Екатерина Харьковская
Долгосрочный проект «Под крышей дома своего»
▼ Скачать + Заказать документы
Под крышей дома своего
Высказывание известного философа и публициста Ивана Александровича Ильина: «…Семья – первичное лоно человеческой культуры… Здесь пробуждается и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить (кого и как, верить (во что, и жертвовать (чему и чем); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец» .
Публикация «Долгосрочный проект „Под крышей дома своего“» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.
Этот процесс могут и должны осваивать дошкольные педагоги – люди, которые наиболее тесно общаются с детьми и их родителями.
Проект наглядно убеждает в возможности решать поставленные задачи ФГОС социально – коммуникативной направленности - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации. Создать в дошкольном учреждении условия для поддержки родителей (законных представителей).
Так был разработан долгосрочный проект «Под крышей дома своего».
Цель, которого содействовать эффективному взаимодействию педагогов с родителями и детьми; возродить семейные традиции воспитания.
Задачи: содействовать развитию интереса родителей к правильной организации семейного воспитания, чтобы родители активно и осознанно овладели умениями, необходимыми для организации разных видов деятельности, способствующих личностному развитию ребенка в семье. Повысить ответственность родителей за судьбу ребенка. Установить доверительные и партнерские отношения с родителями. Вооружить родителей практическими советами и рекомендациями по формированию семейных традиций.
Подготовительная работа. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы; целенаправленные наблюдения; индивидуальные беседы с детьми, родителями, узкими специалистами ДОО, анкетирование, интервьюирование; изучение детских работ по ИЗО деятельности, конструированию и рунному труду; анализ документации; обработка результатов, полученных в ходе проекта.
Участники проекта. Дети старшего дошкольного возраста, родители и воспитатели.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
- возрождение традиций семейного воспитания;
- применение родителями педагогических знаний о воспитание детей в семье;
- развитие партнерских отношений в семье.
Реализация проекта.
Проект состоит из блоков, куда входят виды деятельности, методы и приемы, позволяющие решать поставленные задачи.
Аналитический блок:
- анкетирование;
- диагностика;
- тестирование;
- интервью.
Информационный блок:
- подбор наглядной информации;
- оформление папок – передвижек, стендов, фотовитрин;
- проведение выставок, презентаций;
- оформление уголков для родителей;
- составление шпаргалок, памяток для родителей;
- выпуск газет, рекламных листов, кроссвордов;
- использование СМИ.
Практический блок.
Традиционные формы и методы работы:
- родительские собрания;
- тематические часы;
- консультации;
- семинары- практикумы;
- круглый стол;
- дни открытых дверей;
- вечера вопросов и ответов;
- оформление семейных газет;
- почтовый ящик «Ваши пожелания».
Нетрадиционные формы и методы обучения:
- домашние задания для родителей; составление портфолио дошкольника, сочинения «Один день моего ребенка в детском саду», «Один день моего ребенка дома»; «Наше любимое занятие дома»;
- тематические рисунки, коллаж.
Досуговый блок:
- вечера отдыха;
- творческие конкурсы и выставки;
- семейные спортивные и интеллектуальные состязания;
- утренники и вечера развлечений;
- семейные выезды на природу.
Блок «Презентация».
Слайд – шоу «Под крышей дома своего».
Оценочный блок:
- заполнение книги отзывов и оценочных листов;
- экспресс – диагностика.
План реализации проекта.
Октябрь. Тема: «Воспитание в семье».
Цель:
- повышение педагогического мастерства родителей и определение роли семьи в воспитании ребенка;
- анкетирование: «Какой вы родитель?»;
- тестирование: «Я и мой ребенок»;
- составление памятки «Права и обязанности родителей»;
- оформление папки – передвижки «Советы по воспитанию»;
- выпуск семейных газет «Наша дружная семья».
Ноябрь. Тема: Родительское собрание
- «Роль семьи в воспитании ребенка»;
- Члены семьи и их взаимодействие».
Цель: осознание роли отца, матери, ребенка.
- Анкета для отцов;
- памятка «Советы по воспитанию внуков»;
- праздник с родителями «Осенины»;
- домашнее задание «Визитка семьи»;
- консультация для родителей «Творческая мастерская»;
- выставка рисунков детей и родителей «Наш семейный выходной»;
- конкурс с родителями «Семейный логотип».
Декабрь. Тема: Эмоциональное благополучие ребенка в семье».
Цель: психолого–педагогическая поддержка семьи при формировании взаимоотношений родителей с детьми.
- Консультация «Основные причины эмоционального неблагополучия детей»;
- анкета для родителей «Знаете ли вы темперамент своего ребенка»;
- тестирование детей «Нарисуй дом»;
- Опросник по А. А Романову «Ребенок глазами взрослого»;
- оформление стенда «Свободная минутка»;
- домашнее задание «Зимняя сказка» - совместное творчество детей и родителей;
- составление памятки для родителей «Принципы работы с детьми»;
- Новогодний утренник «Зимняя сказка».
Январь. Тема: «Азбука общения».
Цель: выявление наиболее эффективных способов создания благоприятной атмосферы в семье.
- Анкета «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?;
- составление шпаргалки «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка»;
- семинар – практикум «Умеем ли мы общаться?»;
- оформление уголка для родителей «Игротека для детей и родителей»;
- день открытых дверей;
- выставка работ родителей «Дети – цветы жизни»;
- консультация «Как влияют детские забавы на формирование личности ребенка».
Февраль. Тема: «Защита прав и достоинств ребенка в семье».
Цель: уточнение и систематизация знаний родителей о правах человека; соблюдение прав ребенка в семье.
Работа с родителями по:
- заполнению бланка «Социальный портрет семьи»;;
- выпуск информационного листа «Декларация прав ребенка»;
- оформление стенда «Защита прав и достоинств ребенка в семье»;
- консультация «Право на ошибку»;
- тренинг «Давайте дружить, ведь нам вместе детей растить»;
- спортивное развлечение «Папа может все, что угодно».
Март. Тема: «Итоги совместной деятельности за 6 месяцев».
Цель: анализ изменений, произошедших в детско-родительских отношений за год.
- Анкетирование родителей «Как Вам у нас в детском саду?»;
- диагностика родителей «Индекс, сплоченности коллектива»;
- оформление уголка родителей «Мысли великих людей»;
- домашнее задание родителям и детям;
- выпуск газеты «Моя семья – моя радость»;
- почтовый ящик для родителей «Почта доверия»;
- выставка семейных альбомов;
- утренник «Моя мама лучше всех»;
- родительское собрание «Мир в вашем доме».
Мероприятия, проводимые в рамках проекта :
1. Анкета, «Какой вы родитель»;
2. Анкета для отцов;
3. Положение о конкурсе «Семейный логотип»;
4. Положение о конкурсе домашнее задание творческих семейных работ «Зимняя сказка»;
5. Памятка для родителей «Принципы работы с детьми»;
6. Генеалогическое древо моей семьи;
7. Доклад родительского собрания «Мир в вашем доме».
Предполагаемые итоги реализации проекта :
- возрождение традиций семейного воспитания;
- применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье;
- развитие партнерских отношений в семье.