Приложение МААМ

Проект по реализации мордовского национального компонента «Моя малая Родина» для подготовительной группы

Ирина Арютина
Проект по реализации мордовского национального компонента «Моя малая Родина» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 83комбинированного вида» г. о. Саранск

УТВЕРЖДАЮ:

заведующая МДОУ «Детский сад №83комбинированного вида»

___О. А. Забродинана

№___от___

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

Протокол №__от___

ПРОЕКТ :

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА».

Воспитатели:

Арютина И. Е.

Попкова О. Б.

Саранск 2021 – 2022 г.

«Знание и уважение истории своей земли, традиции своего народа, своей культуры, а главное – связь с землёй отцов и дедов…- вот наше духовное богатство»

Публикация «Проект по реализации мордовского национального компонента „Моя малая Родина“ для подготовительной группы» размещена в разделах

А. А. Басаргина

ПРОЕКТ : «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Наименование проекта Моя малая родина

Руководители проекта Арютина Ирина Евгеньевна

Попкова Оксана Борисовна

Организация-исполнитель МДОУ «Детский сад №83 комбинированного вида»

Участники проекта :

Дети подготовительной группы №9; воспитатели; родители воспитанников.

Цель проекта воспитание интереса и уважения к мордовскому народу, его языку, быту, традициям культуре формирование у ребенка начал национального самосознания;

Направленность проекта - образовательная;

- направлена на необходимость воспитания ребенка на материале социального и природного окружения родного края;

- ознакомление с народным творчеством, фольклором, праздниками, обычаями, традициями.

Срок реализации проекта 1 год обучения – 6-7лет,

2021 – 2022 год

Вид проекта

творческий, познавательно – исследовательский

Система реализации контроля за исполнением проекта координацию деятельности по реализации проекта осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты проекта • называть имена мордовский писателей, любимые сказки с рассказы;

• принимать участие в мордовских подвижных играх;

• иметь представления о гербе, гимне, флаге Мордовии;

• рассказывать о г. Саранске;

• иметь представления об экологической ситуации в Мордовии, о реках, озерах, заповедниках Мордовии, о Национальном парке «Смольный»;

• иметь представление об особенностях мордовского декоративно-прикладного, музыкального и художественного искусства Мордовии.

Актуальность проекта :

Краеведение – одна из форм воспитания духовно – нравственной личности, поэтому воспитание особого отношения к Родине, своему краю, любви и уважения к родному городу, знание его истории и культуры – является составляющей нравственно – патриотического направления в развитии подрастающего поколения.

Вера в Россию, патриотизм, служение отечеству одним из основных ценностей, перечисленных в Концепции духовно – нравственного воспитания личности. Вот почему так важно с детства развивать эти качества, начиная с родного города – «Малой Родины». Чтобы по – настоящему любить свой город – надо его знать!

Гипотеза:

Проживая в городе Саранск, мы не только не посещаем легендарные места (или делаем это крайне редко, но и мало знаем о них, о своём крае. Недаром, М Горький писал: «Краеведение – большое дело, значение которого не может быть преувеличено. Мы должны знать и любить нашу землю всю, до последнего атома…»

Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории Республики, ее символике, достопримечательностях, будут знать имена людей, прославивших Мордовию, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности и рассказах – можно считать, что цели и задачи проекта выполнены.

Цель проекта :

Воспитание гражданина и патриота своей страны.

Формирование духовно – нравственных ценностей.

Осознание понятия «Родина» по схеме: «Я – мой город – мой край – моё Отечество».

Задачи проекта :

Дать детям знания о республики Мордовии : история, символика, достопримечательности, промышленные объекты (их польза и вред, экологическая ситуация в республике.

Расширить знания о флоре и фауне Мордовии.

Познакомить с именами людей, прославивших нашу республику.

Познакомить с культурой города, творчеством мордовских народных мастеров (деревянная игрушка, посуда, художников, скульпторов и их произведениями.

Формировать экологическую культуру у детей и их родителей (обратить внимание на украшение города скверами, фонтанами, цветочными композициями). Вызвать желание принимать участие в украшение города – проведение мероприятий по его озеленению, охране окружающей среды.

Воспитывать любовь к родному городу, уважение к его жителям. Развивать умение видеть прекрасное вокруг, сохранять его, гордиться своим городом, Саранском

Этапы проекта.

