Елена Зыкова
Проект непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование методов и приемов ТРИЗ-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
(из опыта работы)
Зыкова Елена Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад комбинированного вида №32 «Журавушка» городского округа города Выкса Нижегородской области.
Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы, взрослые, давно не обращаем внимание. ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и развивать ребенка под девизом «творчество во всем». Ее целью является с одной стороны, развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны, развитие речи и творческого воображения, поисковой активности, стремления к новизне. ТРИЗ дает возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартному мышлению.
Публикация «Проект непосредственной образовательной деятельности, Тема: „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
А еще, что немало важно, ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.
Развивать нестандартное мышление и творческое воображение нужно начинать с младшего дошкольного возраста, так как малыши почти не имеют психологических барьеров, а вот у старших дошкольников они уже наблюдаются.
Более десяти лет я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Ребятишки к нам приходят из других групп (каждый со своей проблемой в развитии: один чересчур плаксивый, другой – гиперактивный, третий – очень медлительный, четвертый трудно идет на контакт и т. д.). Собрать их вместе, объединить в один коллектив, раскрыть индивидуальные особенности бывает очень сложно. В этом мне помогает ТРИЗ-технология, она позволяет снять психологические барьеры, «убрать» боязнь перед новым и неизвестным, сформировать у детей представление о жизненных и учебных проблемах. Не как о непреодолимых препятствиях, а как об очередных задачах, требующих решения. Я заметила, что когда материал детям интересен, они становятся одним целым (путешественниками, первооткрывателями, исследователями, более общительными, не боятся высказывать свое мнение, у детей формируется умение слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других.
Детей меньше пугают возникающие проблемы, у них появляется желание и стремление их решить, что очень пригодится им в школе и во взрослой жизни.
Элементы ТРИЗ я применяю во всех образовательных областях, но чаще в таких, как познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, а так же во всех режимных моментах (в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке, в игровой деятельности.
Очень хорошо вписывается ТРИЗ в проектную деятельность, так как проект начинается с проблемной ситуации или поставленного вопроса. Дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план ее решения, придумывают продукт проекта, а потом их реализуют в практической деятельности. Работа над проектом позволяет объединять родителей, детей и педагогов для решения поставленных целей.
Главное умение, которое приобретает ребенок – это умение работать с проблемами и самому находить ответы на поставленные вопросы.
Хочется отметить важность вовлечения семьи в данную работу. Родители активно участвуют в проведении всех проектных мероприятий, помогают в оформлении продуктов проекта, разрабатывают и реализуют (индивидуальные, семейные мини-проекты в рамках группового).
Для успешного использования ТРИЗ-технологии необходимо создать соответствующую развивающую среду. Очень важно что бы группе было как можно больше дидактических развивающих игр и пособий, картинок, альбомов, книг по темам, которые на данный момент проходят с детьми, разные виды театров, конструкторов, различный изобразительный и бросовый материал. Все вышеперечисленное дети должны иметь возможность использовать в самостоятельной деятельности.
Для использования ТРИЗ не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что окружает – палочки, посуда, камешки, пустые коробки – превращаются в какие угодно элементы. Самое главное – вызвать у детей интерес, пробудить мотив к творческой деятельности.
Сюжеты подсказывают различные книги, в первую очередь, сказки, современные мультфильмы, телевизионные детские проекты. Важно, что бы они были близки и понятны детям, пробуждали в них творческую активность, воспитывали положительные качества личности.
Мы часто с детьми играем в путешествия, походы по сказкам, в сказочный лес, на вершину горы, в подводное царство, на различном сказочном транспорте: на космопоезде, на машине времени, на воздушном бронелайнере, на корабле невидимке, на волшебном космическом самокате. Где мы узнаем, что-то новое и интересное. Проект одного из таких путешествий я предлагаю вашему вниманию.
Проект
непосредственно организованной образовательной деятельности.
Образовательная область «Познание».
(Формирование целостной картины мира)
Тема: «Времена года» «Необычное путешествие» (подготовительная группа)
Цель:
1. Закрепить предстваления детей о характерных особенностях разных времен года.
2. Развивать умение моделировать, творческое воображение, логическое и образное мышление, его быстроту и критичность.
3. Совершенствовать коммуникативные умения и навыки.
4. Воспитывать у детей любовь к природе, родному краю.
Материал:сундучок, элементы костюма клоуна, фонограммы: «Звуки природы», «Времена года», «Веселые путешественники», песня Ю. Антонова – «Не рвите цветы», два столика, карточки по уходу за растениями, две магнитные доски, фланелеграф, карточки развития гнозиса «овощи и фрукты», схема-модель слова «Весна» (ММЧ, искусственные цветы по два на каждого ребенка.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, рассматривание альбома «Времена года», беседа с детьми и чтение худ. литературы о временах года, составление различных цепочек ассоциаций, моделирование маленькими человечками разных слов, рассматривание различных карточек на развитие гнозиса. Реализация проекта «Что такое витамины и где они живут?»
Взаимодействие с другими областями: «физическая культура», «здоровье», «безопасность», «коммуникации», «социализации», «труд», «музыка», «чтение худ. литературы».
Дети свободно играют в группе. Воспитатель берет сундучок, садится перед зеркалом и начинает примерять элементы костюма клоуна. На глазах у детей перевоплощается в клоуна Плюха. На вопрос детей, что он делает, отвечает, что у него сегодня озорное настроение и ему захотелось в кого-нибудь превратиться, а ещё ему очень хочется отправиться в интересное необычное путешествие.
Спрашивает детей, любят ли они путешествовать и куда бы хотели отправиться (напоминает, что путешествие должно быть необычным). Выслушивает предложения детей. Затем воспитатель узнает у детей, на чём можно было бы отправиться в это путешествие (решают отправиться в путешествие по разным временам года на суперпоезде с встроенной машиной времени).
Клоун Плюх: Прежде чем отправиться в путешествие, скажите мне какое сейчас время года? (весна).
Открывает фотографии, включает фонограмму «Звуки весны». А какая весна в нашем краю? (холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая, журчащая, зеленая)
Клоун Плюх: Дети, а давайте мы сейчас с вами создадим весеннюю цепочку ассоциаций. Я начну, а вы продолжите.
(Подснежник – проталина – солнце – капель – лужи – ручей – половодье).
-Что хорошее вы знаете о весне? Что весной плохо? (ответы детей).
…. весной легко заболеть, начинается грипп).
Клоун Плюх: Да, ребята, весна – это трудное для организма время. А что может помочь нам весной не заболеть? (весеннее солнце, быть на свежем воздухе в солнечные дни очень полезно; одеваться по погоде; принимать витамины).
Клоун Плюх: А что такое витамины (ответы детей)
Клоун Плюх: Витамины – это вещество, которое помогает детям и взрослым быть крепкими и здоровыми. Одни витамины помогают детям расти, другие – глазам хорошо видеть, третьи – голове хорошо думать, а есть витамины, которые защищают нас от болезней.
-А витамины могут принести вред? (их нужно употреблять в определенном количестве, иначе можно отравиться).
-Где живут витамины? (В продуктах питания, особенно много их в овощах и фруктах).
-Значит, чтобы не болеть человек должен хорошо и разнообразно питаться.
-А что ещё помогает вам оставаться здоровыми? (физкультура). Я предлагаю вам немножко размяться.
Физкультминутка
И. п. основная стойка
Пейте все томатный сок, ходьба на месте
Кушайте морковку! руки к плечам вверх, к плечам в низ
Все ребята будете наклоны в стороны
Крепкими и ловкими приседания
Грипп, ангину, скарлатину – прыжки на месте
Всё прогонят витамины. ходьба на месте
Клоун Плюх: Весна пройдет, а за нею придёт (Лето). Давайте сядем в наш суперпоезд и с помощью машины времени переместимся в лето. Итак, все готовы? Саша здесь? Таня, Алеша тоже здесь?. Раз, все уже заняли свои места, в путь! (звучит песня «Веселые путешественники», все из группы на суперпоезде перемещаются в музыкальный зал).
(Звучит музыка).
Клоун Плюх: Вот мы и приехали, как красиво кругом (показывает фотографии). Какое лето в нашем краю? (теплое, солнечное, ясное, ласковое, долгожданное). А какого оно цвета?
Дети исполняют песню «Какого цвета лето?» Л. Вахрушевой.
Клоун Плюх: Дети, а чем пахнет лето? Какой у него запах? (сладкий, нежный, душистый). Читает стихотворение.
Сколько запахов у лета!
Сладкий – липового цвета,
Горький – листьев тополиных,
Нежный – еле уловимый
Запах зреющей малины.
-Дети, а что хорошее несёт с собой лето? Что летом может быть плохо? (ответы детей). Как уберечь себя от солнечного удара и не обгореть на солнце?
