Кокорева Надежда
Проект «Моя семья» для старшей группы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни.
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Моя семья“ для старшей группы в ДОУ» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержании нет материала, касающегося прошлого семьи ребёнка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
В проекте представлена планируемая совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получат знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Опрос детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Проблема: дети имеют скудные знания о семье, о совместном житье и семейных праздниках, о профессиях родителей.
Цель проекта :
- Расширять представления детей о своей семье, родословной.
- Установить контакт с родителями для согласования воспитательных мер во взаимодействии с детьми.
Задачи проекта :
1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Тип проекта : краткосрочный (сентябрь 2021 г.)
Участники проекта : воспитатели, воспитанники группы 5-6 лет, родители.
Формы организации проекта :
1. Опрос детей.
2. НОД
3. Консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо?»
4. Выставка «Генеалогическое древо семьи».
5. Выставка рисунков и фотографий «Моя семья».
6. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».
7. Родительское собрание «Вся семья вместе – так и душа на месте»
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный
• Опрос детей по проблеме
• Определение цели и задач
• Создание необходимых условий для реализации проекта
II этап – основной (практический)
• Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении
• Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»
• Выставка «Генеалогическое древо семьи»
• Выставка рисунков и фотографий «Моя семья»
• Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин»
• Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме
III этап-заключительный
• Обработка результатов по реализации проекта
Место проведения: МКДОУ «Новодугинский детский сад»
Режим работы: во время и вне занятий.
Ожидаемые результаты проекта :
Дети: воспитание чувства любви к членам семьи, расширение знаний детей о своей семье : о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек, умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
Родители: повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
Реализация проекта
Этапы Содержание
1 этап.
Подготови-
тельный Опрос детей: «Что я знаю о семье?»
2 этап.
Основной НОД на тему «Моя семья»
Рисование «Мама»
Коммуникация «Рассказывание детям белорусской народной сказки «Пых».
Лепка «Мебель для трех медведей»
Коммуникация
«Группировка предметов»
(одежда, обувь, головные уборы).
Конструирование «Мамины косички»
Чтение художественной литературы:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Гуси-лебеди»
«Сказка об умном мышонке» С. Маршак
«Мамина работа» Е. Пермяк
«Мамина дочка» В. Белов
«Косточка» К. Ушинский
«Как Вовка бабушек выручил» А. Барто
«У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский
Дидактические игры:
«Кем быть?»
«Закончи предложение»
«Кто старше?» «Кто младше?»
«Кто у нас какой?» (рассматривание себя в зеркало)
«Разложи по порядку» (фигурки человека, с учетом возрастных изменений)
«Собери портрет из деталей»
«Составь семью из фигурок»
«Радость - или огорчение?»
«Назови как тебя дома ласково называют?»
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Больница», «Магазин».
Беседы:
«Выходной день в моей семье»
«Как я помогаю дома»
«Кем работают твои родители»
«Как мы отдыхаем»
Чтение стихотворений, загадки.
Пальчиковая гимнастика. (приложение 1)
Артикуляционная гимнастика
«Вкусное варенье», «Блинчики»
Консультация «Что такое генеалогическое древо?»
Выставка «Генеалогическое древо семьи»
Выставка рисунков «Моя семья»
3 этап.
Заключитель-ный Подведение итогов в реализации проекта
Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ
Заключение:
Предполагается, что:
- за время реализации проекта «Моя семья» уровень сформированности представлений о семье у детей значительно повысится;
- в процессе работы над проектом воспитатели ближе познакомятся с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
Благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
Конспект НОД
в старшей группе по теме «Моя семья».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная.
Цели:
Образовательные: учить правильно называть всех членов семьи. Дать понятия «родственники», «родня»; учить отвечать на вопросы;
Развивающие: развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе и любят друг друга, заботятся друг о друге; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи;
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение, любовь и уважение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.
Предварительная работа:
1. Заучивание фамилии, имени, отчества родителей.
2. Изготовление генеалогического дерева.
3. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».
4. Разучивание стихотворений о маме, папе, семье.
5. Рассматривание семейных фотографий.
Оборудование: семья медведей-кукол к сказке «Три медведя», фото семьи, корзинка для игры, вырезанные фигурки с изображением: детей, взрослых, пожилых людей (для каждого ребенка, клей, листы бумаги, салфетки.
Ход занятия:
Организационный момент. (Дети стоят в кругу)
Мы сначала будем топать:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
А потом мы будем хлопать:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.
