Светлана Малова
Проект «Наши любимые сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.»
(А. Н. Толстой)
I. Введение
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни современного общества.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребёнку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать как свои, радости и горечи героев.
Публикация «Проект „Наши любимые сказки“» размещена в разделах
Детский сад знакомит с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Процесс развития у детей эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Художественное произведение привлекает ребёнка не только смысловым содержанием, но и манерой общения персонажей. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, давать мотивированную оценку действиям героев. Воспитательные возможности русского фольклора огромны, благодаря ему, дети знакомятся с окружающим миром во всём многообразии.
Предлагаемый проект позволяет ребёнку ближе познакомиться с миром русского народного фольклора.
Тип проекта : познавательно-речевой, взросло-детский.
Длительность проекта : краткосрочный (с 26 октября по 6 ноября).
Участники проекта : дети второй младшей группы, родители, воспитатели.
Возраст детей: 3-4 года.
Гипотеза: чтение художественной литературы повысит уровень речевого развития детей.
Цель: Развивать у детей интерес к сказкам, способствовать повышению уровня речевого развития.
Задачи:
Образовательные задачи:
- способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества - сказкам;
- формировать любознательность, познавательный интерес;
- научить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности;
Воспитательные задачи:
- воспитывать дружеские взаимоотношения;
- дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка через папки-передвижки, информацию на сайте;
- привлечь родителей к активному участию в проекте.
Развивающие задачи:
- развивать воображение, фантазию, образное мышление, речь.
- поощрять желание детей реализовывать тему сказок в игровой деятельности.
II. Актуальность темы
Актуальность данной темы является в том, что в настоящее время возникла проблема: у детей падает интерес к книге. Ее место занимает телевидение, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Падение интереса к чтению является фактором сегодняшней жизни. Дошкольный возраст — время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи.
В связи с этим, мною принято решение реализовать проект «Наши любимые сказки». В результате осуществления проекта дошкольники начнут испытывать потребность в общении с книгой, прослушивании художественных произведений, рассматривании иллюстраций к книгам. Чтение улучшает и укрепляет взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместному выбору произведений для прочтения, обсуждению и анализу поступков героев. Повышается речевой уровень детей. Воспитывается бережное отношение к книге, а родители, в свою очередь, начинают осознавать важность собственной роли в формировании книжной культуры ребенка.
III. Основная часть
Подготовительный этап
-Определение проблемы, постановка цели и задач, подбор методической литературы, поиск интернет – ресурсов;
-Подбор сказок, художественного слова, стихотворений, рассказов по теме проекта;
- Изготовление демонстративного материала, масок, подбор музыки;
- Разработка презентаций, методических материалов, создание папки-передвижки по художественной литературе;
- Подготовка материалов по работе с родителями.
Основной этап
Сроки проведения Деятельность детей Деятельность педагога Деятельность родителей
1-ая неделя 1. Рассматривание детьми картин, иллюстраций, пособий, книг.
2. Участие в опросе «Какие сказки ты знаешь?», «С какими хотел бы познакомиться?»
3. Участие в обсуждении проекта.
1. Опрос детей по выявлению уровня знаний о сказках и о интересующих их вопросах.
2. Подбор наглядно-дидактических пособий.
3. Рассказы, беседы с детьми о сказках.
4. Пополнение книжного уголка.
5. Ознакомление родителей с планом работы над проектом.
1. Помощь детям в подборе иллюстраций, книг.
2. Изучение материалов папок-передвижек, консультаций для родителей «Рекомендуем к прочтению», «Зачем читать детям книги?», «100 книг, которые стоит прочитать ребенку до 7 лет»,
«Восемь полезных сказок для малышей»
3. Акция: «Почитай мне сказку на ночь»
4. Подбор раскрасок
5. Изготовление кукольного театра из фетра
2-ая неделя 1. Раскраски
«Русские народные сказки»
2. Дидактические игры «Герои сказок», «Найди по описанию», «Волшебный мешочек».
3. СРИ «Больница для книг».
4. Театрализованные игры: кукольный и пальчиковый театр, маски.
5. Разгадывание загадок про сказки и сказочных героев
6. Подвижные игры «У медведя во бору», «Лиса»
7. Просмотр мультфильмов «Три медведя», «Гуси – лебеди»
8. Прослушивание аудиозаписи «Волк и семеро козлят»,
«Заюшкина избушка».
9. Продуктивная деятельность «Эти прелестные сказки» (аппликация, лепка, рисование, конструирование). 1. Беседы «Моя любимая сказка», «Правила общения с книгой»
2. Разучивание пальчиковой гимнастики «Теремок», «Колобок», «Репка»
3. Разучивание хороводной игры «Заинька, попляши…»
4. НОД по ознакомлению с окружающим миром «В гости к сказке».
5. НОД по рисованию «Теремок».
6. НОД по аппликации «Репка».
7. НОД по конструированию «Домик для зверят».
8. НОД по лепке «Пряники для козлят».
9. Чтение художественной литературы: «Три медведя». 1. Чтение детям рекомендованной литературы: «Кот, лиса и петух», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Лисичка со скалочкой», «Рукавичка», «Лиса и журавль».
2. Просмотр вместе с детьми и обсуждение мультфильмов по сказкам.
3. Помощь детям в запоминании и пересказе сказок, правильно давать название сказкам
3. Совместная продуктивная деятельность «Наши любимые сказки».
Предполагаемый результат:
• Дети хорошо знают сказки «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Лисичка со скалочкой», «Три медведя» и др;
• В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, развивается связная речь, повышается уровень речевого развития;
• Ознакомление со сказками способствует развитию продуктивной деятельности;
• У детей появится интерес к играм-драматизациям;
• Родители принимают активное участие в проектной деятельности : маски с изображением героев сказок, кукольный театр, дидактическая игра «Найди героев сказок», подборка раскрасок «Русские народные сказки»;
• Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком. Родители ознакомлены с влиянием сказок на речь и поведение ребенка;
• Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Заключительный этап
- Развлекательный досуг «В гостях у сказки»;
- Выставка детских работ «Любимый сказочный герой»;
- Фото-отчет о проделанной работе.
IV. Вывод
В результате реализации проекта «Наши любимые сказки» дети начали более активно общаться с книгой, с удовольствием прослушивают художественные произведения, рассматривают иллюстрации к книгам.
Дети научились анализировать поступки главных героев, давать им оценку, эмоционально реагируют на прочитанное. Дети научились бережно относиться к книгам, участвуют в реставрации книг. Расширился словарный запас (активный и пассивный, повысился познавательный интерес.
Существенно заметно повышение уровня речевого развития детей.
Родители осознали важность своего участия в формировании книжной культуры у дошкольников. Родители научились развивать способности своего ребенка, выполнять работу вместе.
Обогащена предметно-развивающая среда необходимым оборудованием, пополнена учебно-методическая база в данном направлении.
Освоили практический принцип обучения, через проведение консультаций, бесед, совместных работ. Повысился уровень педагогической компетентности в области художественно-речевого развития.
Таким образом, реализация проекта оказала положительное влияние на развитие словесного творчества детей. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
Библиография
1. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.
2. Затулина, Г. Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г. Я. Затулина. - М. : ЦПО, 2013. - 144 c.
3. Колесникова, Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е. В. Колесникова. - М. : Ювента, 2012. - 72 c.
4. Липина, С. В. Развитие речи / С. В. Липина, И. В. Полещук. - М. : Эксмо, 2017. - 222 c.
5. Литвинова, О. Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О. Э. Литвинова. -СПб. : Детство-Пресс, 2016.-128 c.
6. Ляско, Е. Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е. Е. Ляско. - СПб. : Речь, 2016. - 190 c.
7. Маланка, Т. Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т. Г. Маланка. - М. : Эксмо, 2018. - 192 c.
8. Матвеева, А. С. Буквы и звуки. Развитие речи. 3-4 лет / А. С. Матвеева, Н. Н Яковлева. - М. : АСТ, 2017. - 336 c.
9. Носенко, И. П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах) : Учебное пособие / И. П. Носенко. - М. : ЦПО, 2009. - 96 c.
10. Сиварева, Т. Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа / Т. Л. Сиварева; Художник И. Павлова. - Мн. : Совр. школа, 2015. - 80 c.
11. Трясорукова, Т. П. Развитие речи: 3-4 года / Т. П. Трясорукова. - Рн/ Д: Феникс, 2013. - 128 c.
12. Ушакова, О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод. реком., мониторинг / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 288 c.
13. Ханина, О. Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников / О. Г. Ханина. - Рн/ Д: Феникс, 2012. - 48 c.
14. Шадрина, Л. Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л. Г. Шадрина, Л. В. Семенова. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 128 c.
15. Юдаева М. В. Хрестоматия для младшей группы / Мн. : Совр. Школа, Библиотека детского сада, 2017г.