МААМ-картинки

Проект «Музыкальная логопедия»

Татьяна Зотова
Проект «Музыкальная логопедия»

Музыкальная логопедия

Нарушение звукопроизношения и восприятия фонем у детей дошкольного возраста – один из основных дефектов в структуре речи. Музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка. Музыкальные занятия являются синтетическим видом деятельности, они мпомогут исправить ряд речевых недостатков и способствуют развитию речи в целом. Чтобы помочь решить проблемы речевого развития детей посещающих ДОУ, был разработан проект «Музыкальная логопедия», в основу которого легли занятия, направленные на изучении музыкальной грамоты, и использовании музыкальных инструментов при отработке различных упражнений для развития моторики и исправления речевых нарушений.

Публикация «Проект „Музыкальная логопедия“» размещена в разделах

Цель проекта : коррекция и профилактика речевых нарушений посредством синтеза музыки, движения и слова.

Задачи:

1. Способствовать развитию речевого аппарата;

2. Содействовать овладению и расширению активного и пассивного словаря;

3. Создать условия для получения детьми знаний об основах музыкальной грамоты;

4. Сформировать у детей потребность правильно употреблять поставленные звуки;

5. Способствовать развитию правильного речевого дыхания;

6. Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.

7. Дать возможность детям самостоятельно применить на практике полученные знания и навыки игры на музыкальных инструментах.

Вид проекта – обучающий, творческий.

продолжительность – среднесрочный «сентябрь - февраль»

Участники проекта – дети 6-7 лет, учитель - логопед, музыкальный руководитель.

Гипотеза: коррекция речевого нарушения возможна при отработке логопедических упражнений, с помощью музыкального и голосового сопровождения без помощи взрослого.

Предполагаемые результаты:

- выработать правильное речевое дыхание у детей,

- сформировать фонематический слух, развить общую мелкую и артикуляционную моторику детей;

- повысить речевую активность детей;

- развить связную речь у старших дошкольников;

- оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение детей.

- познакомить с основами, игры на музыкальных инструментах.

Содержание и формы проекта :

Основы музыкальной грамоты;

Логопедические упражнения;

Артикуляционная гимнастика;

Музыкально-дидактические игры;

Релаксация;

Речевые игры;

Ритмические игры;

Дыхательные упражнения;

Логопедические распевки;

Музыкальный ритм и пение;

Пальчиковая гимнастика.

Методы и приемы:

Звукоподражание;

Словесный метод;

Игровой метод;

Метод показа.

Этапы работы над проектом :

Iэтап – подготовительный:

Определение темы, цели;

Определение задач;

Составление перспективного плана.

II этап – практический:

Проведение занятий;

III этап – заключительный:

Итог анализа работы;

Презентация проекта;

Итоговое мероприятие.

Первый этап: изучение методической литературы, определение цели и задачи проекта, составление перспективного плана.

Второй этап: проведение занятий 1 раз в неделю в соответствии с планом.

Основным принципом является принцип «от простого к сложному». Чтобы пробудить в ребенке интерес, каждое занятие должно начинаться с музыкально-ритмической игры. Такой прием способствует развитию у дошкольников мелодического и гармонического слуха, быстроты реакции, музыкальной памяти, коммуникативности, самостоятельности. Развивает статическую и динамическую координацию движений, целевую точность, умение детей выполнять движения в ритме музыки.

Занятия включают различные виды деятельности, направленные на исправление речевых нарушений. В игровой форме любое задание выполнять интереснее и веселее.

Артикуляционная гимнастика помогает улучшить подвижность артикуляционного аппарата, увеличить объем и силу движений, выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз. Музыкально-логопедические упражнения, проговаривание и пропевание слоговых рядов, необходимо использовать для постановки и автоматизации звуков.

Работа над звукообразованием начинается с распевок и логопедических попевок, которые способствуют развитию четкой речи. Тексты логопедических песенок вызывают интерес у детей, создают радостное настроение, ребенок с удовольствием подпевает их, занятия становятся веселыми и ненавязчивыми.

Одним из важнейших видов музыкальной деятельности детей является пение. Развивая певческие навыки, ребёнок работает над развитием речи. Сюда входит: работа над правильным произношением, чёткой дикцией, автоматизацией звуков, правильным речевым дыханием. Протягивание гласных звуков способствует развитию фонетико-фонематического слуха. Утрированное произношение и пропевание гласных "а", "о", "у", "и", "э" помогает добиться интонационной выразительности исполнения.

