Татьяна Зотова
Проект «Музыкальная логопедия»
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение звукопроизношения и восприятия фонем у детей дошкольного возраста – один из основных дефектов в структуре речи. Музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка. Музыкальные занятия являются синтетическим видом деятельности, они мпомогут исправить ряд речевых недостатков и способствуют развитию речи в целом. Чтобы помочь решить проблемы речевого развития детей посещающих ДОУ, был разработан проект «Музыкальная логопедия», в основу которого легли занятия, направленные на изучении музыкальной грамоты, и использовании музыкальных инструментов при отработке различных упражнений для развития моторики и исправления речевых нарушений.
Публикация «Проект „Музыкальная логопедия“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Цель проекта : коррекция и профилактика речевых нарушений посредством синтеза музыки, движения и слова.
Задачи:
1. Способствовать развитию речевого аппарата;
2. Содействовать овладению и расширению активного и пассивного словаря;
3. Создать условия для получения детьми знаний об основах музыкальной грамоты;
4. Сформировать у детей потребность правильно употреблять поставленные звуки;
5. Способствовать развитию правильного речевого дыхания;
6. Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.
7. Дать возможность детям самостоятельно применить на практике полученные знания и навыки игры на музыкальных инструментах.
Вид проекта – обучающий, творческий.
продолжительность – среднесрочный «сентябрь - февраль»
Участники проекта – дети 6-7 лет, учитель - логопед, музыкальный руководитель.
Гипотеза: коррекция речевого нарушения возможна при отработке логопедических упражнений, с помощью музыкального и голосового сопровождения без помощи взрослого.
Предполагаемые результаты:
- выработать правильное речевое дыхание у детей,
- сформировать фонематический слух, развить общую мелкую и артикуляционную моторику детей;
- повысить речевую активность детей;
- развить связную речь у старших дошкольников;
- оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение детей.
- познакомить с основами, игры на музыкальных инструментах.
Содержание и формы проекта :
Основы музыкальной грамоты;
Логопедические упражнения;
Артикуляционная гимнастика;
Музыкально-дидактические игры;
Релаксация;
Речевые игры;
Ритмические игры;
Дыхательные упражнения;
Логопедические распевки;
Музыкальный ритм и пение;
Пальчиковая гимнастика.
Методы и приемы:
Звукоподражание;
Словесный метод;
Игровой метод;
Метод показа.
Этапы работы над проектом :
Iэтап – подготовительный:
Определение темы, цели;
Определение задач;
Составление перспективного плана.
II этап – практический:
Проведение занятий;
III этап – заключительный:
Итог анализа работы;
Презентация проекта;
Итоговое мероприятие.
Первый этап: изучение методической литературы, определение цели и задачи проекта, составление перспективного плана.
Второй этап: проведение занятий 1 раз в неделю в соответствии с планом.
Основным принципом является принцип «от простого к сложному». Чтобы пробудить в ребенке интерес, каждое занятие должно начинаться с музыкально-ритмической игры. Такой прием способствует развитию у дошкольников мелодического и гармонического слуха, быстроты реакции, музыкальной памяти, коммуникативности, самостоятельности. Развивает статическую и динамическую координацию движений, целевую точность, умение детей выполнять движения в ритме музыки.
Занятия включают различные виды деятельности, направленные на исправление речевых нарушений. В игровой форме любое задание выполнять интереснее и веселее.
Артикуляционная гимнастика помогает улучшить подвижность артикуляционного аппарата, увеличить объем и силу движений, выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз. Музыкально-логопедические упражнения, проговаривание и пропевание слоговых рядов, необходимо использовать для постановки и автоматизации звуков.
Работа над звукообразованием начинается с распевок и логопедических попевок, которые способствуют развитию четкой речи. Тексты логопедических песенок вызывают интерес у детей, создают радостное настроение, ребенок с удовольствием подпевает их, занятия становятся веселыми и ненавязчивыми.
Одним из важнейших видов музыкальной деятельности детей является пение. Развивая певческие навыки, ребёнок работает над развитием речи. Сюда входит: работа над правильным произношением, чёткой дикцией, автоматизацией звуков, правильным речевым дыханием. Протягивание гласных звуков способствует развитию фонетико-фонематического слуха. Утрированное произношение и пропевание гласных "а", "о", "у", "и", "э" помогает добиться интонационной выразительности исполнения.
Слушание музыки обогащает словарный запас детей, формирует связную речь, способствует развитию фонетико-фонематического слуха.
Музыкально-дидактические игры, развивают у детей слуховое внимание, слуховую память, а также формируют знания о средствах музыкального звука (умение слышать высоту, длительность тембровую окраску звуков, громкость). Особенностью игр является то, что они могут использоваться детьми самостоятельно, вне занятий.
Помимо этого, речь ребенка можно развивать и через другие виды музыкальной деятельности. Как известно, развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров головного мозга, поэтому музыкальные пальчиковые игры тоже вносят свой вклад в развитие речи детей.
Игра на музыкальных инструментах : металлофоне, звуковых колокольчиках способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма речи (высказывания). Наличие связи речи и движений в игре на музыкальных инструментах позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, качество выполнения движений «крупной» и «мелкой» моторики. Дети знакомятся с синтезатором и постепенно приобретают навыки игры на нём. Таким образом, в работе над любой песней или упражнением решаются и музыкальные, и логопедические задачи.
Третий этап: презентация проекта, открытое итоговое занятие с воспитанниками.
Список используемой литературы:
1. Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 - 7 лет»;
2. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению;
3. Королева Е. А. Музыка в сказках, стихах и картинках;
4. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и детей. – Ярославль: Академия развитии, 1997 г. ;
5. Гусева С. И. Путешествие в музыкальную страну (мелодия и ритм)
6. Мишина Е. Н., Коннова Е. А. «Логоритмика для детей 6 – 7 лет»;
7. С. В. Крупа – Шушарина «Логопедические песенки»;
8. Астафьева Е. О. Играем, пишем, читаем (методическое пособие, конспект) СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2017 г.
9. Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях.