Швабауэр
Проект «Народная игрушка — матрешка» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Народная игрушка - Матрёшка».
Воспитатель: Швабауэр О. В. 1 –я младшая группа № 2 «Колобок»
Актуальность темы исследования:
В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа. Одной из них является – народная игрушка «Матрешка». Важнейшей составной частью образовательной среды в раннем возрасте являются игра и игрушка. В 2-3 летнем возрасте дети многие игрушки используют не по назначению или вообще не играют с ними. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному, речевому развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек и приобщение к народной культуре для решения задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной.
Публикация «Проект „Народная игрушка — матрешка“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Анализ этой проблемы в ДОУ показал необходимость включение игрушек в педагогическом процессе и начать мы решили с введения в воспитательные процесс игровых действий с матрешкой.
Исходя из вышесказанного, возникла необходимость создать условия, раскрывающие творческий, речевой и интеллектуальный потенциал дошкольников раннего возраста на основе ознакомления детей с русской народной игрушкой «Матрёшка».
Игрушка «Матрёшка» скрывает широкий потенциал для раннего развития ребёнка, формирует творчески развитую личность, способствует повышению уровня познавательных способностей детей, развивает воображение, речь, эстетический вкус, знакомит ребёнка с русскими народными традициями, обычаями. Малыш может научиться на примере «Матрёшки» различать понятия: «большой – маленький», «больше – меньше», «половина – целое», «старший – младший», развивать мелкую моторику рук. С матрё шками можно играть в сюжетно - ролевые игры: кормить, укладывать спать, катать на машинках, водить гулять и в гости к другим игрушкам. Для матрёшек можно строить соответствующие по размеру домики. А если в матрёшку заранее что-то положить, то она может послужить отличной погремушкой. Матрёшки так же помогут ребёнку освоить прямой и обратный счёт, выучить основные цвета, части лица человека. Матрешка является важным средством эмоционального воздействия на детей. Разнообразие видов матрешек, неповторимость их внешнего облика служат основой для проявления элементов творчества в игре, рисовании детей. Через русскую народную игрушку «Матрёшка» у детей формируется нравственно-духовные качества.
Возникает проблема ориентировать родителей на выбор игрушки, на взаимодействие с ребенком в процессе игры и на приобщение их к народной культуре. В деятельности ребенка до 3-х лет становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка.
Анализ позволил сделать вывод, что набор игрушек, предлагаемый для педагогов и родителей, помогает решать задачи всестороннего развития детей раннего возраста.
Предмет проекта : Матрешка.
Вид проекта : творческий, познавательный, групповой.
Участники: дети первой младшей группы, возраст 2-3 года, воспитатели, родители.
Продукт детской деятельности: детские рисунки на бумаге, лепка «Матрешки», дидактические игры, танцевальные импровизации и итоговое развлечение.
Сроки реализации: 1 неделя.
Цель: 1. Создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников раннего возраста на основе ознакомления детей с русской народной игрушкой «Матрёшка».
2. Систематизирование знания детей о русской народной игрушке матрешке.
Предполагаемый результат:
1. Возникновение интереса детей к игре с народной игрушкой – Матрёшкой.
2. Обогащение кругозора знаний родителей об этой игрушке.
1 этап. Подготовительный.
- Изучение методической литературы.
- Подбор художественной литературы.
- Подготовка художественных материалов для продуктивной деятельности.
- Подбор познавательного материала для родителей.
2 этап. Основной этап. Реализация проекта.
Познавательное развитие (формирование целостной картины мира.)
Тема: «Знакомство с матрешками»
Цель: ознакомление детей с русской народной игрушкой, рассматривание матрешки, выделение особенностей внешнего вида (у матрешки есть голова круглой формы, туловище продолговатой, ручки, она наряжена в сарафан, кофточку и фартук, на голове у неё косынка, вся её одежда украшена цветами, развитие мелкой мускулатуры мышц, воспитание умению внимательно слушать воспитателя, бережного отношения к игрушкам.
