Санжиева Зинаида Ивановна
Проект «Музыка и я»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта: Улучшения качества жизни детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством музыкальных занятий и упражнений.
Задачи проекта:
– развитие музыкальных навыков и психо-эмоциональной активности;
– подбор сенсорных стимулов соответствующих особенностям ребенка, коррекция мелкой моторики;
– развитие навыков взаимодействия со взрослыми;
– создание развивающей среды.
Публикация «Проект „Музыка и я“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Форма работы:
– регулярные занятия с музыкальным педагогом (не менее 1 раза в неделю);
– музыкальные мероприятия в группе (2 раза в неделю);
– музыкальные упражнения в повседневной деятельности (зарядка, игры, пальчиковая гимнастика, занятия «круг»);
– участие в творческих конкурсах на площадках учебно-методических порталов («Педсовет» pedsovet.ru и другие).
Тип проекта: практико-ориентированный, познавательно-творческий, информационно-практический.
Проект «Музыка и я» реализуется в нашем центре ГБУ ЦСПР «Семь-Я».
Проект направлен на улучшение качества жизни воспитанников с ТМНР, помощь в социализации, психоэмоциональное развитие и укрепление детско-родительских отношений посредством музыкальных занятий и упражнений и вовлечения родителей и детей в совместную деятельность.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) нуждаются в постоянной, интенсивной поддержке в более чем одной жизненно важной деятельности, для того, чтобы участвовать в интеграционных процессах своего сообщества и иметь равные возможности.
Основным средством поддержки детей с ТМНР является специальная психолого-педагогическая помощь в их развитии. В нашем центре ГБУ ЦСПР «Семь-Я» она осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьей. Обучение строится с учетом специфики развития каждого ребенка, а также в соответствии с типологическими способностями развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями.
Музыка является одним из основных средств специализации детей с ТМНР. Музыкальные занятия и упражнения стимулируют к определенной самостоятельности, проявлению творческой индивидуальности, формируют предпочтения, интересы, вкус ребят.
Практически все представители специальной педагогики прошлого (Ж. Демор, О. Декорли) и отечественные дефектологи (Бабаева Т. И., Петрушин В. И.) подчеркивают относительную сохранность музыкально-слуховой и эмоциональной сферы и считают музыку важным средством воспитательного и лечебного воздействия на детей данной категории.
Музыкальное воспитание и обучение с ТМНР применяется для детей с проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, тревожностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации и поведения. Музыкальные занятия направлены на реализацию индивидуальных возможностей ребенка, на формирование его эмоциональной сферы и всестороннее воспитание и развитие на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Занятие музыкой доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает потенциал возможностей и формирование способностей детей. В процессе работы с детьми повышается развитие к эмоционально-целостному восприятию и пониманию музыкальных произведений. Музыка помогает легче установить контакт. Ребенок без речи может обучаться с помощью инструментов и его будут понимать.
Список музыкальных композиций
1. Классическая музыка:
«Времена года» А. Вивальди;
«Детский альбом», «Времена года», «Масленица», П. И. Чайковский;
«Времена года» балет А. Глазунов;
«Времена года» цикл песен В. Гаврилин;
Феликс Янов-Яновский;
Мустафо Бафоев;
Хабибулла Рахимов.
2. Фольклор:
«Ах вы, сени, мои сени»;
«Во поле березка стояла»;
«Валенки»;
Фольклор материнства и детства (Поэзия повествования);
«Частушки», «Потешки», «Прибаутки»
Колыбельные песни;
Детский обрядовый фольклор;
Колядки;
Авсеньки;
Детский игровой и потешный (смеховой) фольклор: заклички.
3. Инструментальная музыка:
«Детские сцены», «Альбом для юношества» Р. Шумана;
«Детская музыка» фортепианные пьесы Прокофьева;
«Тридцать детских пьес» Д. Д Кабалевского;
«Детские народные песни» Брамса;
«Игры для детей» Сюита Ж. Визе;
«Детский уголок» Дебюсси;
«Матушка гусыня» Равеля;
Фортепианные пьесы для детей С. М. Майкапара.
4. Музыкальные сказки:
«Кошкин дом» сказка С. Маршака, музыка Н. Александровой;
«Крошечка-Хаврошечка» русская народная сказка, музыка Ю. Никольского;
«Дважды два - четыре» по сказке З. Топелиуса с песнями В. Шаинского на слова М. Пляцковского;
«Двенадцать месяцев» сказка С. Маршака,1 - постановка МХАТ, 2 - сказка по мультфильму;
«Дед Мороз и лето» сценарий В. Ливанова, сказка по мультфильму;
«Доктор Айболит» сказка К. Чуковского, музыка М. Мееровича;
«Золотой ключик» музыкально-литературная композиция Н. Сац по мотивам сказки А. Толстого, музыка Л. Половинкина;
Английские детские песни в обр. Самуил Маршак;
Музыкальные сказки;
Бременские музыканты;
Фантазия В. Ливанова и Ю. Энтина на тему сказки братьев Гримм, музыка Г. Гладкова;
«Волк и семеро козлят» старая сказка на новый лад Ю. Энтина, музыка А. Рыбникова.
5. Музыка для релаксации:
К. Глюк «мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»;
К. Дюбесси. «Лунный свет»;
К. Сен-Санс «Лебедь»;
П. И. Чайковский «Сентиментальный вальс»;
Звуки природы.
6. Музыка народов мира:
«Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус;
«Ой, зачем ты жаворонок», укр., обр. Г. Литвака;
«Улитка», молд., обр. И. Токмаковой;
«Мы пошли по ельнику» пер. со швед. И. Токмаковой.
7. Музыкальные произведения для прослушивания перед сном:
П. И. Чайковский «Времена года», «Сентиментальный вальс», «Детский альбом»;
«Колыбельная» из мультфильма «Умка»;
«Ромашковая Русь» музыка Т. Хренникова, слова А. Гладкова;
«За печкою поет сверчок» музыка Р. Паулса, слова Э. Аспазии;
И. С. Бах «Ария из сюиты №3 Ре-мажор»;
И. Брамс «Колыбельная»;
С. Прокофьев «Вечер»;
Н. Римский-Корсаков «Колыбельная»;
И. С. Бах «Сюита для виолончели №1 Соль мажор»;
Э. Григ «Утро»;
Э. Григ «Пер Гюнт»;
С. Грибоедов «Вальс»;
К. М. Вебер «Вольный стрелок»;
«Пушистые облака» колыбельная;
«Сон приходит на порог» музыка М. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача;
Звуки природы.