Приложение МААМ

Проект «Наш хлебный край»

Елена Гнездилова
Проект «Наш хлебный край»
▼ Скачать + Заказать документы

Наименование проекта : «Наш хлебный край»

Вид проекта : информационно-практико-ориентированный: (дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы)

По количеству участников: групповой

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, педагог дополнительного образования, родители детей группы.

Сроки и этапы реализации

По времени: краткосрочный.

Сроки реализации проекта : 2 недели – 11.01.2021 – 25.01.2021

Актуальность

Публикация «Проект „Наш хлебный край“» размещена в разделах

Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб это символ благополучия, достатка. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба : от зернышка до нашего стола. Данный проект позволяет расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.

Цель проекта :

Сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.

Познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий и способами их приготовления.

Задачи проекта :

• Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;

• Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями;

• Закрепить словообразование родственных слов от слова «хлеб», употребление относительных прилагательных;

Развивать связную коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую речь;

• Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;

• Продолжить знакомить с картинами известных художников;

• Познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;

• Развивать умения и навыки работы с пластичным материалом;

• Познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;

• Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ. Выпечка хлебобулочных изделий дома с родителями

Прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов:

• Рисунок «Каравай»;

• Аппликация с элементами оригами «Колосок»;

• Лепка из соленого теста;

• Заучивание пословиц, поговорок, стихов о хлебе;

• Разыгрывание сценки «Колосок», составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий;

• Рассматривание и сравнение колосков пшеницы, ржи и овса.

• Проращивание пшеничных зерен;

• Приготовление дрожжевого теста.

• Составление рассказов с опорой на фотографии «Как я приготовил угощенье» детьми совместно с родителями.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально – личностное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

I этап

Разработка проекта

Вопросы к детям по проекту «Хлеб - всему голова» :

• Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?

• Как люди выращивают хлеб?

• Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?

• Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок?

Создание развивающей среды: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

Ожидаемые результаты:

• формирование у детей представления о ценности хлеба;

• получение знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

• воспитание интереса к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

• воспитание бережного отношение к хлебу.

Методы исследования:

• сбор информации;

• беседы;

• наблюдения;

• эксперимент

• анализ.

II этап

Реализация проекта

Образовательная деятельность Совместная деятельность Самостоятельная деятельность С родителями

Познавательное развитие

Рассказ воспитателя на тему «Откуда хлеб пришёл» экологическая игра «что за чем», Опытная деятельность «Как получается мука?», Рассматривание колоса через лупу, опыт «Как готовить дрожжевое тесто»

Просмотр презентации «Как хлеб попал на стол»,

Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен, рассматривание и проба разных видов хлеба, Д/и для развития мелкой моторика «Золушка», Д/и «Посчитай зерна» Просмотр диафильма В. П. Дацкевич «От зерна до каравая» Н. Самкова «О хлебе» Экскурсия в булочную.

Речевое развитие

Д/и «Сложи цепочку» (родственные слова, «Что сначала, что потом»; «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»,

М. Глинская «Хлеб»,

П. Каганова Хлеб – наше богатство» С Погореловский «Вот он – хлебушек душистый»

В Крупин «Отцовское поле»

Я. Тайц «Все здесь» М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Сказки: «Легкий хлеб»,

«Крупеничка»,

«Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок», Заучивание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе. Прочитать с родителями А. Букалов «Как машины хлеб берегут»,

Составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий

Художественно - эстетическое развитие Аппликация «Колосок» Лепка из соленого теста «Что можно сделать из муки?», рисование «Каравай», рассматривание иллюстраций Рассматривание репродукций картин русских художников:

Ш. Шишкин «Рожь»,

Н. Купреянов «Вспашка», «Посев»,

«Уборка», А. Васнецов «Жнецы»,

Т. Яблонская «На колхозном току». Раскрашивание раскрасок Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена

Социально – личностное развитие Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу. Составление рассказов «Как наши предки выращивали хлеб», «Как хлеб на стол попал», «Откуда к нам хлеб пришел» Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом.

Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке) Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье). Сюжетно – ролевые игры «Булочная», «Семья», (дид. материал «Набор хлеба», «Продукты», «Магазин») Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел», замешивание теста, выпечка хлебобулочных изделий. Выставка фотографий хлебобулочных изделий «Вот он хлебушек душистый», как результат совместной деятельности родителей и ребенка.

Физическое развитие пальчиковые игры, физминутки, игра-хоровод «Каравай» Подвижные игры

Д/ И: «Кто что делает?» «Скажи и покажи».

III этап

Подведение итогов

Вывод

В результате работы над проектом дети узнали :

• Как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб.

• Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях.

• Узнали, что в хлебе содержат необходимые вещества для жизнедеятельности человека.

• Разгадывали загадки, разучивали стихи и песни, узнали пословицы о хлебе. Посмотрели презентацию «Как хлеб на стол пришёл».

• Создали стенгазету с использованием фотографий «Как мы с мамой пекли». Познакомились с историей о девочке, наступившей на хлеб по сказке Г. Х. Андерсена.

Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, богатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду.

А главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!

Фото отчет проекта

Букет из колосьев и цветов

Проращивание пшеницы

Изготовление дрожжевого теста

Примеры набора фотографий для составления рассказа из личного опыта

«Печем оладушки»

«Песочное печенье»

Стенгазета с использованием фотографий проекта

Творческие работы детей:

«Каравай»

Сказки «Колобок» и «Гуси-лебеди»

Аппликация

«Колосок»

Пословицы и поговорки о хлебе

Хлеб - всему голова.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеб – батюшка, водица — матушка.

Хлеба ни куска, так и в тереме тоска; а хлеба край, так и под елью рай!

Доплясались, что без хлеба остались.

У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Загадки о хлебе

Есть такие слова:

"Он всему голова"

Хрустящей корочкой одет

Мягкий черный, белый. (.Хлеб.)

Мы ржаные Кирпичи

В жаркой испекли печи.

На машину загрузили-

Покупайте в магазине!

(Хлеб)

Вот он –

Тёплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол –

Он пожаловал – пришёл.

В нем – Здоровье, наша сила,

В нем – Чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

(Хлеб)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

(Блины)

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает,

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят.

(Пирог.)

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом

(Клолос)

Художественная литература для чтения

1. Михаил Пришвин «Лисичкин хлеб».

2. Константин Ушинский «Два плуга».

3. Шведская песенка «Отличные пшеничные».

4. Э. Шим «Хлеб растёт».

5. Д. Кугультинов «Кусок хлеба».

6. Т. Аргези «Хлеб».

7. Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», «Какого цвета ремёсла».

8. Ф. Шкулева «Молотьба».

9. К. Паустовский «Тёплый хлеб».

10. Я. Дагутите «Руки человека», «Лето».

11. А. Ремизов «Хлебный голос».

12. Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный». (В обработке И. В. Карнауховой).

13. Белорусская сказка «Лёгкий хлеб».

14. Русская народная сказка «Колосок».

Пальчиковые игры

«Хлеб»

Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,

Летом цвел и колосился, поднятыми вверх.

А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.

Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение «Пальчики здороваются

Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.

В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.

А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх

«Плюшки»

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)

А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук,

начиная с мизинца)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно! (Гладят живот)

Используемая литература

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. 1999 г.

2. Комарова Т. С., Зарянова О. Ю., Иванова Л. И., Карзина Г. И., Милова О. М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М. 2000 г.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. ,1997.

4. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина и др. – М., 1996.

5. 365 развивающих игр (сост. Беляков Е. А. – М. 1999.

6. Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе". Автор: Емельянова Э. Л.

7. Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.

8. Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки выращивали хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.

Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Мой край родной — Ямал» Паспорт проекта: Автор проекта : Абдулова Д. С Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный, открытый Проблема: дети мало знают.

Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группыПедагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы. Цель. Воспитывать патриотические чувства:.

Образовательно-творческий проект «Край казачий — Родина моя»Образовательно-творческий проект «Край казачий — Родина моя» Возрождению народных национальных традиций, патриотическому воспитанию старших дошкольников в нашем детском саду уделяется особое внимание.

Образовательный проект «Наш край — Донской край»Образовательный проект «Наш край — Донской край» Данный проект направлен на сохранение и развитие казачьей культуры Донского края. В рамках проведения проекта мы проводим следующие мероприятия:.

Проект «Мой край» для средней группыПроект «Мой край» для средней группы Проект «Мой край» разработан для средней группы Тип проекта: социально-нравственный, групповой, познавательно-исследовательский. Участники.

Проект «Мой край Грайворонский»Проект «Мой край Грайворонский» Проект «Мой край Грайворонский» Подготовила: Матчина С. А Город Грайворон 2016. Вид проекта: Познавательно-продуктивный. Время реализации:.

Проект «Мой край родной. Лухскому району 80 лет»Проект «Мой край родной. Лухскому району 80 лет» Автор проекта: Латухина Татьяна Ивановна. Продолжительность проекта: долгосрочный. Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта:.

Проект по патриотическому воспитанию «Мой край — Мой поселок»Проект по патриотическому воспитанию «Мой край — Мой поселок» Проект " МОЙ КРАЙ - МОЙ ПОСЕЛОК" ТЕМА ПРОЕКТА: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем».

Тематический проект «Родной край зимою»Тематический проект «Родной край зимою» .

Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной»Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной» Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной» Тип проекта: творческий, межгрупповой, долгосрочный (на учебный год) Участники проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Наш хлебный край»
Опубликовано: 21 октября 2022 в 12:02
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Наш хлебный край»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гнездилова (УИ 1465547) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД