Элина Дамировна Калинова
Проект на тему: «Музыкальный фольклор в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю проект, который будет полезен тем педагогам, музыкальным руководителям, которые проводят фольклорные праздники, а в программе они не прописаны. я столкнулась с такой проблемой. Вот например "День Матери" - он не прописан в программе "От рождения до школы", а ведь этот праздник приурочен к празднованию в честь иконы Божьей Матери, которая празднуется 4 ноября. А почитание всех матерей решили праздновать в последнее воскресенье ноября. По этому этот праздник можно отнести к фольклорному и прописать его в проекте. Проект как бы дает нам право на проведение таких фольклорных праздников, которых нет в программе.
Публикация «Проект на тему: „Музыкальный фольклор в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Проект на тему: «Музыкальный фольклор в старшем дошкольном возрасте»
Актуальность
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.
Поэтому свою основную задачу как педагога я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям. Сделать так, что бы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.
Именно поэтому стала актуальным разработка проекта «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников».
Проблема
Недостаток знаний о быте, культуре, традициях русского народа.
Недостаточный слуховой багаж произведений музыкального фольклора.
Решение
Для решения этой задачи и будет продолжаться работа с ребятами, педагогами и родителями по внедрению музыкального фольклора в жизнь ребенка. Обогащение знаниями о быте и культуре русского народа, а также с обрядами и обычаями, с историей того или иного праздника.
Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения дошкольников к народной культуре.
Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
3. Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицировали.
4. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.
5. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
6. Развивать воображение, творческие и актерские способности.
7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности; создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.
Тип проекта:
По продолжительности: средней продолжительности.
По доминирующей линии: практико–ориентированный.
По содержанию: социально-педагогический.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Этапы реализации проекта
I. Организационно-подготовительный
• Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
• Определение цели и задач проекта;
• Подбор литературы, пособий, атрибутов;
• Подбор музыкального репертуара;
• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
II. Основной
• Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
• Совместная деятельность
• Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
• Обобщение результатов работы;
• Анализ деятельности.
прикладного искусства; создание календаря праздников, состоящего из детских работ.
Материально- технические ресурсы:
• музыкальный зал для занятий с детьми;
• музыкальные инструменты: бубен, трещотка и. т. д. ;
• проектор;
• экран;
• видео и фото аппаратура;
• музыкальный центр, ноутбук, колонки, USB – носители;
• микрофоны и др. ;
• национальные костюмы.
3. Методическое обеспечение:
• дидактический и раздаточный материал;
• пособия по народному творчеству;
• комплект методической и теоретической литературы;
• Разработанные сценарии игр и праздников.
• Картотека игр
• Литература
• Интернет ресурсы
Ожидаемые результаты:
Дети проявят активный интерес и желание заниматься музыкальным фольклором:
У детей будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности;
Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребёнка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.
План мероприятий
Этап Мероприятия Сроки Ответственные
Организационно
подготовительный
Анкетирование родителей
Мониторинг творческих способностей,
Наблюдения Сентябрь Музыкальный
Руководитель,
воспитатели
Основной
Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор в жизни детей дошкольного возраста Октябрь Музыкальный
руководитель
Об истории праздника «День народного единства» Ноябрь Музыкальный
руководитель
Рассказ о зимних забавах крестьян, об их обычаях, традициях, о сезонных работах дома. Декабрь Воспитатели
Создание информационного поля для родителей и для детей (информация в родительских уголках и создание презентаций для детей о «Рождестве», «Коляде».) Январь Музыкальный
руководитель
воспитатели
Открытое посещение развлечения «Зимние посиделки» Февраль Музыкальный
руководитель
Информационный бюллетень: «Роль народного фольклора в детском саду Март Музыкальный
руководитель
воспитатели
«Пасха» совместный праздник. Апрель Музыкальный
руководитель
Анкетирование воспитателей анкетирование родителей
Мониторинг творческих способностей
Наблюдения Май Музыкальный
руководитель
воспитатель
План мероприятий с детьми
Название
мероприятия Форма
проведения Предварительная
работа Материал Направление
«Зимние святки» Развлечение
Беседа с детьми о святочных праздниках, обычаях.
Знакомить детей с Рождественскими песнями и колядками. Музыкальные инструменты
Социально-личностное развитие
«Рождество» Праздник 1 занятие:
Рассказ музыкального руководителя о рождественских песнях и колядках.
2 занятие:
Рассказ об обычаях на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность.
Пение колядки
Проведение русских народных игр.
3 занятие
Рассказ о новогодних песнях
«Авсенях» о гаданиях под новый год с пением. Иллюстрации с изображением ряженных Художественно-эстетическое развитие
«Пришла Коляда-отворяй ворота!» Развлечение Беседа о Коляде, о традициях, обрядах,
Обычаях.
Разучивание приговорок, прибауток,
Закличек, песен.
Разыгрывание сценок колядования.
Загадки.
Проведение русских народных игр» Бабка Ёжка»
«Прялица»
Рассказ о святочных гаданиях Костюмы ряженых
Шумовые и музыкальные инструменты. Позновательно-речевое развитие.
Масленица Русский праздник. Рассказ музыкального руководителя о Масленице.
Проведение русских народных игр.
«Горшки» и Гори, Гори ясно» Костюмы ряженых
Шумовые и музыкальные инструменты. Физическое развитие.
Знакомство детей с масленичными песнями. «Посиделки» Знакомство с песнями которые пели в эти дни.
Проведение русской народной игры «Горелки» Костюмы ряженых
Шумовые и музыкальные инструменты. Позновательно-речевое развитие.
«Алексей с гор потоки» Развлечение Рассказ о народном празднике.
Проведение русских народных игр»Кораблики,»Родничок» Иллюстрации
Обручи.
Ленточки голубые Физическое развитие.
Вербное воскресенье. Развлечение Посещение «избы».рассказ Хозяюшки о празднике Вербного воскресенья и вербе, обычаях, приметах.
Проведение русских народных игр:
Верба -вербочка,
«Заря –заряница»
Исполнение русских народных песен. Веточки вербы
Народные костюмы. Художественно-эстетическое развитие
Пасха. Праздник. 1 занятие:
Рассказ музыкального руководителя о праздновании Пасхи,
Проведении русских народных игр:
«Верба-вербочка», «Солнышко-вёдрышко»
Знакомство с пасхальными песнями.
2 занятие:
Рассказ об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия о праздновании последнего дня пасхальной недели-Красной горки.
3 занятие:
Разучивание пасхальных песен, приговорок,
Раскрашивание Пасхальных яиц.
Проведение русских народных игр с яйцами и ««Прялица» Костюмы
Музыкальные инструменты
Макет горки
Пасхальные яйца. Социально-личностное развитие
Троица. Праздник русской берёзки
Рассказ педагога о праздновании Троицы, об обрядах». «Завивания» берёзки
«Кумления» и «проводах русалок»
Проведение русских народных игр «Венок» и
«В кресты» хоровода» Во поле берёзонька стояла»
Исполнение песен про берёзоньку. Демонстрацион
ный материал. Позновательно-речевое развитие.
1. Материально- технический ресурс
Приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в музыкальном зале и в группах
2. Информационный ресурс:
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д Маханёва;
Программа «Камертон» Э. П. Костина;
Программа «Родной дом»
3. Материально-техническое обеспечение;
Реализация проекта требует изготовления информационных материалов для родителей воспитанников.
Оформление мини музея,иллюстраций, картотек.