Слушание музыки обогащает словарный запас детей, формирует связную речь, способствует развитию фонетико-фонематического слуха.

Музыкально-дидактические игры, развивают у детей слуховое внимание, слуховую память, а также формируют знания о средствах музыкального звука (умение слышать высоту, длительность тембровую окраску звуков, громкость). Особенностью игр является то, что они могут использоваться детьми самостоятельно, вне занятий.

Помимо этого, речь ребенка можно развивать и через другие виды музыкальной деятельности. Как известно, развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров головного мозга, поэтому музыкальные пальчиковые игры тоже вносят свой вклад в развитие речи детей.

Игра на музыкальных инструментах : металлофоне, звуковых колокольчиках способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма речи (высказывания). Наличие связи речи и движений в игре на музыкальных инструментах позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, качество выполнения движений «крупной» и «мелкой» моторики. Дети знакомятся с синтезатором и постепенно приобретают навыки игры на нём. Таким образом, в работе над любой песней или упражнением решаются и музыкальные, и логопедические задачи.

Третий этап: презентация проекта, открытое итоговое занятие с воспитанниками.

Список используемой литературы:

1. Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 - 7 лет»;

2. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению;

3. Королева Е. А. Музыка в сказках, стихах и картинках;

4. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и детей. – Ярославль: Академия развитии, 1997 г. ;

5. Гусева С. И. Путешествие в музыкальную страну (мелодия и ритм)

6. Мишина Е. Н., Коннова Е. А. «Логоритмика для детей 6 – 7 лет»;

7. С. В. Крупа – Шушарина «Логопедические песенки»;

8. Астафьева Е. О. Играем, пишем, читаем (методическое пособие, конспект) СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2017 г.

9. Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях.

Публикации по теме:

Презентация «Долгосрочный проект «Музыкальная гостиная» Этот проект хочу презентовать в начале 2018-2019 учебного года. Перед этим хочется, чтобы коллеги познакомились с ним. Название проекта:.

Игра «Музыкальная грамота»Игра «Музыкальная грамота» ЦЕЛЬ: Развивать звуковысотный (ладовый) слух. Освоение музыкальной грамоты. ЗАДАЧИ: -познакомить с цветовой формой записи нот; -осуществить.

Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика»Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика» Музыка присутствует в повседневной жизни детского сада: на занятиях. в играх, во время двигательной активности. Знакомые детям музыкальные.

Музыкальная книга из фетра «До — Ре — Ми»Музыкальная книга из фетра «До — Ре — Ми» Книга изготовлена из фетра. Основание фетровое, съёмные фигурки также фетровые, крепятся на липкую ленту. В книге 8 страниц. 1 страница.

Музыкальная НОД «В страну сказок» Меня очень впечатлила публикация Натальи Андреевны Науменко Интегрированное музыкальное занятие «Баба-Яга. Кто она такая?» для подготовительной.

Музыкальная сказка «Кошкин дом»Музыкальная сказка «Кошкин дом» Музыкальная сказка «Кошкин дом» 1 СЦЕНА. (Музыка народная) (Скоморохи танцуют, потом громко, зазывно говорят) 1скоморох: Тили-тили-тили-бом.

Музыкальная сказка «Кот в сапогах»Музыкальная сказка «Кот в сапогах» Жил-был старый мельник. Когда он умер, то все наследство досталось его сыновьям. Старшему-мельница, среднему-осел, а младшему-кот. -Ну какая.

Проект по теме «Ложка деревянная, музыкальная»Проект по теме «Ложка деревянная, музыкальная» Актуальность. Деревянные ложки отражают самобытность нашей русской культуры, её традиции. Хочется приобщить детей к истокам русской культуры,.

Проект «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в работе семейного клуба «Мама, папа, я — музыкальная семья» Проект «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в работе семейного клуба «Мама, папа, я – музыкальная семья» Идея проекта:.

Социально-значимый проект «Моя музыкальная семейная династия» ВидеоСоциально-значимый проект «Моя музыкальная семейная династия» Видео Династия — гордое слово! Сплелись поколения в нём. Мы славу труда наших предков Достойно сквозь годы несём. Во славу единого дела Они.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Музыкальная логопедия»
Опубликовано: 19 октября 2021 в 22:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД