Алиса Биктимирова
Литературный проект «Наш Маршак» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Наш Маршак»
Подготовила: Биктимирова А. Р.
2021г.
- О чем твои стихи?-
Не знаю, брат.
Ты их прочти, коли придет охота.
Стихи живые сами говорят,
И не о чем-то говорят, а что-то».
С. Я. Маршак
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины.
Публикация «Литературный проект „Наш Маршак“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель - создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны.
Детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью.
Культура - это то, что «делает людей народами».
Очень важно приобщать детей к литературе своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, умение видеть красоту родной природы, начинается чувство Родины.
Стихи и шутки Маршака широко используются в дошкольной педагогике как примеры правильного поведения ребенка, а также высмеивания невежества. Дети в своей речи начинают использовать строчки Маршака. Часто юмор поэта помогает ребенку и воспитателю выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься. К тому же дети знакомятся с автором поближе, запоминают и узнают несколько произведений. В этой связи успешность ознакомления детей с произведениями Самуила Яковлевича Маршака станет успешным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность проекта :
Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нём, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание.
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.
Концептуальные основы проекта :
«Знать - значит любить» - говорится в русской поговорке. Поэтому мы начинаем знакомить детей с творчеством Самуила Яковлевича Маршака в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит, чувство гордости за свой народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта : «Путешествие по страницам произведений С. Я. Маршака»
Образовательная область: «Речевое развитие
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Руководитель проекта : воспитатель Биктимирова А. Р.
Возраст участников проекта : дети от 5 до 7 лет.
Состав проектной группы : воспитатель, воспитанники группы, родители воспитанников.
Тип проекта :
• по количеству участников: групповой;
• по содержанию: интегративный;
• по продолжительности: краткосрочный (2 недели);
• по доминирующему виду проектной деятельности : творческо-информационный.
Объект проекта : творческое наследие С. Я. Маршака.
Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с произведениями С. Я. Маршака будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитию литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса.
Проблема проекта : дошкольникам регулярно читают только 10% родителей.
Цель проекта : познакомить детей с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
2. Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака :
- «Багаж»
- «Сказка о глупом мышонке»
- «Сказка об умном мышонке»
- «Где обедал воробей?»
- «Вот какой рассеянный»
- «Радуга-дуга»
- «Ванька-встанька»
- «Круглый год»
- «Детки в клетке»
- «Мяч»
- «Веселый счет»
- Загадки
3. Обогатить знания детей об окружающем мире : объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир.
4. Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
5. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов.
6. Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.
7. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы.
8. Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
9. Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Предполагаемый результат:
1. Оснащение развивающей среды в группе в соответствии с тематикой.
2. Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.
3. Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
7. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.
8. Популяризация семейного чтения.
9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.
10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
Проектная идея : формирование интереса и потребности в чтении.
Этапы реализации проекта :
1 ЭТАП – подготовительный
Деятельность педагога Деятельность детей Взаимодействие с семьёй
Подбор и изучение методической литературы.
Выявление уровня знания детей о творчестве С. Я. Маршака.
Создание предметно развивающей среды по теме проекта. Дети выбирают место, где будет оформляться будущая выставка книг С. Я. Маршака. Беседа с родителями «Произведения С. Я. Маршака в вашем доме»
Подготовить родителей к тому, что дети будут задавать вопросы, связанные с реализацией проекта.
2 ЭТАП – основной
Деятельность педагога Деятельность детей Взаимодействие с семьёй
Подбор художественной литературы по теме проекта : тараторки, поговорки, басенки.
Приложение 1.
Подбор загадок, автором которых является С. Я. Маршак.
Приложение 2.
Оформление выставки книг С. Я. Маршака
Приложение 3.
Помощь в оформлении выставки книг С. Я. Маршака
Участие в эстетическом оформлении книжного уголка.
Рекомендации для родителей по организации чтения в домашних условиях.
Подбор книг для оформления выставки.
Чтение произведений С. Я. Маршака
Рассматривание книг С. Я. Маршака, представленных на выставке.
Просмотр мультфильмов по тематике пректа.
Подготовка к участию во Всероссийской занимательной викторине
«Сказочный мир С. Я. Маршака».
Занятия с детьми:
ООД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы «Викторина по произведениям С. Я. Маршака»
Фотоотчёт «Викторина по произведениям С. Я. Маршака»
Приложение 4.
Игровые ситуации по формирование представления о сезонных изменениях по стихотворению «Круглый год»
Краткосрочная образовательная практика
"Изготовление книжек-малышек»
Вечер загадок по произведениям С. Я. Маршака
Инсценировка стихотворения С. Я. Маршака
«Сказка о глупом мышонке».
Выступление перед детьми младшей группы.
Приложение 5.
Рисование на тему «Мой любимый герой» по произведениям С. Я. Маршака.
Проведение дидактических игр «Разрезные картинки», «Из какого произведения герой», и др.
Помощь в создании и оформлении костюмов для инсценировки стихотворения С. Я. Маршака «Багаж».
Создание детско-родительской презентации «Произведения С. Я. Маршака».
Экскурсия на почту.
3 ЭТАП – заключительный
Деятельность педагога Деятельность детей Взаимодействие с семьёй
Диагностика по результатам реализации проекта.
Оформление документации.
Представление проекта
на заседании «Школа педмастерства»
Защита проекта (ребенок-родитель)
«Произведения С. Я. Маршака»
Приложение 6.
Поздравление победителей Всероссийской занимательной викторины «Сказочный мир С. Я. Маршака».
Итог проекта :
Данный проект позволил повысить у детей интерес к произведениям детской художественной литературы, а также сформировать следующие навыки: умение слушать, понимать, эмоционально откликаться на художественное произведение, передавать характер героев мимикой, жестами и движениями. Необходимо отметить влияние данной работы на положительную динамику речевого развития детей : активизации и расширении словарного запаса, развитие связной речи. Формировались и обогащались коммуникативные навыки общения детей, как друг с другом, так и с родителями.
Вывод:
Выдвинутые нами ранее гипотезы подтвердились, организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствовала развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитию литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса, желания заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.
Список литературы :
1. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомство дошкольников с литературой : конспекты занятий. – М: ТЦ Сфера, 2007.
2. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго: пособие для чтения и рассказывания детям седьмого года жизни (с методическими рекомендациями). – М: Просвещение,2003.
3. Аджи А. В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С. ,2009.
4. Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. – М: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
5. Психологические игры и упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие общительности. Преодоление застенчивости. Снятие агрессии/И. А. Ермакова. – СПб., 2006.
6. Гурович Д. М. Ребенок и книга / Под ред. В. И. Логиновой. – М. : Просвещение, 1992. – 64 с.
7. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. – Т. 1.
8. Карпинская Н. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1972.