Первый этап – подготовительный

Изучение методической литературы

Составление перспективного плана

Создание развивающей среды

Подбор игр и оборудования

Создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности

Второй этап – реализация проекта

Тематический план работы по ознакомлению детей с родным краем

Приобрести серию дидактических игр по ознакомлению с родным краем.

Подобрать материал о заповедных местах республики Мордовия, о взаимосвязи особенностей ландшафта и деятельности человека.

Составление презентаций по темам проекта

Третий этап – презентация проекта

Разработка конспектов занятий с детьми;

Оформление альбома о городе.

Путешествие по фотографиям.

Рассказ воспитателя (местоположение, особенности застройки).

Знакомство с достопримечательностями города, района.

Знакомство с Художником Ф. В. Сычковым, рассматривание иллюстраций его картин.

Знакомство с творчеством С. Д. Эрьзи

Рисование на тему

Выставка детских работ.

Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе.

Знакомство с историей Мордовии на основе материалов краеведческого музея.

Проведение открытого обобщающего занятия «Моя малая родина».

Альбомы:

«Мордовская национальная одежда»,

«Достопримечательности города Саранск»,

«Мордовский фольклор»

«Мой край, Мордовия моя»

«Заповедники Мордовии»,

Тематическое планирование проекта

«Моя малая родина»

(подготовительная группа)

№ Тема Содержание Методы обучения Работа с родителями

1 Понятие «мордовский народ»,

его быт, обычаи. Проводится беседа о Мордовии, о ее коренных жителях, о понятии «мордовский народ», проводится мордовская игра «Два круга», дидактическая игра «Назови одежду», читаются стихи. Беседа, рассказ, дидактическая игра,

мордовская народная игра. Анкета для родителей

2

Традиции и праздники

мордовского народа. Беседа о традициях и календарных праздниках мордовского народа; рассматривание кукол в национальных костюмах; проводятся дидактическая игра «Национальный костюм», народная игра «Раю-раю», занятие аппликацией «Украшение оконца». Беседа, рассказ, дидактическая игра, мордовская народная игра,

аппликационная работа.

2 Природа мордовского края. Беседа об особенностях природы Мордовии, рассматривание альбомов «Дикие животные», «Зимующие и перелётные птицы», «Деревья», дидактические игры «Назови детёнышей», дидактическая игра «К какому дереву относится листик». Беседа, чтение стихотворения, игра, рассматривание картин

3 Красная книга Мордовии. Проводится беседа о Красной книге Мордовии, дидактическая игра «Можно или нельзя», экологический тренинг. Беседа, рассказ, дидактическая игра. Консультация для родителей

4 «Реки Мордовии». Беседа о водоемах Мордовии, о значении рек и других водоёмов в природном мире и жизни человека, рассматривание карты Мордовии, рассматривание картинок различных водоемов и их обитателей, дидактическая игра Беседа, рассматривание иллюстраций, дидактические игры

5

«Рассматривание

альбома о

Мордовии.

Города Мордовии». Беседа о городах Мордовии и их достопримечательностях, просмотр альбома города Мордовии, подвижная народная игра «Раю-раю» Беседа, просмотр иллюстраций, подвижная игра.

6 Г. Саранск. Беседа «г. Саранск», рассказ воспитателя о городе, викторина «Знаю ли я город Саранск» сюжетно-ролевая игра «Путешествие по родному городу», рисование «Мой любимый город». Беседа,

викторина,

сюжетно-ролевая игра, рисование.

7 Памятники Саранска. Рассматривание альбома с памятниками и достопримечательностями Саранска, просмотр презентации «Мой Саранск» Рассматривание иллюстраций, просмотр презентации

8 Символика Мордовии. Беседа о символике Мордовии, прослушивание гимна Мордовии, игра «Нарисуй герб Саранска». Беседа, рассказывание, вопросы, чтение стихов, игра, изготовление модели флага, слушание гимна.

9

Мордовский

народный костюм. Рассказ о национальном костюме, рассматривание кукол в национальном костюме, игра «Раю – раю». Чтение стихов, рассказ, рассматривание костюма кукол,

народная игра.

