Папки-передвижки

Проект «Мы шахматисты»

Светлана Самойлик
Проект «Мы шахматисты»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Мы шахматисты»

1. Пояснительная записка

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются уже в дошкольном возрасте. Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди дошкольников старших групп детского сада.

Публикация «Проект „Мы шахматисты“» размещена в разделах

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Это эффективное средство развития мышления, внутреннего плана действий, воспитания усидчивости, самостоятельности и ответственности с малых лет. Шахматы являются одной из содержательных игровых форм занятости детей, которая составляет альтернативу всеохватывающей компьютерной зависимости. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 3–8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Данные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Существенный вклад шахмат в формирование всесторонне развитой личности неоспорим.

Таким образом, обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на ход обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. «Программа» дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т. п. Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации образовательной деятельности, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами периода сенситивного к тому или иному виду педагогического воздействия. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены периоды, сенситивные к обучению игре в шахматы. Но достоверно известно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста.

Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка. Л. Выготский указывал, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, вести его за собой.

Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Юный шахматист» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.

Направленность: Техническая

Вид программы: М. Фоминых “ Шахматы для детей» - обучающая сказка в картинках; Е. Волкова «Шахматы с енотом» Рабочая тетрадь №1. Модифицированная программа.

Новизна программы состоит в том, что мы рассматриваем "Шахматы" не как спорт, а как игру формирующую логическое, математическое и системное мышление в непринужденной форме детьми дошкольного возраста.

Возраст детей: 5 – 7 лет

Сроки реализации: октябрь 2022 - май 2023

Формы и режим занятий:

Основные формы и средства обучения:

1. Теоретические занятия

2. Практическая игра.

3. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

4. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.

Они применяются:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение

самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Планируемый результаты и способы определения их результативности:

Ожидаемый результат образовательной деятельности:

• рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка;

• развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности;

• приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре;

• освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Педагог в игровой форме вводит воспитанников в мир шахмат : знакомит малышей с историей развития шахмат, в простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому, в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны старшим дошкольникам.

Программа предусматривает 32 шахматных занятия (одно в неделю). Занятия кружка начинаются с октября месяца.

К концу первого года обучения дети должны знать:

-шахматные термины : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат;

-названия шахматных фигур : ладья, слон, ферзь, конь, король; пешка, правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

-ориентироваться на шахматной доске;

-согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры

друг с другом.

-правильно помещать шахматную доску между партнерами;

-правильно расставлять фигуры в начальном положении;

-различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

-рокировать;

-объявлять шах;

-решать шахматные элементарные задачи.

Цель программы: обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

Задачи обучения дошкольников игре в шахматы довольно широки и разнообразны:

а) образовательные:

• формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы;

• способствовать освоению детьми основных шахматных понятий (шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на партию, т. д.);

• познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами;

• учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.

• обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии;

• содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;

• учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию

б) развивающие:

• развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;

• развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;

• способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;

• приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;

• формировать мотивацию к познанию и творчеству;

• создавать условия для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных)

в) воспитывающие:

• воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.

Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий: наличии отведенного места и оснащенности методической литературой, ТСО, наглядными пособиями, раздаточными материалами, играми (головоломки, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др.).

2. Содержание программы

Содержание учебного плана:

02.10.22г. тема: «Путешествие в шахматную страну» - длительность 25 минут из которых 10 минут теория и 15 мин – практика.

Краткая история шахмат. Рождение шахмат. Познакомить детей с понятием «шахматная игра», способствовать развитию интереса к игре в шахматы.

Дидактическое задание: «Найди пшеничные зерна»

09.10.22г. Тема: Волшебство начинается. Длительность 25 мин. Продолжаем знакомить детей с шахматами.

Дидактическое задание: «Найди шахматную доску и раскрась ее»

16.10.22г. Тема: Настоящая шахматная доска. Длительность 25 мин из которых 10 минут – теория и 15 минут – практика. Познакомить с новыми понятиями – «шахматная доска», «белые и чёрные поля», чередование белых и чёрных полей.

