Пальмира Кобегина
Проект «Наши куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Наши куклы»
Автор проекта : Кобегина П. А., воспитатель.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели группы, родители.
Вид проекта :
- по количеству участников: коллективный
- по контингенту участников: дети 3-4 лет и их родители, воспитатели группы
- по характеру деятельности: игровой, познавательный, творческий
- по продолжительности: долгосрочный
Продолжительность проекта : 1 год
2. Характеристика инновационного проекта
Публикация «Проект „Наши куклы“» размещена в разделах
Актуальность. Особое место в воспитании ребенка дошкольного возраста занимает задача формирования нравственных качеств личности: доброжелательности, тактичности, отзывчивости, толерантности и т. п. Развитие этих качеств у дошкольника обеспечит ему адаптацию в мире взрослых и сверстников, благополучное вхождение в мир современной культуры. Достижение этой цели происходит в типичных для дошкольников видах деятельности, чаще всего в игре. Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок учится сопереживать, понимать чувства другого человека, учится общению.
Может ли кукла быть средством воспитания и социализации ребенка? Кукла – средство общения и приобщения к народному культурному опыту, а значит, является своеобразным средством социализации дошкольников. Посредством игры с куклой идет приобщение ребенка к нормам и правилам поведения, взаимоотношений со взрослыми и детьми, приобщение маленького человека к культуре. Для детей младшего дошкольного возраста, которые только входят в мир человеческих отношений эта проблема является актуальной.
Цель проекта : через знакомство с куклой (народной и современной, создание куклы, игру с куклами формировать нравственные основы личности ребенка, приобщать к социальной культуре человека, способствовать приобретению опыта социальных отношений взрослый-ребенок, ребенок-ребенок.
Задачи проекта.
Для детей:
- познакомить с разнообразием кукол (принадлежность, материал, величина; народные и современные);
- учить игре с куклой, выполнению игровых действий;
- в процессе игры с куклами создавать условия для инициативного общения ребенка со сверстниками и взрослыми;
- формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
- учить простейшим формам речевого этикета;
- формировать основы гендерной принадлежности;
- обогащать представления детей о своем прошлом и настоящем.
Для родителей:
- способствовать осознанию родителями роли игры с куклой в нравственном становлении личности детей;
- создавать условия для участия родителей в жизни группы, используя их творческий потенциал;
- способствовать развитию родительско-детских отношений.
Ожидаемые результаты проекта
Для детей:
- обогащение впечатлений, создание положительного эмоционального настроения в процессе игры с куклами;
- сформированность (адекватная возрасту детей) представлений о многообразии кукол;
- приобретенные начальные навыки социального (нравственного) поведения во взаимоотношении детей со сверстниками и взрослыми, коммуникативные умения.
Для родителей:
- сближение родителей и детей в процессе игры с куклами или создания кукол;
- приобретение знаний об игрушках, способствующих развитию детей-дошкольников;
- осознание родителями важности данного периода дошкольного детства для развития отношений ребенка со сверстниками и взрослыми.
Продукты проекта
Для детей:
- обогащение представлений детей о мире кукол;
- приобретенные умения и навыки сюжетно-ролевой игры;
- простейшие поделки из пластилина, теста;
- положительные эмоции, впечатления.
Для педагогов:
- презентация проекта.
Для родителей:
- папки-раскладушки, консультации;
- осознание роли куклы в воспитании детей.
Интеграция образовательных областей по проекту «Наши куклы»
«Социально – коммуникативное развитие» :
- развивать уверенность в себе и своих возможностях;
- развивать активность, инициативность, самостоятельность;
- содействовать становлению социально ценных взаимоотношений.
«Речевое развитие» :
- через беседы, рассматривание сюжетных картин, игры с куклами способствовать формированию предпосылок связной речи детей (диалогической и монологической);
- учить простейшим формам речевого этикета.
«Познавательное развитие» :
- расширять представления детей о предметном мире (наименование, назначение, материал, функции);
- способствовать сенсорному развитию детей.
«Художественно – эстетическое развитие» :
- знакомить с народной игрушкой, пробуждать эмоциональную отзывчивость при ее восприятии;
- вызвать желание изготовить простейшие поделки совместно со взрослыми.
«Физическое развитие» :
-развивать крупную и мелкую моторику обеих рук.
Основные формы реализации проекта :
- беседы;
- рассматривание современных и народных кукол;
- игровые занятия;
- сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры;
- продуктивная деятельность (конструирование, лепка, рисование, ручной труд);
- презентации о народной кукле;
Практическая значимость проекта. Реализация этого проекта будет способствовать формированию социальных отношений у детей, формированию нравственных начал личности ребенка, а также приобщать дошкольников к народной культуре. Проект может быть полезен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
3. Содержание проекта
Этапы реализации проекта
1 этап – организационный (октябрь.)
2 этап – практический (ноябрь – апрель.)
3 этап – заключительный (май.)
1 Организационный этап (октябрь)
Цель. Определение целей и задач проекта.
Содержание работы.
1. Выявление проблемы на основе наблюдения за игрой детей с куклами.
2. Изучение теоретической и методической литературы по данной проблеме.
3. Изучение уровня компетентности родителей (анкетирование «С какими куклами играют наши дети?»).
4. Разработка проекта.
2 Практический этап (ноябрь – апрель.)
Цель. Реализация задач проекта.
Содержание работы с детьми Содержание работы с родителями Сроки проведения
«Социально – коммуникативное развитие»
Знакомство с куклами : девочка и мальчик, выявление сходства и различий в одежде, прическе.
«Познавательное развитие»
Дидактические игры «Наши куклы», «Купание куклы», «Уложим куклу спать».
Рассматривание себя и других в зеркале. Консультация «Роль игры с куклой в воспитании дошкольников»
Информационный стенд «Как играть с куклой» Ноябрь
«Речевое развитие»
Расска воспитателя «Моя кукла».
Рассматривание сюжетной картины «Как мы играем с куклами».
Сюжетно-ролевая игра «Мама и дочка (сыночек)».
«Художественно – эстетическое развитие»
Рассматривание альбома «Глиняные куклы».
Занятие. Конструирование из строительных деталей «Домик для куклы». Попросить родителей помочь в создании предметно-развивающей среды группы: обшить кукол, приобрести игровые наборы посуды.
Декабрь
«Познавательное развитие»
Настольно-печатная игра «Подбери одежду для кукол: мальчика и девочки».
Знакомство с куклой-пеленашкой. Папка-раскладушка «Веселые потешки для игры с куклой»
Выставка «Современные куклы» (попросить помочь организовать выставку, принести кукол). Январь
Презентация «Народные куклы».
Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы».
«Художественно – эстетическое развитие»
Занятие. Лепка «Куклы-пеленашки».
Совместная деятельность взрослых и детей. Рассматривание возрастных кукол (младенец, дошкольник, взрослый, пожилой человек).
Чтение С. Маршак «О девочках и мальчиках». Родительское собрание «Учите детей говорить правильно» (в том числе и через игру с куклами)
Приглашение родителей к участию в конкурсе «Куклы, которые мы придумали» (вязанные, бумажные, деревянные, глиняные). Февраль
«Художественно – эстетическое развитие»
Занятие. Знакомство с русской матрешкой.
Лепка «Матрешка».
«Социально – коммуникативное развитие»
Дидактическая игра «Научим кукол играть дружно».
Чтение В. Берестов «Больная кукла»,
К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно».
Фотовыставка «Как мы играем с куклами дома и в саду»
Консультация «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре» Март
«Физическое развитие»
Развивать мелкую моторику рук. Организация мини-музея кукол, сделанных родителями и детьми.
Опрос «Чем полезен для вас данный проект?».
Апрель
3 Заключительный этап (май.)
1. Анализ проведенной работы.
2. Обобщение результатов работы.
1. Продолжать работу по данной теме.
2. Продолжать знакомство с куклой (народной и современной).
3. Продолжать приобщать ребёнка к нормам и правилам поведения.