Материал: большая деревянная матрешка, маленькие матрешки на каждого ребенка.
Чтение песенки – потешки «Как у нашей у матрешки»
Цель: познакомить с художественным произведением помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.
Русская народная песенка в обработке Н. Колпановой.
Как у нашей у Матрешеньки,
Сад зеленый, дом хорошенький,
Ванька-встанька у ворот громко песенки поет.
Балалайка звенит, заливается
А матрешенька глядит, улыбается.
Художественно-эстетическое развитие (рисование).
Тема: «Матрешки идут на праздник»
Цели: вызывать у детей желание украшать яркими мазками сарафаны матрешек, интерес к образу, закреплять умение ритмично наносить мазки на лист бумаги, развивать желание работать с гуашью, воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему.
Материалы: гуашь, кисти, альбомные листы бумаги, а также альбомные листы бумаги с вырезными силуэтами матрешек.
Мы веселые подружки
Разноцветные игрушки
Мы живем всегда друг в дружке
Сарафаны расписные
Мы сестрички озорные.
Действия с предметами. Дидактическая игра: «Собери матрешку».
Цель: учить действовать детей со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве;
Развивать моторику пальцев, глазомер; учить подбирать предметы в соотношении «большой, поменьше, маленький»; находить промежуточный по величине предмет.
Материал: три разборные матрешки
Ах, матрешечки-матрешки,
Хороши – не рассказать!
Очень любят с вами дети
В нашей группе поиграть.
Щечки яркие, платочки,
По подолу цветки.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики.
(Н. Горчакова)
Художественно-эстетическое развитие (лепка)
Тема: «Хоровод матрешек». Совместная работа воспитателя с детьми.
Задача: вызвать у детей интерес к образу, желание вылепить матрешек, научить детей скатывать из пластилина шарики среднего размера, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику.
Материал: пластилин, разделенный на кусочки, дощечки, салфетки, игрушка матрешка.
Предварительная работа: игры с матрешками, лепка в свободное от занятий время.
Действия с предметами. Игра «Матрёшка с сюрпризом», «Поставь матрешку от маленькой к большой», «Разберем и соберем»
Цель: познакомить детей с тем, что у матрешки есть вкладыши.
Материал: деревянная матрешка с вкладышами.
Сюжетно – ролевая игра «Обед для матрешки»
Цель: Воспитывать у детей сочувствие к игровым персонажам и вызвать желание помочь им. Учить детей эмоционально откликаться на происходящее.
Познавательное развитие (формирование целостной картины мира.) Дидактическая игра: «В гости к нам пришла матрешка»
Дидактическая задача: учить детей правильно называть предметы обстановки в групповой комнате, уточнять их назначение, активизировать речь детей, воспитывать внимательное доброжелательное отношение к новеньким.
Я веселая матрешка,
В гости к вам хочу прийти,
Но дорожку к вам, ребята,
Очень трудно мне найти.
Вы похлопайте в ладошки
И кричите все: «Матрешка!»
Я услышу и приду
Вам веселье принесу.
Дидактическая игра «Больше – меньше»
Дидактическая задача: упражнять детей в различении, сравнении величины матрешек (больше - меньше, одинаковые, воспитывать внимание.
Вот матрешка-мама, дочка где, не знаю.
Прячется малютка, вот она какая!
Появилась дочка маленького роста
С ней матрешка - мама, загляденье просто!
Развитие речи
Дидактическая игра «Что изменилось?» (игра с матрешками)
Цель: упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, прибежала, стоит на месте, замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать зрительную память, наблюдательность, речь.
Подвижные игры. «Беги к матрешке», «Догони Матрешку», «Ой, что за народ за матрешкой идет».
Настольно-печатная игра «Сложи матрешку»
Дидактическая задача: упражнять детей составления целого предмета из двух, четырех частей.
Математическая игра «Одна и много»
Цель: формировать умение находить в окружающей обстановке одну и много матрешек.
