Получи документы

Проект «Спор хороший и плохой» в подготовительной группе (4 фото)

Надежда Тюрина
Проект «Спор хороший и плохой» в подготовительной группе

Проект на тему : «Спор хороший и плохой»

Выполнила воспитатель подготовительной логопедической группы №7 Тюрина Надежда Александровна,

д/с №15 «Ручеек» г. Балашиха, мкр. Железнодорожный

Публикация «Проект „Спор хороший и плохой“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Проект «Спор хороший и плохой» в подготовительной группе

Цель: научить дошкольников формированию навыков общения и взаимодействия со сверстниками, правилам убеждения и спора, их готовности к совместной деятельности.

Актуальность: Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками, что является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер его отношения к себе, к другим, к миру в целом.

Контакты со сверстниками приносят детям ни с чем несравнимую радость. Только с ними они учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которых не могут иметь со взрослыми. Это требует от дошкольников умения устанавливать контакты со сверстниками, находить в соответствии со своими возможностями себе место в совместной деятельности, умения согласовывать свои действия с действиями других детей и справедливо разрешать возникающие конфликты.

Дети в группе часто конфликтуют, спорят. Необходимо помочь воспитанникам спорить правильно, отстаивать свои права, высказывать свое мнение, учитывать интересы и чувства других, сопереживать их неудачам и успехам.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать у детей представление о споре как способе выражения своего мнения;

- научить соблюдать правила культуры речевого общения,

- объяснить, что существует несколько способов решения спора (несколько вариантов решения ситуаций);

- сформировать у детей понимание, что из любой спорной ситуации можно найти выход;

- познакомить с правилами ведения спора;

Развивающие:

- развить умение договариваться, выражать свое мнение, видеть результат;

Воспитательные:

- обогатить опыт взаимодействия, сотрудничества.

Описание проекта :

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают, что к выпуску из детского сада ребенок получит необходимый, позитивный коммуникативный опыт и будет обладать коммуникативными умениями.

Воспитателям необходимо уделять особое внимание общению воспитанников и это одно из требований ФГОС ДО. Среди задач педагогов в рамках социально-коммуникативного развития – совершенствовать у дошкольников навыки общения и взаимодействия со сверстниками, формировать готовность к совместной деятельности.

Далеко не всегда все складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Это может привести к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости. Ребенок, мало общающийся со сверстниками или не принимаемый ими в детское сообщество из-за неумения общаться, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. В этом возрасте происходит разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников, они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутриличностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. По мнению Т. Д. Марцинковской, погашение таких негативных явлений в поведении зависит и от своевременной помощи взрослого и от полноценности развития ребенка в период дошкольного детства.

Особенность детского общения состоит в том, что все действия ребенка направлены на сверстника. В процессе игры дошкольник старается управлять сверстником (партнером, сравнивая его с собой и навязывая образец поведения. Ребенок должен четко выражать словами свои предложения и желания. Если коммуникативные навыки и умения не сформированы, дети не смогут договориться и начинают спорить, возникает ссора.

Согласно Толковому словарю русского языка, автором которого является С. И. Ожегов, спор-словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение. Спорить (вести спор)-значит возражать, доказывая что-нибудь.

Дошкольникам трудно договариваться со сверстниками. Это связано с особенностями данного возрастного периода. Общаясь со сверстниками, дети ведут себя очень эмоционально. Они могут кривляться, смеяться над другими детьми, кричать. При этом в общении с взрослыми ведут себя спокойно, тихо.

Во взаимодействии со сверстниками дети не придерживаются каких-то норм и правил. Каждый ребенок стремится в первую очередь высказаться сам, не слушая, что говорит ему партнер по игре. Таким образом возникает спор. Дети не могут договориться кто будет управлять машиной, а кто будет пассажиром. Дети перебивают друг друга, обижаются.

Важно научить ребенка взаимодействовать в коллективе, договариваться, слушать высказывания детей, уважать их, радоваться успехам товарищей, сопереживать их неудачам, адекватно высказывать свое мнение, стараться разрешать конфликты.

Чтобы научить всему этому детей, педагогу необходимо правильно организовать образовательную деятельность, используя в работе новые формы и методы взаимодействия.

Реализация проекта включает три основных этапа:

Подготовительный :

Формируя основы поведенческой культуры, я рассказала детям, что такое спор, для чего он нужен, какие есть пути решения спора и правила поведения в споре. Чтобы научить правилам спора, мы проводили беседы по вопросам, читали рассказы, стихи, сказки, проводили обсуждение и беседы по прочитанному. Также разбирали различные спорные ситуации, возникшие спонтанно в группе или на улице. Чтобы научить детей правилам спора мы проводили беседы, игровые упражнения (Опиши своего друга, скажи комплименты, продолжи- «мне не нравится, когда…» и т. д., разыгрывали различные ситуации (Строим железную дорогу, игра с микрофоном в журналиста, заболела кукла, строим замок, постройки из лего и т. д., предлагали решить проблемные ситуации в малых группах и в парах (обсуждали тему и название рисунка, вместе договаривались о последовательности его выполнения, читали художественную литературу и обсуждали поведение сказочных героев.

Фото «Спор хороший и плохой»
Проект  в подготовительной группе - фото

Содержание деятельности на подготовительном этапе.

Беседа с детьми по вопросам:

- Что такое спор?

- Спор-это хорошо или плохо?

- Чем спор отличается от ссоры?

- Чтение стихотворения «Решай споры словами, а не кулаками», (Играть с енотом не любили»», обсуждение.

- Из-за чего возникает спор?

- Для чего нужно уметь спорить?

Чтение рассказа К. Ушинского «Спор деревьев», «Спор животных». .Беседа по прочитанному. Беседа на тему: «Разные пути решения спора. Спор хороший и плохой».

Чтение стихотворения С. Михалкова «Бараны» и сказки Эзопа «Две козы», беседа по прочитанному.

Совместное составление с детьми правил общения в споре. Зарисовка их с помощь условных знаков.

Знакомство с правилами этикетных выражений.

Беседа на тему: «Зачем нужно уметь договариваться».

Рисование в альбоме «Как правильно спорить». Работа в малых группах.

Чтение венгерской нар. Сказки «Два жадных медвежонка», белорусской нар. Сказки «Пшеничный колосок», русской нар. Сказки «Лиса и журавль». Беседа по прочитанному. Чтение отрывков из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (главы 6, 7, 29). Обсуждение того, как ведут себя герои в разных ситуациях, как они решают спор : Незнайка и Гунька (глава6); Незнайка и Ворчун (глава 9); доктор Пилюлькин и Медуница (глава29). Беседа на тему: «Как выйти из спора».

Использование в речи этикетных выражений: «Давай подумаем вместе; «Я подумаю»; «С тобой интересно было говорить, но я останусь при своем мнении».

Основной: На основе полученных знаний я учила детей договариваться в игре, доказывать свою точку зрения, объяснять, использовать этикетные выражения.

Для решения спорных вопросов мы составили список этикетных выражений:

Я думаю, что ты (не) прав; извини, ты прав; давай подумаем вместе; я подумаю; с тобой интересно было говорить, но я останусь при своем мнении; я (не) согласен с тобой; по-моему ты ошибаешься; извини, но мне кажется, что ты ошибаешься; я не могу с тобой согласиться.

В помощь детям были придуманы этикетные правила, которые можно использовать во время спора и сделают его хорошим.

Этикетные правила для спора :

1. Выслушай своего оппонента, не перебивай.

2. Если не согласен, объясни почему.

3. Предложи свой способ или вариант решения проблемы в данной ситуации.

4. Говори спокойно, четко, не кричи, не перебивай.

5. Не обижай, не оскорбляй другого, относись с уважением.

6. Приведи примеры, доказательства, свое решение.

7. Умей признать свою ошибку

«ВОЛШЕБНЫЕ ИЗВИНЯЛОЧКИ»

1. Я прошу прощения за плохое слово.

Больше не скажу тебе ничего плохого.

2. Извини меня, не злись. Лучше ты договорись.

Будем вместе мы играть и проблемы все решать.

3. Виноват был, прошу извини.

Давай будем с тобой мы мириться.

Ведь хорошее слово всегда

Помогает друзьям помириться.

4. Прости меня, пожалуйста, я больше так не буду.

Считаться с мнением твоим я больше не забуду.

Эти знания мы использовали в различных видах деятельности:

Словесные игры: Продолжи предложение», «Мне не нравится, когда…», «Мирилки», Волшебная извинялочка». Игры и задания в парах и малых группах : «Нарисуй вдвоем» (дети создают общий рисунок и придумывают название, «Построй замок», «Наряд для принцессы».

Разыгрывание ситуаций: «Докажи свою правоту», ( Дети употребляют в речи фразы: «Я думаю…», «Мне кажется…», «По-моему…».

Игровое упражнение «Как убедить Незнайку?»

Словесные игры: «Волшебный микрофон», «Выскажи свое мнение».

Решение проблемных ситуаций в парах и малых группах : «Кто прав и не прав», «Как бы ты поступил?»

Обсуждение пословиц: «В споре рождается истина», «Спорь, да не вздорь», «Глупые ссорятся, а умные договариваются».

Конечно же мы учились разрешать спор без ссор и проводили следующую деятельность:

Беседа на тему: «Как без ссор разрешить спор». Игра-инсценировок «Подскажи лучшее решение».

Составление сказок в малых группах «Поможем сказочным героям разрешить спор без ссор» ( используются иллюстрации с изображением сказочных героев: Айболита и Бабы –яги Богатыря и Красной Шапочки, Карлсона и Бармалея и др. ,

Как только возникала спорная ситуация, я напоминала детям о «волшебных мирилочках».

В общении я учила детей придерживаться некоторых правил:

• Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же!

• Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя!

• Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!

• Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового!

• Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его!

Для закрепления новых знаний и умений дома я подготовила памятку для родителей.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Наряду с остальными навыками и умениями очень важно развивать у ребенка коммуникативные навыки. Уделяйте внимание общению с ребенком., учите его правильно вести диалог, использовать в речи вежливые слова, показывайте пример того, как можно разрешить спорную ситуацию.

--Делайте паузу во время спора, когда ребенок говорит.

--Даже если ребенок делает неверные выводы не говорите ему, что это ерунда.

--Выслушивайте до конца то, что пытается сказать ребенок.

--Проявляйте к нему уважение.

--Никогда не повышайте голос на ребенка.

Мы с детьми учились разрешать спор без ссор. Для этого проводили беседы на тему: «Как без ссор разрешить спор», игру-инсценировку «Подскажи лучшее решение». Составляли сказки в малых группах «Поможем сказочным героям разрешить спор без ссор» ( используются иллюстрации с изображением сказочных героев: Айболита, Бабы-яги, Богатыря и Красной Шапочки, Карлсона и Бармалея и др.).

Заключительный:

Проведенная работа с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков общения со сверстниками дала положительные результаты: многие дети стали легче общаться со сверстниками научились договариваться, лучше понимать чувства других и легче выражать свои. Дети стали использовать в своей речи различные формы приветствия, благодарности, прощания, мирилки.

Они охотно включаются в совместную деятельность, спорят, высказывают свое мнение.

Было проведено итоговое занятие на тему «Мы дружные ребята».

Фото №1 Проектная деятельность Проект на тему Спор хороший и плохой Выполнила воспитатель

Мероприятия в рамках проекта :

Занятия, консультации с родителями, совместная деятельность взрослых и детей, выпуск газеты, итоговое занятие.

Охват проекта :

дети 6-7 лет -18 человек, родители детей -20 человек.

Проект реализовывался в течении 1 учебного года

Достигнутые результаты:

Организованная в ходе реализации проекта образовательная деятельность с детьми помогла им преодолеть многие коммуникативные трудности. Воспитанники научились выслушивать собеседника, не перебивая его. Сдерживая себя, ожидая возможности задать следующий вопрос, правильно выстраивать фразы в диалоге. Дети могут высказывать и отстаивать свое мнение, относиться с уважением к детям, взаимоотношения детей улучшились, дети стали более воспитанными.

Публикации по теме:

«Сад хороший и двор наивный». Фоторепортаж. Экскурсия по усадьбе «Мелихово»«Сад хороший и двор наивный». Фоторепортаж. Экскурсия по усадьбе «Мелихово» Антон Павлович Чехов – русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. В 2015 году – исполнилось 155 лет со дня рождения.

«У природы нет плохой погоды ?»«У природы нет плохой погоды ?» Помните знаменитую,всем известную песню Э. Рязанова:"У природы нет плохой погоды, всякая погода благодать! Дождь и снег,любое время года.

Акция «День хороший с Маршаком»Акция «День хороший с Маршаком» Добрый день, коллеги. Хочу рассказатьвам как в нашей группе проходила краевая акция "День хороший с Маршаком" назначенная на 5 апреля.

Стихотворение-драматизация «Спор красок» Авторское стихотворение - драматизация "Спор красок" Воспитатель МБДОУ "Детского сада комбинированного вида № 160" г. о. Самара: Гирфанова.

Фотоотчет о прогулке «У природы нет плохой погоды» в старшей группеФотоотчет о прогулке «У природы нет плохой погоды» в старшей группе У природы нет плохой погоды! Как же здорово, когда мы все вместе не только играем, но и трудимся! После сильного снегопада ребята решили.

Фотоотчёт музыкального развлечения «Спор первоцветов» в старшей группеФотоотчёт музыкального развлечения «Спор первоцветов» в старшей группе 29 марта. День первоцветов на МААМ. Первоцветы - прекрасные весенние первые цветы! Такие ранимые, такие нежные, такие ароматные, как сама.

Фотозарисовки «Рыбалка и фотоохота — хороший и полезный вид отдыха»Фотозарисовки «Рыбалка и фотоохота — хороший и полезный вид отдыха» Стремительная современная жизнь приводит к тому, что многие люди заняты на работе и общением с семьёй, но временами многим хочется развлечься.

Конспект НОД для детей средней группы «Хороший поступок» Конспект НОД Ведущая образовательная область: «познавательное развитие» с интеграцией других областей. Тема: «Хороший поступок». Возраст.

Спортивно-тематическое развлечение «Как казачки спор вели»Спортивно-тематическое развлечение «Как казачки спор вели» , посвященный «Дню Матери казачки» Сценарий совместной деятельности инструктора по физической культуре с родителями воспитанников, в.

Занятие-игра «Маленький спор» Тема спора: «Овощи» (слайд №1) Участники спора: дети группы компенсирующей направленности с нарушением речи старшего возраста и взрослые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Спор хороший и плохой» в подготовительной группе
Опубликовано: 24 мая 2020 в 17:41
+386Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 54.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД