Светлана Шабурова
Проект «Наука и профессия будущего»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Наука + профессия будущего»
Участники проекта : Дети старших групп, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный (Февраль)
Тип проекта : Познавательно-исследовательский.
Вид проекта : Групповой.
Составила воспитатель: Шабурова С. Н.
Актуальность:
Публикация «Проект „Наука и профессия будущего“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
Ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Использование информационных технологий закладывает у ребёнка уже в дошкольном возрасте основы организации мыслительной и практической деятельности, что является залогом в дальнейшем успешной учебно-познавательной деятельности.
Мы остановились на методе экспериментов - метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Опыты помогают развивать мышление логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследование предоставляет ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные при проведении опытов, запоминаются надолго.
Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Применение ИКТ в образовательной деятельности позволяет давать материал в привлекательной для ребёнка форме, что способствует повышению познавательной активности, мотивации на самостоятельную деятельность вне детского сада. Одна из важнейших функций занятий с применением компьютерных технологий - обучающая. Занятия должны быть составлены так, чтобы ребёнок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.
Исходя из вышесказанного, использование современных информационных технологий является эффективным средством воспитания, развитием творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы, сохранения и укрепления здоровья старших дошкольников, происходит обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности. Таким образом, реализовать данную деятельность с дошкольниками нам помогла интерактивная лаборатория "Юный химик" из серии "Увлекательная химия" от бренда "Висма" предназначенная для постановки экспериментов в домашних условиях. Внутри лаборатории множество химических веществ, которые станут объектами для исследования в ходе проведения опытов, описанных в красочной инструкции. Такие занятия станут не только развлечением, но и обучением, в ходе которого ребенок познакомится с простыми и доступными для дошкольного возраста законами химии.
Цели проекта.
Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях с применение ИКТ - технологий.
Задачи:
Образовательные:
• Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
• Развитие свободного общения с взрослыми и детьми: продолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
• Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – активизировать в словаре детей существительные: Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость).
• Развитие связанной речи вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога.
Развивающие:
• Способствовать развитию любознательности.
• Развивать внимание детей.
• Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
• Возникает стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым.
• Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.).
• Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость).
• Развивать умение у детей пользоваться интерактивной доской.
Воспитательные:
• Продолжать воспитывать культуру поведения.
• Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.
• Формировать понимание важности воды, воздуха для всех объектов на планете.
Материалы и оборудование для проведения эксперимента.
Дополнительная литература, энциклопедии, уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки, оборудование для занятий, пипетка подносы, пробирки химические, трубка стеклянная Г-образная, трубка стеклянная прямая, фильтровальная бумага, чашка для выпаривания, стакан мерный, шпатель, сухое горючее, кальций хлористый, бумага индикаторная лакмусовая нейтральная, видео с опытами, экспериментами и интерактивными играми.
Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, интерактивная доска, ноутбук, музыкальные колонки, презентации Power Point, картотека опытов и экспериментов по теме проекта.
Подготовительный этап:
1. Привлечение родителей к пополнению оборудованием уголка «экспериментирования».
2. Подбор картотеки экспериментов.
3. Организация работы с энциклопедиями-«Рассматривание иллюстраций».
4. Проведение беседы на тему: «Как устроена живая и неживая природа?»,
«Что такое факторы среды?»,
«Как устроен наш мир?»,
«Что такое физические свойства предметов?»,
«Что такое химические свойства предметов?»,
«Как увидеть химические и физические свойства предметов своими глазами?»,
«Что такое опыты и для чего они нужны?».
5. Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
6. Разработка перспективного плана работы с детьми.
7. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно - экспериментальной деятельности.
8. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
9. Анкетирование родителей по теме проекта.
10. Оформление консультативного материала для родителей.
11. Семицветик совместно с детьми и родителями «Экспериментируем вместе».
12. Конкурс «Моделирование военной техники»
Основной этап:
1. Организация проведения опыта «Сода как индикатор для кислоты». Формировать представления детей, что такое химическая реакция, индикатор, смешивание веществ.
