Екатерина Секретарева
Проект «Моя Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
С чего начинается Родина? С такого малого и такого большого, значимого – с семьи! Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. «Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его. А ребенок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей; он старается постичь и оценить его; фразы, неосторожно произнесенные в присутствии малыша, подхватываются им, по-своему истолковываются и создают определенную картину мира, которая надолго сохранится в его воображении». Андре Моруа.
Публикация «Проект „Моя Семья“» размещена в разделах
Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утратить связь между поколениями. Укреплению родственных связей способствует совместный досуг, а также совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в детском саду, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение.
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Цель: Воспитание любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких. Воспитание у детей чувства долга перед семьей.
Задачи:
-Расширять представления детей о семье;
-Обогащать словарный запас терминами родства;
-Воспитывать уважительное отношение ко всем членам своей семьи;
-Воспитывать уважение к труду взрослых;
-Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты: Дети узнают больше о своей семье : о членах семьи, традициях. Проявление уважение и забот ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
Тип проекта : творческий, групповой, семейный.
Участники проекта : дети младшей группы, родители.
Срок реализации проекта : краткосрочный
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: месяц
Реализация проекта по этапам :
Этапы:
1 этап
Подготовительный
Опрос детей: «Что я знаю о семье?»
-рассматривание фотографий детей, родных и близких, иллюстраций, открыток
«Что такое генеалогическое древо моей семьи»- беседа
2 этап
Основной
1 неделя
1. Рассматривание семейных фото. «Какая у меня семья»
2. Беседа:«Моя мама лучше всех»
3. Беседа:«Я и моя семья»
4. НОД: «Все работы хороши»
Знакомство с профессией мамы
5. ЧХЛ «Синяя чашка» М, Матвеева
6. Раскрашивание карандашами: «Собери семью вместе»
7. Сюжетно-ролевая игра: «Семья»
8. Художественно-творческая деятельность:«Моя рука - моя семья»
9. Коллективная фотовыставка: «Всей семьей на отдых»
2 неделя
1. НОД «Папа может всё, что угодно».
2. Беседа: «Учимся уступать друг другу».
3. НОД: «Все работы хороши» Знакомство с профессией папы.
5. Д/ И: «Кому что нужно для работы».
6. Сюжетно-ролевая игра:«Папины помощники».
7. Художественно-творческая деятельность:"Изготовление подарка для пап".
8. Консультация:«Роль отца в воспитании детей».
3 неделя
1. Рассматривание сюжетных картинок: «Мои брат и сестра»
2. Беседа: «Вместе или рядом».
3. НОД: «Взрослые и дети».
4. ЧХЛ:В. Драгунский: «Моя сестренка Ксения», В. Осеева: «Сыновья».
5. Драматизация сказки: «Три медведя».
6. Сюжетно-ролевая игра:«День рождения братишки».
7. Строительные игры:«Мебель для дома».
8. Консультация:«Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».
9. Художественно-творческая деятельность:изготовление подарков ко дню «Святого Валентина»
4 неделя
1. НОД: «Бабушки и дедушки на заслуженном отдыхе».
2. Рассматривание сюжетных картинок:«В гостях у бабушки».
3. ЧХЛ:«Э. Машковская "Про бабушку".
4. ЧХЛ: Старый дед и внучек» Л. Толстой.
5. Развлечение:«Маша и медведь»
6. Д/ И:«Родственные отношения»
7. Сюжетно-ролевая игра:«В гости к бабушке и дедушке».
8. Рассматривание фотографий: «Мои любимые бабушка и дедушка».
Памятка "Бабушки и внуки" (приложение №2)
Заключительный этап.
Открытая НОД «Моя любимая семья»;
Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ и на сайте детского сада; Оформление семейного альбома;
Презентация.
"Моя рука - моя семья» Рисование по шаблону карандашами и фломастерами
Изготовление подарков ко дню «Святого Валентина»
* «Всей семьей на отдых» Фотовыставка Коллективный отдых
«Семейный портрет»
* Изготовление подарка для пап
* «Роль отца в воспитании детей» Консультация для родителей
* «Мой папа-защитник Отечества»
*изготовление подарков для пап
* «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной» Консультация для родителей
* Сюжетно-ролевая игра: «День рождения братишки»
Используемая литература:
1. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» : -М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей : необязательные инструкции» : -М. : Линка- Пресс, 2007.
3. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» : -М. : Т. У. Сфера, 2004.
4. По программе М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой «Развернутое перспективное планирование средней группы»
5. О. Н. Козак «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет»
6. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
7. По программе М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой «Комплексные занятия 2 младшая группа»
8. Дронь А. В., Данилюк О. Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников», СПб: ООО «Издательство Детство – пресс», 2008.
9. Хрестоматия для чтения М., «Просвещение"
Приложение 1
Дидактическая игра: «Родственные отношения»
Дидактическая задача – разложить картинки по возрасту ее персонажей (дочка, старший брат, мама, папа, бабушка, дедушка, прадедушка, прабабушка)
Методические рекомендации. Целесообразно предварительно договориться, что в семье папа чаще бывает хотя бы ненамного старше мамы.
Приложение 2
«Бабушки и внуки»
Памятка с рекомендациями по воспитанию внуков.
• слушайте своих внуков, не перебивайте их, вникайте в интересующие детей вопросы и проблемы.
• помогайте всем, чем только можно деньги-наименьшее, что можно дать близким, но иногда они очень важны.
• интересуйтесь друзьями, подругами своих внуков попытайтесь понять, чем они привлекательны, отметьте их лучшие качества.
• выполняйте свои обещания, не откладывая их в долгий ящик и не надеясь, что внуки забудут о них.
• помните: главные воспитатели-родители, а бабушки и дедушки имеют лишь право совещательного голоса.
• обращайте внимание на хорошие качества внуков, и их станет больше.
• умейте планировать радость, помните: нет ничего лучше искреннего детского смеха, детской непосредственности, детской любви.
Приложение 3
Конспект НОД во второй младшей «Я люблю свою семью»
Цели:
1. Закреплять представление воспитанников о членах своей семьи, умение называть членов своей семьи и понимать их роль в семье;
2. Формировать монологическую и диалогическую речь, развивать мышление, обращать внимание на эмоциональное состояние членов своей семьи. Активизировать словарный запас;
3. Вызвать у детей радость от созданного ими изображения; формировать навык аккуратной работы.
4. Воспитывать любовь и уважение к своим родным.
Дидактический материал: Кукла, картинки с изображениями членов семьи, материалы для аппликации (домик, цветы, шарики из бумаги, клей, кисточки)
Ход занятия
Этапы занятия
1. Орг. момент Приветствие
Утром встали малыши,
В детский садик свой пришли.
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь, друзья!
Д: Здравствуйте!
Д: Да. в Ну-ка, ну-ка, не молчите и скорей имена свои скорее назовите!
Дети передают друг другу мяч.
Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит.
Давайте-ка его рассмотрим, повторяйте за мной!
Пальчиковая игра «Дом»
У дома есть крыша, (Руки треугольником над головой.)
У дома есть окно, (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник.)
У дома есть дверь, (Ладони перед грудью.)
А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак.)
Кто его открыть бы смог? (Покрутили скрещенными в замок пальцами.)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, открывайте - я ваш друг! (Кулачком стучат по ладони.)
-Давайте посмотрим, кто здесь живет. Ой, да это же Маша
- Здравствуй, Маша!
Маша: Здравствуйте, ребята, а что вы тут делаете?
В: Ребята, а давайте с Машей поиграем, загадаем Маше загадки.
Излучает она свет,
От улыбки ямочка…
Никого дороже нет,
Чем родная…
Маша: не знаю
Ребята, поможем Маше
Дети: Мамочка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
(Выставляет на фланелеграф картинку с изображением мамы).
Беседа (опрос 2-3 детей) :
- Как зовут твою маму?
- Кто ты для мамы?
- Как мама называет тебя ласково?
Воспитатель: Замечательно! А теперь послушай, Машенька следующую загадку:
Угадайте, кто же это?
Добрый, сильный, ловкий, смелый.
Жду ответа я, ребята,
Молодцы! Конечно…
Маша: Даже не знаю.
Дети: Папа.
Воспитатель: Конечно, папа
(Выставляет картинку с изображением папы).
Беседа (опрос 2-3 детей) :
- Как зовут твоего папу?
- Кто ты для папы?
- Маше, что умеет делать папа. Я буду
показывать вам картинки, а вы будете угадывать, что на них видите, и
изображать это движением.
Игра - имитация «Что умеет делать папа».
Пилить - джик-джик;
Пылесосить - у-у-у;
Забивать гвозди - тук-тук;
Накачивать насосом колеса велосипеда, машины - ш-ш-ш;
Водить машину - имитация руками поворота руля.
- Думаю, что наши мальчики помогают папам делать мужские дела!
В: Молодцы, ребята!
Давайте теперь мешочек наш закроем, он нам ещё пригодится.
Воспитатель: Замечательно, ребята! Читаем следующую загадку:
Всё хозяйство: лебеда,
Да хохлатка Рябушка,
Но ватрушками всегда
Нас накормит…
Дети: Бабушка.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, правильно!
(Выставляет картинку с изображением бабушки).
Беседа (опрос 2-3 детей) :
- Кто ты для бабушки?
Воспитатель: Молодцы! А вот ещё загадка:
На его лице морщины,
В волосах его седины.
Этот домоседушка-
Наш любимый…
Дети: Дедушка.
Воспитатель: Да, ребятки, правильно!
(Выставляет картинку с изображением дедушки).
Беседа (опрос 2-3 детей) :
- Кто ты для дедушки?
Воспитатель: Замечательно, ребята! Вы все просто умницы.
(Выставляет картинку с изображением всей семьи).
А все эти люди вместе называются одним словом – Семья.
- Настя, прочитай, пожалуйста, а ребята подскажут Маше, кто еще живет в их семьях.
Стихотворение:
Семья - это мама, папа, и дед,
Бабуля готовит нам вкусный обед.
В семье еще братья и сестры бывают,
В семье все любят меня и ласкают,
И лучше семьи ничего не бывает!
- Ребята, кто же самые младшие в семье?
Д: Это братья и сестры. (В. выставляет картинки на мольберт.)
- Правильно! Как должны жить друг с другом братья и сестры?
Д: Они должны жить дружно: не ссорится, не драться, помогать и
защищать друг друга, делиться игрушками, сладостями.
Посмотрите на наш фланелиграф, какое выражение лица у всех членов семьи? Что у них случилось?
Дети: Они поссорились.
Воспитатель: А как вы думаете, что мы можем сделать?
Дети: Надо семью помирить.
Воспитатель: Конечно, ребята, семью надо помирить!
4. Подвижная игра «Помирились»
Плохое настроение у нас в семье с утра,
И потому в семье у нас не ладятся дела.
(голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево)
У дедушки у нашего весь день болит спина,
(наклониться вперёд, руки за спину)
У бабушки у старенькой кружится голова,
(круговые движения головой)
Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал
(стучим кулачками друг о друга)
У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал
(смотрим на раскрытые ладони)
Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.
Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся
(взяться за руки и улыбнуться друг другу)
Дружно все обнимемся и тогда помиримся!
(Семью помирили, ладошку переворачиваем, семья улыбается).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вся семья снова улыбается, всё у них хорошо, они помирились. А как, вы думаете, где же живёт семья?
Аппликация «Красивый дом»
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, какой дом грустный. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы дом стал весёлым и красивым? (Дети высказывают свои предположения.) Давайте украсим его и сделаем красивым. Дети и воспитатель украшают дом.
Воспитатель: Маша, тебе было сегодня с нами интересно?
Маша: Очень понравилось, спасибо вам большое.
- А теперь давайте откроем наш волшебный мешочек
Ребята, посмотрите, произошло чудо: каждое умение членов семьи
превратилось в сердечко. (В. открывает сундучок и показывает
сердечки из цветной бумаги.)