Материал: рисунки с изображением одной и несколько матрешек.
Игры со строительным материалом: «Мебель в дом матрешек»
Цель: Воспитывать у детей сочувствие к игровым персонажам и вызвать желание помочь им. Учить детей эмоционально откликаться на происходящее.
3. этап.
Конспект итогового развлечения.
Тема: «В гости к нам пришла Матрешка»
Программное содержание: учить детей эмоционально откликаться на происходящее, способствовать развитию речи, учить понимать речь взрослого, отвечать на поставленные вопросы, побуждать повторять фразы, отдельные слова, создать радостное настроение от совместного развлечения, воспитывать у детей сочувствие к игровым персонажам и вызвать желание помочь им.
Материал: большая матрешка, картинки с изображением матрешек, разрезные картинки матрешек из 2,4 частей.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Дети садятся на стульчики. Воспитатель говорит, что сейчас к ним придут гости. Ребята, смотри к нам в гости идет матрешка.
-Смотрите, кто это спрятался под платком? (Матрешка). Правильно! Ах, да какая она красивая, какой красивый расписной сарафан у матрешки! (Дети здороваются, рассматривают наряд матрешки).
Посмотрите с нашей матрешкой, что-то случилось? (дети предлагают варианты ответов). Давайте спросим у нее, что же случилось?
Матрешка говорит, что ей стало грустно. А что делать, она не знает. Хотите помочь матрешке? А что нужно сделать? (Поиграть с матрешкой).
Я загадаю загадку, а вы отгадайте о ком она.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.
-Что это за подружки?
-Матрешки.
-Правильно. Вот они. Как им хочется с нами поиграть! Ребята хотите поиграть с матрешками? (Да).
2. Дидактическая игра «Собери матрешку».
Цель: учить действовать детей со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве;
Развивать моторику пальцев, глазомер; учить подбирать предметы в соотношении «большой, поменьше, маленький»; находить промежуточный по величине предмет.
Материал: деревянные матрешки.
3. Подвижные игры: «Беги к матрешке», «Догони Матрешку»
Цель: учить бегать стайкой, упражнять в ориентировании на местности.
4. Математическая игра «Одна и много»
Цель: формировать умение находить в окружающей обстановке одну и много матрешек.
Материал: рисунки с изображением одной и несколько матрешек.
5. Подвижная игра с матрешкой «Ой, что за народ за матрешкой идет».
Воспитатель медленно идет лицом к детям, в руках держит матрешку, которая смотрит в противоположную сторону.
Ой, что за народ за матрешкой идет?
(дети идут стайкой за воспитателем)
Матрешка поворачивается
А – а, вот какой народ.
Быстро – быстро убежали
Только ножки замелькали.
6. Настольно-печатная игра «Сложи матрешку»
Дидактическая задача: упражнять детей составления целого предмета из двух, четырех частей.
Материал: разрезные картинки с изображением матрешек из 2,4 частей.
7. Чтение песенки – потешки «Как у нашей у матрешки»
Цель: познакомить с художественным произведением помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.
Русская народная песенка в обработке Н. Колпановой.
Как у нашей у Матрешеньки, (повороты вправо-влево)
Сад зеленый, дом хорошенький, (руки в стороны, руки над головой)
Ванька-встанька у ворот громко песенки поет. (качаемся)
Балалайка звенит, заливается (изображаем игру на балалайке)
А матрешенька глядит, улыбается (руки на поясе, повороты, улыбаемся).
Посмотрите, дети! Матрешка стала веселой. Кто в этом ей помог? (Ответы детей) А почему? (Ответы детей) Правильно, потому что вы добрые! «Спасибо, ребята, что помогли мне развеселиться. До свиданья!» – говорит Матрешка и уходит.
4 этап. Итог проекта : создание уголка «Русское народное творчество», консультация для родителей «Народная игрушка – Матрёшка», изготовление родителями кукол матрешек из различных материалов, создание дидактических игр «Одна-много», «Наряди Матрешку», «Разбери-собери».