Дидактическое задание: «Раскрась доску», «Заштрихуй клетки по образцу»

23.10.22г. Тема: Самый главный, самый сильный. Длительность 25 минут из которых 15 минут – теория и 10 минут – практика. Продолжать знакомить с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнёрами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии. Закреплять полученные знания посредством практических занятий.

Дидактическое задание: «Шахматная раскраска»

30.10. 22г Тема: шахматные фигуры. Длительность практического занятия -25 минут. Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и чёрными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король, учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.

Дидактическое задание: «Найди и обведи», «Соедени линией одинаковые фигуры»

06.11. 22г Тема: Шахматная доска : центр, поля. Длительность практического занятия – 25 минут. Закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью различных заданий.

Дидактическое задание: «Раскрась центр шахматной доски»,

13.11.22г. Тема: Дорожки из полей. Длительность 25 минут из которых 10 минут – теория и 15 минут – практика. Значение шахматного центра и как он влияет на течение партии. Научиться правильно называть все шахматные клетки.

Дидактическое задание:

20.11.22г. Тема: Горизонтали, вертикали. Длительность 25 минут из которых 10 минут – теория и 15 минут – практика. Формировать новые знания. Познакомить с геометрическими понятиями: горизонталь, вертикаль, диагональ, показать их на шахматной доске.

Дидактическое задание:

27.11.19г. Тема: Диагонали. Длительность 25 минут из которых 10 минут – теория и 15 минут – практика. Продолжать формировать знания о геометрическом понятии – диагональ, показывать ее на шахматной доске.

Дидактическое задание:

04.12.19г. Тема: Расстановка фигур. Длительность 25 минут из которых 15 минут – теория и 10 минут – практика. Продолжать знакомить детей с начальной расстановкой фигур. Закрепить полученные знания с помощью практических заданий.

Дидактическое игра: «Верю не верю»

11.12.19г. Тема: Начальные позиции. Длительность 25 минут из которых 5 минут – теория и 20 минут – практика. Продолжать знакомить с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», партия, запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством заданий.

Дидактическое задание: «Соедини фигуры»; «Найди ошибку»; «Собери пазл»

18.12.19г. Тема: Ценность шахматных фигур. Длительность 25 минут из которых 10 минут – теория и 15 минут – практика. Познакомиться с понятием: партнёры. Правильно расставлять фигуры в начальное положение. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре.

Дидактическое задание: «Закрась пешки»; «Что легче а что тяжелее»

25.12.19г. Тема: Фигуры идут в бой. Длительность практического занятия 25 минут. Продолжать знакомить детей с шахматными фигурами.

15.01 20г. Тема: Король – ход. Длительность 25 минут из которых 5 минут – теория и 20 минут – практика. Познакомить детей с шахматной фигурой «король», место короля в начальном положении. Ход короля, взятие.

Дидактическое задание: «Собери звездочки»; «доберись до солнышка»

22.01.20г. Тема: Король – нападение. Длительность практического занятия – 25 минут. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить место короля в начальном положении, ход короля. Показать, как король выполняет взятие. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Дидактическое задание: «Найди и обведи»

29.01.20г. Тема: Неповторимый король. Длительность теоретического занятия 25 минут. Король против других фигур.

Дидактическое задание: «Ход королем»

05.02.20г. Тема: Ладья – ход, взятие. Длительность 25 минут из которых 5 минут – теория и 20 минут – практика. Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры».

Дидактическое задание: «Раскрась по цифрам»; «Собери звездочки»; «Доберись до солнышка»

12.02.20г. Тема: Ладья – нападение, шах. Длительность практического занятия – 25 минут. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие». Закрепить новые знания с помощью дидактических игр.

Дидактическое задание: «Покажи стрелкой»

19.02. 20г Тема: Стреляющая ладья. Длительность практического занятия – 25 минут. Продолжать знакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем.

Дидактическое задание: «Нападение ладьи»

26.02. 20г Тема: Слон – ход, взятие. Длительность 25 минут из которых 5 минут – теория и 20 минут – практика. Познакомить детей с шахматной фигурой «слон», место слона в начальном положении.