А потом мы повернемся
И друг другу улыбнемся.
Дети рассаживаются на стульчики.
Появляется медведь, рассказ медведя о своей семье.
«Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Я Мишутка из сказки «Три медведя». У меня есть мама и папа. Наша семья небольшая : нас всего трое. Я очень люблю своих родителей. Они меня тоже любят, они заботятся друг о друге и обо мне. А у вас, ребята, есть семья? Расскажите мне о вашей семье, о том, как вы живете».
Воспитатель помогает детям составлять рассказ о семье (Дети рассматривают семейные фотографии и каждый рассказывает о своей семье).
- Ребята, мы с Мишуткой поняли, что вы много знаете о своей семье. Запомните! Мамы, папы, братья, сестры, дедушки, бабушки - это ваши родственники, ваши родные, ваша семья.
-Дети, а вы знаете, где живёт каждая семья? (дом, квартира)
Физминутка.
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Игра «Скажи ласково» .(Игра с мячом)
В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково? (Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.)
Дочь – доченька, дочурка.
Сын — сынок, сыночек, сынишка, сынулечка.
Папа — папочка, папенька.
Дед – дедушка, дедуля.
Мама — мамочка, мамуля.
Сестра-сестрёнка, сестричка.
Игра «Скажи наоборот».
Дедушка старше, а папа. (моложе).
Мама моложе, а бабушка (старше).
Папа выше, а мама. (ниже).
Папа большой, а сын. (маленький).
Физминутка.
Три медведя шли домой. /Дети имитируют ходьбу на месте. /
Папа был большой – большой, /Тянут руки вверх. /
Мама чуть поменьше ростом,/ Наклоняются. /
А малыш малютка просто. / Приседают. /
Очень маленький он был,
С погремушками ходил. / Изображают игру погремушками. /
Дзынь – дзынь – дзынь
С погремушками ходил.
Беседа.
Ребята, а кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (мама)
-Что делает по дому мама?
-А что делает папа?
-Чем занимаются бабушка и дедушка?
-Какие заботы по дому есть у вас?
Игра «Корзина добрых дел»
Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзину, называя доброе дело: мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать…
Творческая работа детей под руководством воспитателя- Игра «Составь семью из картинок» (Во время работы звучит спокойная музыка.)
Детям и Мишутке предлагаются вырезанные картинки из журналов, они наклеивают их рядом, составляя семью.
Давайте посмотрим, что получилось.
Анализ работ. Выставка.
Итог.
У нас у всех есть семья. У кого – то большая, у кого-то по меньше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. И вы всех любите! Вы — самые счастливые дети на свете.
Мишка рассказывает стихотворение:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит нас, друзья?
Наша дружная. (семья).
Очень трудно самому
Жить на свете одному
Вместе с мамой жить и папой
Хочется всегда ребята.
Вы со мной согласны? (Да)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Пальцы - дружная семья.
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).
Вот большой! А это - средний.
Безымяный и последний - наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)
Будем их соединять и движенья выполнять.
(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому).
Пальчиковая гимнастика «Кто живёт в моей квартире…»
Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
два котенка, мой щегол, сверчок и я (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).
Вот и вся моя семья!
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я.
(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)
Вот и вся моя семья!
(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)
Пальчиковая гимнастика «Мальчик-Пальчик»
-Мальчик-пальчик-- Где ты был?
-С этим братцем- -В лес ходил.
С этим братцем-- Щи варил.
С этим братцем-- Кашу ел.
С этим братцем-- Песни пел.
(каждый пальчик поочерёдно соединяется с большим пальцем)
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
А еще у меня есть другая родня:
Вот – сестра,
Вот – братец,
Вот – дядя,
Вот – тетя,
Вот – любимый котик …
(каждый пальчик поочерёдно соединяется с большим пальцем сначала на одной руке, потом на другой.)
Чтение стихотворений.
1 ребёнок
Семья – это мы.
Семья – это я.
Семья – это папа и мама моя
Семья – это Саша, братишка родной.
Семья – это котик пушистенький мой.
2 ребёнок
Семья – это крёстные тети дяди.
Семья – это ёлка в красивом наряде.
Семья – это праздник за круглым столом.
Семья – это счастье, семья – это дом.
Где любят и ждут и не помнят о злом.
3 ребёнок
Эти дни - одно везенье!
Воскресенья так нужны.
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
4 ребёнок
Папа чашки к чаю моет,
Вытираем их вдвоём.
А потом мы всей семьей
Чай с вареньем долго пьём.