(Клоун Плюх обращает внимание детей на красивую поляну).
-Какая красивая поляна, сколько здесь цветов! Какие цветы вы видите?. Какие они яркие, нежные, какой у них аромат (запах, так и хочется нарвать букетик и подарить кому-нибудь. (Нельзя рвать цветы). Почему?
Противоречие: Мы должны дарить цветы, чтобы сделать приятное, и не должны, чтобы не губить их. Что делать? (предложения детей).
(Звучит фонограмма Ю. Антонова «Не рвите цветы», дети выполняют танцевальную композицию, в завершении ставят цветы вокруг глобус).
-Чтобы земля была красивой нужно беречь её богатства; весной можно посадить цветы, а летом за ними ухаживать. Как? (поливать, рыхлить, подкармливать, пропаливать).
-Ребята, у меня к вам есть одно предложение. Вот здесь на столе лежат различные карточки. Давайте выберем из них те, которые нам подойдут, и составим плакат – схему по уходу за растениями летом. Может она пригодиться тем, кто попадет в лето вслед за нами, ведь мы не единственные кто любит путешествовать (дети составляют схему).
Клоун Плюх: Что-то мы загостились у лета, не пора ли нам продолжить наше путешествие (занимают места в суперпоезде, приезжают в гости к Осени).
Звучит музыка.
Клоун Плюх: Дети, как вы думаете, в какое время года мы с вами попали? (в осень).
-Осень в нашем краю какая? Что хорошо осенью? А что плохо?
-Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Слышите, как они осыпаются с деревьев? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. У вас в руках лопатки, выкопайте ими овощи. Опустели сады и огороды, а все фрукты и овощи оказались у нас в корзинах.
-Какие овощи и фрукты оказались в корзинах?
-Итак, дети, вы сказали, что в первой корзине находятся овощи: огурец, морковь…(ставит буквы, обводит их кругом). Где все это вместе может находиться? (борщ, салат, магазин овощей, овощехранилище и т. д.).
-Во второй корзине находятся (фрукты, где все это может находиться вместе (в соке, компоте, фруктовом салате, магазине? А если я их вместе в один круг помещу (обводит оба круга одним), тогда что это может быть? (урожай, дары осени). Где может находиться? (на рынке, в магазине, на столе, в сумке у покупателя, в подвале).
-Итак, урожай собран, и мы можем продолжить наше путешествие.
Перемещаются на суперпоезде в зиму.
Звучит фонограмма зимняя метель, вьюга.
-Какая зима в нашем краю? (снежная, холодная, долгая, белая, веселая, непредсказуемая).
Физкультминутка
«Зимние ветры»
Заметет дорожки пороша: ш-ш-ш-ш
Завьюжит вьюга: в-в-в-в
Закружит метель: у-у-у-у-у-у
Кругом глубокие снега
Куда я взгляд ни кину
Метет и кружиться пурга
Вы узнаете зиму.
-Что хорошо зимой? Что плохо? (Как нужно себя вести во время гололеда).
-Дети, когда мы с вами изображали порошу, вьюгу, метель, мы что произносили (звуки). Звуки какими бывают? (гласные, мягкие согласные, твердые согласные).
-Показывает детям схему. В этой схеме я зашифровал название своего любимого времени года. (Зеленый человечек – мягкий согласный, синий человечек – твердый согласный, красный человечек – гласный звуки). Узнайте его и ответьте мне на ушко.
(Дети рассматривают схему, отгадывают зашифрованное слово – Весна). А какое ваше любимое время года? (ответы детей).
Клоун Плюх: Какое увлекательное путешествие мы с вами совершили. Я даже вспомнил стихотворение.
Жила была танцующая Земля,
И вокруг Солнца кружилась она
Времена года меняла
И людей забавляла
Как хорошо, что есть
Весна, лето, осень и зима!
-Но вот о чем я подумал: что было бы, если бы вдруг времена года поменялись местами? (Ответы детей). Будем надеяться, что такого не произойдет, за зимой вновь придет весна и это прекрасно. Ведь такая весна, такое лето, такая осень и зима бывают только у нас. В других землях и странах все по другому. А как? Мы узнаем если в следующий раз отправимся в кругосветное путешествие.
-А сейчас нам пора возвращаться в весну, в моё любимое время года. Занимайте места в нашем суперпоезде. Все готовы? В путь! (уезжают из муз. зала в группу под фонограмму веселые путешественники).
Конец. Спасибо за внимание.