. Дидактическое задание: «Проведи слонов по диагонали»; «Собери звезды»; «Доберись до солнышка»

04.03. 20г Тема: Слон – нападение, шах. Длительность практического занятия – 25 минут. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона. Показать, как слон выполняет взятие. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Дидактическое задание: «Нападение слона»; «Покажи стрелкой»

11.03. 20г Тема: Слон белопольный и чернопольный. Длительность теоретического занятия – 25 минут. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чёрнопольные слоны.

Дидактическое задание: «Нападение слона»; «Найди отличия»

18. 03 20г Тема: Ферзь – ход, взятие. Длительность практического занятия – 25 минут. Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», место ферзя в начальном положении. Ход ферзя.

Дидактическое задание: «Соедини точки по порядку»; «Покажи стрелкой»; «Собери звездочки»; «Дотянись до солнышка»

25.03. 20г Тема: Ферзь – нападение, шах. Длительность практического занятия – 25 минут. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальном положении, ход ферзя. Показать, как ферзь выполняет взятие. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Дидактическое задание: «Покажи стрелкой»

01.04. 20г Тема: Всемогущий ферзь. Длительность практического занятия – 25 минут. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию.

Дидактическое задание: «Нападение ферзя»

08.04. 20г Тема: пешка – ход, взятие. Длительность 25 минут из которых 5 минут – теория и 20 минут – практика. Познакомить детей с шахматной фигурой «пешка», место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие.

Дидактическое задание: «Собери звездочки»; «Дотянись до солнышка»; «Дорисуй пешку и раскрась»

15.04. 20г Тема: Пешка – нападение, шах. Длительность 25 минут из которых 5 минут – теория и 20 минут – практика. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место пешки в начальном положении, ход пешки. Показать, как пешка выполняет взятие. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Дидактическое задание: «Покажи стрелкой»

22.04.20г. Тема: Прямоленейная пешка. Длительность 25 минут из которых 5 минут – теория и 20 минут – практика. Пешка против ферзя, ладьи, слона.

Дидактическое задание: «Тактика пешки»; «Нападение пешки»

29.04. 20г Тема: Превращение пешки. Длительность 25 минут из которых 5 минут – теория и 20 минут – практика. Повтор. Проверка знаний детей.

Дидактическое задание: «Обведи пешку»; «Чудесный мешочек»

06.05. 20г Тема: Битое поле. Взятие на подходе. Длительность 25 минут из которых 10 минут – теория и 15 минут – практика.

Дидактическое задание: «Раскрась поле»

13.05.20г. Тема: Конь хитрец. Длительность 25 минут из которых 15 минут – теория и 10 минут – практика. Познакомить детей с шахматной фигурой «конь», место коня в начальном положении. Ход коня, взятие.

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить место коня в начальном положении, ход коня. Показать, как конь выполняет взятие. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Дидактическое задание: «Найди и обведи»; «Собери звездочки»; «Доберись до солнышка»

20.05.24г. Тема: Шах. Длительность 25 минут из которых 10 минут – теория и 15 минут – практика. Познакомиться с понятиями: длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.

27.05. 20г Тема: Защита. Длительность 25 минут из которых 10 минут – теория и 15 минут – практика. Оценивать правильность ходов.

Дидактическое задание: «Обведи фигуру»

3. Условие реализации и методическое обеспечение программы

Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике. На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

1. Практическая игра.

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Теоретические занятия, шахматные игры.

Принципы работы с дошкольниками

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личностикаждого участника и всего коллектива в целом;

• принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

• принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;

принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих;

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

• принцип наглядности;

• принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

• принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

• принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

• принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

• принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры.

Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. На занятиях используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные. Данная программа по содержательной, тематической направленности является спортивно-технической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – групповой, по времени реализации – годичной.

Примерный перечень оборудования

1. Шахматные доски (деревянные, картонные, 40 х 40 см) — 10 шт.

2. Фигуры к ним (деревянные, пластмассовые) — 10 комплектов.

3. Демонстрационная доска — 1 шт.

4. Фигуры к ней — 1 комплект.

5. Портреты чемпионов мира по шахматам среди взрослых.

3.4 Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 1 занятия в неделю продолжительностью 25 - 30 минут.

Наполняемость группы – 30 детей. В каждое занятие включаются физкультминутки.

Занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания, соревнования и самостоятельную деятельность детей. Для занятий детям необходимы простой и цветные карандаши, ластик, листочек с заданием.

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г №26 «Об утверждении СанПин 2.4.13049-13 «Санитарно- эпидемологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» непрерывная непосредственно образовательная деятельность: для детей от 5 до 7 лет - не более 30 минут

4. Список литературы для разработки ДОП и организации ОП

1. Фоминых М. Шахматы для детей. Обучающая сказка в картинках. –СПб. : Питер,2018. – 64с. :

2. Станишевска, Адрианна; Станишевска, Уршула. Шахматы для детей. ; пер. с польск. А. Г. Векшиной. -М. :РОСМЭН,2019.-96с. :ил.

3. Волкова Е. ,Прудникова Е. Рабочая тетрадь №1 «Шахматы с енотом»

4. Волкова Е. И., Прудникова Е. А. Развиваем восприятие и воображение: шахматная тетрадь для дошкольников/ - Ростров н/ Д: Феникс – Т, 2019. – 52, [1]с. : ил.

5. Волкова Е. И., Прудникова Е. А Развиваем память и внимание: шахматная тетрадь для дошкольников/ - Ростров н/ Д: Феникс – Т, 2019. – 52с. : ил.

6. И. Г. Сухин Шахматы для самых маленьких

7. В. Касаткина., Шахматная тетрадь. : 2009 ООО «Драйв». – 18 с.

8. Методические рекомендации по обучению игре а шахматы для педагогов дошкольных образовательных организаций. /автор – составитель А. М. Гафт; АУ «Институт развития образования»,2015 – 88с.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Мы будущие шахматисты»Фотоотчет «Мы будущие шахматисты» Фотоотчет «Мы будущие шахматисты» Шахматы – это целый мир. Каждый спорт по-своему прекрасен: Силой мышц, терпением, сноровкой. Каждый вид.

Проект «Я и моя родословная»Проект «Я и моя родословная» Проект: "Я и моя родословная" ДЕВИЗ ПРОЕКТА: "Кто своего родства не знает, тот сам себя не уважает, а кто родни своей стыдится, тот через.

Проект «Космос»Проект «Космос» Проект "Космос".Тип и вид проекта - информационно-творческий, краткосрочный, групповой. Участники проекта - дети, воспитатели, родители.

Проект «Кто я?»Проект «Кто я?» Тип проекта: творческий, познавательный Сроки проведения: 23.11.15г -11.12.15г (среднесрочный) Участники проекта: Воспитатели, дети и.

Проект «Мой город»Проект «Мой город» Проект «Мой город» был разработан мною с целью воспитания в детях патриотических чувств, любви к своему городу и желанию изучать историю.

Проект «Мы — журналисты»Проект «Мы — журналисты» ПРОЕКТ На тему: «Мы журналисты» Подготовила воспитатель подготовительной логопедической группы Тюрина Надежда Александровна МБДОУ№15.

Проект по шахматам в ДООПроект по шахматам в ДОО «Черно – белая шахматная страна, интересно, какая она»? «В воспитании культуры мышления большое место отводится шахматам. Игра в шахматы.

Проект «Роботоквантум «Рам и Рум»Проект «Роботоквантум «Рам и Рум» Тема: Организация роботоквантума в группе. Цель: - мотивация познавательной активности дошкольников путем организации исследовательской.

Проект «Шаг навстречу»Проект «Шаг навстречу» Взаимодействие с семьями воспитанников второй младшей группы «Гномики» в рамках реализации проекта «Шаг навстречу».На РМО, я представляла.

Проект «Волшебный мир»Проект «Волшебный мир» Дошкольный возраст самый благоприятный этап в развитии экологической культуры человека. Экологическое воспитание учит детей понимать себя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мы шахматисты»
Опубликовано: 23 сентября 2022 в 21:35
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Мы шахматисты»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Самойлик (УИ 2100635) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД