Марина Кузнецова
Проект «Наш друг — светофорчик!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Наш друг — светофорчик!»
Проблема: в России ежегодно гибнут и получают травмы в ДТП более тысяч детей.
Актуальность.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка «Правил дорожного движения» неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Публикация «Проект „Наш друг — светофорчик!“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Светофор
- Темочки
Сколько бы люди не придумывали путей выхода из этой ситуации, пока мы не научим ребёнка самому о себе беспокоиться, понимать свою ответственность за собственную жизнь, не сформируем устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации – данная проблема останется не решённой.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
В настоящее время в детских садах совершенствуются, обновляются формы и методы обучения правилам безопасного поведения на дорогах. Успешно реализуются инновационные общеобразовательные программы, разработанные в соответствии с действующими ФГОС, в которых содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, через решение таких задач, как: передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Цель: формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль, умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением, в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
6. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Принципы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.
Участники проекта : педагоги, дети, родители, специалисты.
Сроки: сентябрь- май
Этапы:
I этап – 1 и 2 младшая группа (дети 2-4 лет).
II этап – средняя группа (дети 4-5 лет);
III этап – старшая группа (дети 5-6 лет);
IV этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет).
Основные направления работы с детьми:
-диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);
-организованные формы обучения на занятиях;
-совместная деятельность взрослого и ребенка;
-самостоятельная деятельность ребенка;
-экскурсии и наблюдения;
-ознакомление с окружающим;
-развитие речи;
-художественная литература;
-викторина, КВН по ПДД;
-конструирование;
-изобразительная деятельность;
-игра;
-встречи с инспектором ГИБДД;
-досуги и развлечения.
Модель реализации проекта :
Обобщение и систематизация педагогического опыта по обучению детей ПДД.
Создание методического инструментария:
-картотека подвижных игр по ПДД;
-картотека дидактических и электронных игр по ПДД “Дорожная игротека”;
-подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;
-конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
-цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку;
-цикл консультаций для воспитателей «Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД»;
-цикл консультаций для родителей «Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма».
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Уголок “Дородного движения” в групповом помещении.
2. Автоплощадка.
3. Наглядный материал:
- транспорт различного функционального назначения;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- видеокассеты по ПДД;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;
- дорожные знаки.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.