2. Организация проведения опыта «Почему нельзя нагревать минеральную воду?». Формировать представления детей, что такое химическая реакция, индикатор, смешивание веществ, углекислый газ, шипение.
3. Организация проведения опыта «Что такое сода и какая она бывает?». Формировать представления детей, что такое химическая реакция, смешивание веществ, углекислый газ, шипение.
4. Организация проведения опыта «Роль соды при приготовлении теста?». Формировать представления детей, что такое химическая реакция, появление кислорода, углекислый газ.
5. Организация проведения опыта «Яйцо-ныряльщик». Формировать представления детей, о том, что при смешивании веществ, можно изменять форму и вес предмета.
6. Организация проведения опыта «Добываем углекислый газ?». Формировать представления детей, что такое химическая реакция, смешивание веществ, углекислый газ, шипение.
7. Организация проведения опыта «Где в газировке прячется кислота?».
Формировать представления детей, что такое химическая реакция,
смешивание веществ, углекислый газ, шипение, кислота.
8. Организация проведения опыта «У цветов тоже есть газ».
9. Организация проведения опыта «Как растворить карбонат кальция в воде?».
10. Организация проведения опыта «Накипь: как с ней бороться?».
11. Организация проведения опыта «Лакмусовая бумага»
Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование; познакомить с понятиями: кислота, щелочь; упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
12. Организация проведения опыта «Рыбалка» Дать представления детям, что от соли поверхность льдинки немного тает, а вода, которая образовалась, вскоре примораживает веревку к кубику.
13. Организация проведения опыта «Торнадо в бутылке».
Для такого «торнадо» нужно набрать в бутылку воды, но не до самого горлышка. Затем капнуть в бутылку немного средства для мытья посуды. Закрыть бутылку, вращать ее против часовой стрелки и любоваться вихрем внутри нее. Чтобы вихрь был зрелищней, добавьте в воду блестки и несколько капель пищевого красителя. Формировать представления детей, как с помощью смешивания веществ можно наблюдать настоящее торнадо.
14. Организация проведения опыта «Извержение вулкана». Этот эксперимент в домашних условиях всегда был одним из самых любимых для детей! Чтобы создать «вулкан», необходимо соорудить из картона конус, склеить его скотчем и отрезать острый его конец. На любую бутылку, одеть конус и облепить его сверху коричневым или любым темным пластилином, имитируя вид горы. Эту конструкцию лучше поставить на большую тарелку или противень, чтобы потом ничего не вылилось. Через горлышко в бутылку, что стоит внутри конуса, засыпаем соду, краску красного цвета, каплю средства для мытья посуды и доливаем воду. Размешиваем эту смесь внутри емкости, а потом доливаем туда немного уксуса.
Формировать представления детей, как с помощью смешивания веществ можно создать настоящее извержение вулкана.
15. Организация проведения опыта «Ледяные самоцветы». Заранее намораживаем льда в красивых формочках разных размеров. Для этого можно использовать посуду с рифлеными краями или силиконовые формы для выпекания. Когда лед готов, приготовим несколько мисочек и в каждой из них сделайте цветной солевой раствор, добавив в воду много соли и пищевой краситель. Разложим ледяные глыбы на подносе, и с помощью пипетки наносите краску на их поверхность. Капая таким раствором на лед, соль его расплавит, оставив в нем дырочки, через которые просочится краска. Формировать представления детей, что если накапать на льдинки несколько цветов такого раствора, можно получить очень красочные узоры!
16. Организация проведения опыта «Танцующие червячки».
Смешиваем пару стаканов крахмала и один стакан воды. Затем вливаем жидкость в миску или на противень, капнем туда немного разноцветной краски и поместите его сверху на колонку. Чтобы насладиться с детьми танцем разноцветных червячков, просто включим по громче музыку и прижмем миску руками к динамику.
Формировать представления детей, как с помощью смешивания веществ можно наблюдать красивое зрелище!
17. Организация проведения опыта «Само надувающийся шарик»
Заполним бутылку уксусом на 1/3. Поставьте воронку и засыплем в бутылку 3-4 ч. л пищевой соды. Теперь быстро натянем воздушный шарик на горлышко и пронаблюдаем, как он надувается без чьей-либо помощи! После того, как шарик надуется, снимем его с бутылки, завяжем и потрем о синтетическую ткань. Благодаря этому шарик поднимется к потолку, и будет держаться там несколько часов! Формировать представления детей, как с помощью смешивания веществ можно надуть углекислым газом воздушный шарик. Дать понятие наэлектризованность.
18. Организация проведения опыта «Активное участие в наблюдении и проведении опыта «Мягкое яйцо». Возьмем 2 сырых яйца и положить из в разные жидкости: одно — в банку с водой, другое — в банку с уксусом. Для того, чтобы увидеть изменения, нужно подождать пол дня, когда скорлупа начнет размокать. А уже через неделю можем достать яйца и увидеть, что то, которое достали из уксуса, стало мягким и на нем нет скорлупы!
Формировать представления детей, как с помощью смешивания веществ можно окунать в предметы в жидкие вещества и изменять их формы.
19. Организация проведения опыта «Активное участие в наблюдении и проведении опыта «Многослойная жидкость». Нальем на дно вазы сок, затем постепенно вольем растительное масло, по стенке вазы. Добавим в спирт краску или пищевой краситель любого цвета, чтобы было интересней, и налейте его поверх масла в вазу.
Формировать у детей представления о том, почему некоторые жидкости не смешиваются, наблюдение за трехслойной палитрой.
20. Организация проведения опыта «Зубная паста для слона». Наливаем в пустую пластиковую бутылку 150 мл. перекиси, добавим средства для мыться посуды и пищевой краситель. В отдельной мисочке смешаем чайную ложку дрожжей и пару столовых ложек теплой воды. Вымешиваем смесь до однородной консистенции, затем вольем в бутылку. Обязательно ставим бутылку на поднос или в глубокую посуду, чтобы «зубная паста» не оказалась по всей квартире!
Формировать представление детей о том, как может с помощью различных веществ появиться пенистая субстанция, которая очень похожа на пасту из огромного тюбика.
21. Организация проведения опыта «Дождь в кувшине». Наливаем в кувшин воду, а сверху нанесем большой слой пены для бритья. Набираем в пипетку немного пищевого красителя синего цвета и капаем сверху на пену. Формировать представления детей, как с помощью смешивания веществ можно создать белые «тучки» и пронаблюдать, как пойдет волшебный дождь!
Заключительный этап:
1. Создание презентации на тему «Лаборатория удивительных наук».
2. Организация просмотра презентации родителей совместно с ребенком на
тему «Лаборатория удивительных наук».
3. Организация мероприятия совместно с детьми и родителями «Экспериментируем вместе».
Вывод:
Реализованный проект показал свою эффективность в процессе познавательного развития, дети владеют знаниями о физических свойствах окружающего мира, познакомились с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость., имеют представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение, о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость, расширили представления об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей, о значимости воды и воздуха в жизни человека, познакомились со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину, научились целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы. Так же дети закрепили умения пользоваться интерактивной доской.
Тем самым, дети, реализуя данный проект, сформировали познавательные умения: сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, отражать изучаемую картину в творческой деятельности и т. д. У дошкольников сформировались представления о том, какими химическими свойствами могут обладать жидкие вещества и твердые предметы, с помощью воспитателя и родителей. Можно сделать вывод, что все поставленные цели и задач в начале создания проекта были полностью достигнуты и реализованы.
Список литературы:
1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения детская энциклопедия А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
3. Поддьяков А. И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.
4. Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
5. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
6. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода» Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997.
7. Рыжова Н. А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.
8. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.
9. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. -№ 1.
10. Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.