10 Игрушки родного края. Беседа об игрушках Мордовии, рассматривание народных кукол Мокшаночка, Эрзяночка, Матрешка) Беседа, рассматривание кукол в народных костюмах.

11 Тавлинская игрушка. Отгадывание загадок, рассказ о селе Подлесная Тавла и о народном промысле. Отгадывание загадок, рассказ, лингвистические игры.

12

Особенности мордовской

вышивки. Беседа, игровое упражнение «В гостях кукла Мордовочка», мордовская подвижная игра «Круговой», соревнование «Смотай нитку в клубки» Беседа, игровое упражнение, подвижная игра.

13

«Рисование по мотивам

мордовского орнамента». В гостях матрешка Мордовочка. Рассматривание вышивки с мордовским орнаментом. Игры, беседа, рисование, прослушивание песни.

14

Знакомство с творчеством

мордовского художника

Ф. В. Сычкова. Беседа о художнике Ф. В. Сычкове, рассматривание иллюстраций с его картинами, беседа по картине «Катание с гор». Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование. Рисование «Пейзаж мордовского края»

15

Аппликация «Украшение

полотенца». Рассматривание особенности мордовского узора. Изучение темы заканчивается детским творчеством – аппликацией. Беседа,

аппликационная работа.

16

Знакомство с творчеством

С. Д. Эрьзи. Рассказ о скульпторе С. Д. Эрьзе, просмотр альбома со скульптурами, Рассказ, рассматривание альбома, лепка

17

Виртуальная экскурсия в

Мордовский

республиканский музей

изобразительных

искусств им. С. Д. Эрьзи. Проводится виртуальная экскурсия по музею на сайте https://erzia-museum.ru/ru/o-muzee/virtualnaya-ekskursiya; рассматривание альбома со скульптурами. Виртуальная экскурсия.

18 Мордовский фольклор. Разгадывание загадок, слушание сказки про Куйгорож, мордовская игра «Руцяняса. Беседа, разгадывание загадок, слушание песен, чтение стихов,, народные игры

19

Чтение мордовской сказки

«Как собака друга искала». Чтение сказки, беседа о прочитанном, инсценировка сказки. Чтение, беседа, инсценировка

20 Мордовские писатели детям. Знакомство с произведениями мордовских детских пи-

сателей и поэтов, чтение произведений, беседа по содержанию произведений. Чтение, беседа, рисование. Консультация для родителей

21

Мордовские посиделки» -

развлечение. Чтение стихов о Мордовии, пение мордовских песен, мордовская игра «В горшки». Рассказ, чтение стихов, проведение игры.

22 Рисование «Моя Мордовия». Беседа о Мордовии. Для закрепления темы выполняется рисование различными техниками по теме. Беседа,

рисование.

23

Мордовские народные

музыкальные инструменты. Рассказ о мордовских народных инструментах пувама, кевень тутушка, шавома и др., рассматривание иллюстраций с изображением инструментов, прослушивание в записи их звучания Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, прослушивание записи

24 Мордовские песни. Прослушивание музыкальных произведений. Знакомство с простейшими фольклорными жанрами. Беседа, слушание музыки и песен.

25

Знакомство с мордовскими

подвижными играми. Беседа о народных играх, игры детей. Беседа, подвижные игры.

26

Уроженцы

Мордовии - герои Великой

Отечественной войны. Беседа огроях А. Г. Котове, И. С. Кудашкине, Н. М. Дмитриеве, М. П Девятаеве, просмотр иллюстраций. Беседа, рассказ, просмотр иллюстраций. Рассказ о родственнике, ВОВ

27

Развлечение «В гости к

бабушке Полине» Конкурс знатоков родного края, беседа о Мордовии, мордовская игра «Горшочек» Развлечение, беседа,

проведение игры.

28 Просмотр презентации «Моя

Мордовия» Показ презентации о Мордовии Показ презентации, беседа.

29

Виртуальная экскурсия по

г. Саранск Рассказ о столице Мордовии Экскурсия, беседа.

30 Экскурсия в ботанический сад им. Ржавитина

Беседа «О чем нам нужно помнить на природе?», Экскурсия,

беседа, чтение стихотворений. Привлечение родителей к экскурсии

Ожидаемый результат:

1. Дети должны знать и называть:

• свой город, год его основания,

• символику Республики Мордовия,

• достопримечательности города,

• главные промышленные объекты,

• флору и фауну,

• имена людей, прославивших наш город.

