Наталья Мироненко
Опытно-экспериментальная деятельность «Путешествие во времени — от зерна до хлеба» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
Возраст детей: 5-6 лет.
Программные задачи:
Образовательные:
1. Вызвать интерес к опытно-экспериментальной деятельности, развивать элементарные представления о росте растения - пшеницы;
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность „Путешествие во времени — от зерна до хлеба“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Темочки
2. Развивать умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, мыслительные способности (анализ, сравнение, обобщение)
3. Формировать способы познания путём сенсорного анализа;
4. Формировать у детей понятия о необходимости соблюдения правил безопасного поведения во время опытов;
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику в процессе знакомства детей с зерном путём прикосновения;
2. Способствовать развитию познавательного интереса в процессе выполнения опытов;
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях нравственные качества личности (умение сочувствовать и сопереживать, любознательность);
2. Воспитывать в детях умение сотрудничать, выполнять задания сообща;
Коррекционные:
1. Актуализация словаря по теме: «рост растения». Ввести в активный словарь глаголы: прорастает, созревает, наливается; прилагательные, обозначающие качества зерна : круглое, продолговатое, жёлтое, серое, твердое; муки: мягкая, легкая, белая, серая и т. д
2. Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о своих переживаниях, размышлениях;
3. Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;
Материалы и оборудование: ноутбук, экран, видеопрезентация, ширма с декорацией карточки с правилами поведения во время опытов; карточки с выводами проведённых опытов; мини-теплицы для посева пшеницы, одноразовые тарелки, лупы, одноразовые стаканы с водой, деревянные палочки, мука 2 видов (пшеничная и ржаная, влажные салфетки, соленое тесто.
Содержание НОД:
1. Мотивационно-ориентировочный этап:
Воспитатель:
- Ребята, на нашу электронную почту пришло сообщение из нашей лаборатории, оказывается сегодня начинает работать машина времени. Вы хотели бы совершить путешествие в прошлое? (ответы детей)
- тогда давайте пройдем к пульту управления и отправимся на 200 лет назад.
Дети берут пульт и смотрят на экран. Воспитатель в это время одевает русский костюм.
Воспитатель встречает детей с хлебом и солью. На фоне русской избы
- Здравствуйте, гости дорогие! Как я рада вас всех видеть, проходите, рассаживайтесь по местам. (Дети садятся)
- Все расселись по местам, никому не тесно? По секрету вам скажу: «Будет интересно!»
- Дети, как вы думаете, почему я вас встретила хлебом и солью?
(ответы детей)
- в наше время очень ценят хлеб, каждый крестьянин старается вырастить как можно больше пшеницы и ржи, чтобы получить большой урожай зерна, если полны закрома зерна, то голод не страшен.
Хлеб – это самое ценное, что есть у народа. О хлебе народ всегда слагал, сказки, песни пословицы, поговорки, а вы их знаете?
Д/у «Пословицы и поговорки о хлебе»
2. Поисковый этап.
Воспитатель: Дети, скажите, а вы знаете, откуда берется хлеб? (ответы детей) А вы видели, как из маленького зернышка прорастает росток, вырастает колос, как созревает зерно? А хотели бы увидеть это сейчас за несколько минут - с помощью машины времени?
- предлагаю вам взять пульт и перенестись в лабораторию, чтобы все это увидеть во время опытов.
Дети берут пульт и смотрят на экран.
Воспитатель приглашает детей пройти в лабораторию
Воспитатель: дети, прежде чем приступить к работе, давайте с вами вспомним правила поведения во время опытов и экспериментов.
Ответы детей
- Вы вспомнили все правила, и мы можем преступить к 1 опыту.
1 опыт «Рассматривание и сравнение зерен пшеницы и ржи»
Воспитатель: - дети перед каждым из вас стоят две емкости №1 и №2 с зерном. Ваша задача, рассмотреть внимательно зерно, сравнить его между собой, рассказать о своих наблюдениях своим коллегам и определить в каких емкостях находится пшеница и в каких емкостях находится рожь.
Вывод: в емкости под №1 находится – пшеница, под №2 – рожь
Воспитатель: Ребята, скажите как вы думаете, что нужно зерну, чтобы превратится в колос? Ответы детей.
2 опыт : «Посев пшеницы – какая пшеница быстрее взойдет- сухая или замоченная в воде»
Воспитатель показывает детям 2 емкости с пшеницей 1 емкость- пшеница замочена в воде, 2 емкость – сухая пшеница.
Воспитатель: вы догадались, чем отличается зерно в этих ёмкостях? Верно: одно сухое, другое напиталось водой. Во время нашего опыта мы должны узнать, какое зерно быстрее взойдет после посева – сухое или напитавшееся влагой? А вы как думаете?
Давайте с вами проверим. В емкость со знаком голубое зернышко посадим влажную пшеницу, а в емкость с желтым зернышком посеем сухую пшеницу, будем наблюдать и каждый день отмечать в наших календарях наблюдений изменения.
Сейчас команда (дети заранее разделены на команды
«знайки» и «умники») «знайки» будут сажать сухое зерно, а команда «умники» сырое зерно. Дети сеют зерно в контейнеры.
- Дети, посмотрите на план действий, что вы должны сделать, выполняя опыт. Дети озвучивают последовательность выполнения опыта по схеме (схема выведена на экран)
Выполнения работы
Воспитатель: как вы думаете, сколько времени нужно, чтобы зернышко проросло и появились ростки? Ответы детей
Вывод: результат нашего опыта мы увидим через несколько дней, наблюдая за нашим полем, и отмечая наблюдения в календарях.
Воспитатель: Ребята, хочу вам сказать по секрету, что в поле уже через меся после посева можно увидеть ростки пшеницы. А у нас с вами есть машина времени, которая может перенести нас туда, куда мы захотим. Предлагаю перенестись в поле когда, уже появятся молодая пшеница.
На экране поле пшеницы.
Воспитатель: дети посмотрите, какое красивое поле, как птички поют, солнце греет, легкий ветерок играет колосками. Давайте с вами поиграем в нашу любимую игру
Физкультминутка - Хороводная игра «Хлебопёк»
Воспитатель: Дети. посмотрите какой сноп пшеницы оказался в нашей лаборатории. Это колоски созревшей пшеницы, возьмите их в руки посмотрите, и расскажите какие колоски.
Ответы детей
3 опыт «Свойства муки»
Воспитатель: дети, скажите, что получается из зерен пшеницы или ржи?
Посмотрите, перед вами тарелочки с мукой. Вы можете рассмотреть, потрогать, понюхать. Расскажите свои впечатления. Какого цвета мука, есть ли у нее запах, какая она на ощупь?
Скажите, можно ли по цвету муки, определить из какого зерна была сделана мука? (ответы детей)
Возьмите стакан с водой и налейте в муку, размешайте ложечкой, скажите, что происходит с мукой?
Вывод: мука не имеет запаха, она может быть разного цвета, она сыпучая, она не растворяется в воде.
Воспитатель: Дети, скажите, а что у нас получилось во время последнего опыта? Правильно – это тесто. А что, можно приготовить из теста? (Ответы детей)
4. Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Скажите, а что вам больше всего запомнилось во время нашего путешествия? Ответы детей.
Давайте вспомним, что мы с вами узнали во время опытов? А что нам предстоит еще узнать вовремя наблюдений?
- Мы сегодня хорошо потрудились и конечно заслужили награду. Воспитатель достает противень с разными хлебобулочными изделиями.