта.
Подбор, изготовление дидактических игр.
2 этап. Выполнение проекта
Систематизация знаний о временных отношениях.
Взаимодействие с родителями: беседы, консультации.
Организация предметно-развивающей среды.
Реализация проекта.
3 этап. Заключительный
Подведение итогов и анализ работы.
Подготовительный этап:
1. Изучать методическую, научно-популярную и художественную литературу.
2. Подобрать материалы, игрушки, иллюстративный материал по данной теме, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности.
3. Познакомить с новой профессией «Часовщик».
4. Подготовить материал для продуктивной деятельности.
5. Создать «Копилки познавательной информации» на тему «История часов».
6. Подготовить методические рекомендации для родителей.
7. Подобрать стихи, загадки, пословицы и поговорки по теме.
Содержание работы над проектом
1 этап – накопление знаний
Содержание деятельности
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:
Чтение и разучивание стихов о часах.
Отгадывание загадок о временах и о часах.
Чтение произведений художественной литературы по теме:
стихотворение Е. Трунёвой «Четверо художников»,
сказка «В гостях у гнома-часовщика или история о том, как не опоздать в школу»,
рассказы: И. И Коботина «Рассказы о часах»,
Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса»
Э. Котляр «Часы и часики»,
Григорий Остер «38 попугаев. Завтра будет завтра»,
К. Д. Ушинский «Петушок с семьёй».
Заучивание пословиц и поговорок о времени и о часах.
Проведение подвижных игр : «Тик-так», «День-ночь», «Замри», «Найди себе пару», «Ловишки», «Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем», «Птички и кошка», «Самолёты», «Найди себе пару».
Дидактические игры:
«Назови пропущенное слово»; «Найди, сколько часов в этой комнате?» «Доскажи словечко» «Скажи наоборот» «Назови ласково» «Угадай, какое время суток?» «Собери предмет» «Найди четвёртого» «Что раньше, что потом?» «Кто, когда спит?» «Когда это бывает?» «Кто в домике живёт?» «Ветер – ветерок».
«Бывает, не бывает», «Кто в домике живёт?», «Кто быстрее?», «Какие часы ты знаешь?».
Беседы с детьми с использованием игр и упражнений для развития самостоятельной деятельности: «Разложи картинки по порядку», речевое упражнение «Часы».
Игра «Путешествие в утро, день, вечер, ночь».
Пальчиковая гимнастика в парах «Бежали мимо речки смешные человечки»,
Пальчиковый игро-тренинг «Утречко».
Эксперимент: изготовление водяных часов для сюжетно-ролевой игры «Магазин часов».
Самостоятельная деятельность детей
Рассматривание иллюстрационного материала по теме.
Просмотр на DYD плеере мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса», «Часы с кукушкой», «Крот и часы».
Организация и проведение сюжетно-ролевой игры «Магазин часов».
Театрализованная деятельность с разными видами театра.
Слушание детских песен в разном исполнении (о временах года, частях суток, часах).
Инсценировка «Машенька и Мишка».
Непосредственная образовательная деятельность:
Образовательная область «Формирование целостной картины мира» - «В мире часов».
Образовательная область «Художественное творчество» - «Лепка» с использованием бросового материала «Что нас будит по утрам?»
Образовательная область «Коммуникация» - «Развитие речи» - «Путешествие в весеннюю и осеннюю сказку», «Части суток», «Времена года».
Образовательная область «Художественное
творчество» - «Аппликация» «Мой будильник».
Образовательная «Художественное творчество» - «Рисование» «Коллекция часов».
Образовательная «Познание» - «Конструирование» «Циферблат».
Образовательная деятельность «Чтение художественной литературы» - разучивание стихотворения Н. Никитина «Петух».
2 этап – исследовательский
Содержание деятельности
Рассматривание серии картинок «Части суток», «Времена года», «Режим дня дошкольника».
Беседа о приборах, позволяющих ориентироваться во времени (песочные часы).
Беседа о разных видах часов, о строении часов, о значении часовой и минутной стрелки.
Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов часов.
Сюжетно- ролевая игра «Магазина часов».
Экскурсия в часовую мастерскую «Тик-так».
Подготовка и оформление творческих работ родителей с детьми «Часы» .
Оформление мини-музея «Мир часов»
3 этап-обобщающий
Содержание деятельности
Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми.
Выставка семейного творчества
«Часы»
Мини-музей часов «Мир времени»