2. У детей должно быть сформировано:

• чувство гордости за свой город,

• чувство любви к нему, его достопримечательностям,

• желание сохранить свой город чистым и красивым.

Реализация проекта в видах деятельности:

1. Познавательно – исследовательскую.

2. Коммуникативную.

3. Игровую.

4. Социализацию.

5. Художественно – продуктивную.

6. Чтение художественной литературы

7. Трудовую.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М. : УЦ «Перспектива», 2011.

2. Багрова Т. С. Близкий сердцу край. – Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2002.

3. Валдоня (Светлячок) : Программа и метод. рекомендации: для доу РМ / М-во образования РМ. – Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2001.

4. Всё о Мордовии : энциклопедический справочник / сост. : Н. С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С. Маркова. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2005.

5. Мордовское музыкальное искусство в дошкольных образовательных учреждениях: региональный компонент : программа /сост. : Л. П. Карпушина, Г. Н. Миняева Г. Н. – Саранск, 2003.

6. «Мордовские народные игры» // Метод. рекомендации для воспитателей детск. дошк. учреждений. – Саранск, 1993.

7. Мордовское декоративно – прикладное искусство в дошкольном образовательном учреждении // Метод. рекомендации. ФГОУ ВПО «Мордовский государственный институт им. М. Е. Евсевьева. – Саранск.

8. Мы в Мордовии живем : пример. регион. модуль программы дошк. образования О. В. Бурляева [и др. ] – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2011.

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятии по реализации национального компонента в изодеятельности «Балхарская роспись» в средней группеФотоотчет о занятии по реализации национального компонента в изодеятельности «Балхарская роспись» в средней группе Цель: Закрепить знания детей о характерных особенностях балхарской росписи. Познакомить с отличительными особенностями декоративного решения.

Конспект занятия по реализации национального компонента в изодеятельности «Балхарская керамика» в средней группеКонспект занятия по реализации национального компонента в изодеятельности «Балхарская керамика» в средней группе Цель: Совершенствовать навыки росписи балхарской посуды (тарелок). Задачи: Научить детей совмещать различные способы украшения, способствовать.

Конспект занятия по реализации национального компонента в изодеятельности «Балхарская керамика»Конспект занятия по реализации национального компонента в изодеятельности «Балхарская керамика» Цель: Совершенствовать навыки росписи балхарской посуды (кувшинов). Задачи: Научить детей совмещать различные способы украшения, способствовать.

Долгосрочный педагогический проект «Малая Родина»Долгосрочный педагогический проект «Малая Родина» Проект «Малая родина». Вид проекта: экскурсионный. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста. Продолжительность проекта: 3 года.

Проект «Дивногорск — моя малая Родина» для детей средней группыПроект «Дивногорск — моя малая Родина» для детей средней группы Проект «Дивногорск – моя малая Родина» для детей средней группы Черникова Елена Николаевна МБДОУ детский сад № 15 Проблема В дошкольном.

Проект «Красногвардейское — моя малая Родина»Проект «Красногвардейское — моя малая Родина» Тема: Информационно - творческий проект по развитию нравственно – патриотического воспитания «Красногвардейское – моя малая Родина» для.

Проект «Моя малая Родина» Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность.

Проект «Моя малая Родина-Ямал»Проект «Моя малая Родина-Ямал» Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционального – психологического воздействия, так как образы восприятия действительности.

Проект «Моя малая Родина — Курагино»Проект «Моя малая Родина — Курагино» Реализован в подготовительной группе комбинированной направленности. Образовательная область: патриотическое воспитание дошкольников. Цель:.

Сценарий развлечения по реализации бурятского национального компонента для детей младшей группы «В гости к Будамшу»Сценарий развлечения по реализации бурятского национального компонента для детей младшей группы «В гости к Будамшу» Цель: Знакомство с музыкой, обычаями, традициями бурятского народа. Задачи: 1. Развивать интерес к культуре бурятского народа, а также эмоциональную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по реализации мордовского национального компонента «Моя малая Родина» для подготовительной группы
Опубликовано: 7 ноября 2021 в 21:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по реализации мордовского национального компонента «Моя малая Родина» для подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Арютина (УИ 504397) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД