Лучший педагог года

Проект нравственного воспитания детей «Уралолюбие»

Ирина Кувалдина
Проект нравственного воспитания детей «Уралолюбие»

Проект нравственного воспитания детей «Уралолюбие»

(старший дошкольный возраст).

Проблема нравственного воспитания была и остаётся одной из самых актуальных на всех этапах развития общества.

Основу теоретического изучения проблемы нравственного воспитания заложили положения Е. В. Водовозовой, Л. Воюевой, О. С. Газмана, и других. Данные источники помогли мне всесторонне и достаточно глубоко определить место нравственного воспитания в системе формирования базовой культуры личности ребёнка, подобрать психолого-педагогические условия, способствующие его нравственному развитию.

Публикация «Проект нравственного воспитания детей „Уралолюбие“» размещена в разделах

Мною была поставлена цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, способствующие нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста, применив метод проектирования.

Для достижения поставленной цели мною был сформулирован комплекс задач:

1. Изучить теоретические основы проблемы нравственного воспитания в психолого-педагогических исследованиях.

2. Определить комплекс психолого-педагогических условий, способст-вующих нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста

3. Подобрать диагностическое сопровождение экспериментального исследования.

4. Проанализировать полученные данные и сделать вывод о влиянии условий на становление нравственности ребенка- дошкольника.

Научная новизна проблемы заключается в следующем:

1. Теоретически обоснована целесообразность применения проектного метода нравственного развития детей дошкольного возраста с учётом возрастных особенностей;

2. Подобраны психолого-педагогические условия, способствующие эффек-тивности воспитательно-образовательной работы с детьми по нравственному воспитанию.

Практическая значимость.

На основе общенаучных принципов разработан проект нравственного развития детей старшего дошкольного возраста, основанный на современных подходах в обучении и воспитании с учётом регионального компонента «Ураловедение».

Теоретическое изучение проблемы позволило мне на практике составить и реализовать проект нравственного воспитания детей «Уралолюбие».

В Концепции краеведческого образования Челябинской области сказано: «на этом этапе невозможна систематическая краеведческая подготовка ребенка. Но целесообразно знакомство с самыми общими, адаптивными к возрасту дошкольника сведениями о крае и ближайшем к ребёнку обжитом пространстве. Такие сведения дошкольник получает в семье и в детском саду. Через детские книги, радио- и телепередачи. В ДОУ ознакомление дошкольника с подобной информацией возможно в игровой форме и форме специальных занятий в зависимости от возраста»

Этапы работы:

На первом этапе проводилось изучение проблемы нравственного воспита-ния, подобрана философская, психолого-педагогическая литература, что позволило сформулировать исходные позиции работы. На этом этапе было проведено обобщение и анализ опыта работы педагогов дошкольных учреждений по проблеме, была определена рабочая гипотеза.

На втором этапе мною разрабатывался комплексный проект нравственного воспитания «Уралолюбие». Были определены цели, задачи и отбор методов работы с детьми, диагностического сопровождения, апробация проекта, анализ результатов.

На третьем этапе - обобщение, систематизация и описание полученных ре-зультатов, внедрение результатов работы в практику дошкольного учреждения.

Осуществление данного проекта проходило через все виды детской деятельности.

Таким образом, была разработан комплексный проект поэтапного воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта : создание психолого-педагогических условий для формирова-ния нравственных качеств с учётом регионального компонента Ураловедения.

Каждый этап работы предусматривает решение определё нных задач:

1. Воспитание нравственных качеств ребёнка старшего дошкольного возраста.

2. Информационно-просветительская работа с родителями.

3. Организация целенаправленной работы с педагогами ДОУ по формированию нравственных качеств детей дошкольного возраста.

I. Первоначально был разработан перспективный план работы в данном на-правлении. (приложение 1)

2. Затем внесены изменения в предметно-развивающую среду ДОУ № 19:

a) оформление интерьера учреждения элементами Уральской тематики : по сказам Бажова;

б) создание экспозиций по темам Краеведения

в) наполнение экспонатами:

• народная утварь, мебель, игрушки и др. ;

• декоративно-прикладное искусство страны и Урала;

• природные богатства и растения Урала (гербарии, открытки);

• карты, гербы, флаги России, Урала, города;

• фотоматериалы, альбомы, книги, брошюры, открытки о городе Коркино;

• мини-музеи – информация о предприятиях города и их продук-ции;

• макеты микрорайона, детского сада;

• библиотека Уральских писателей;

• картинная галерея ;

• альбомы выпускников разных лет;

• народные костюмы;

• аудио- и видеозаписи гимна России, колокольных звонов, песен о родном городе.

г) изменение интерьера группы:

-опытнический центр (опыты с природными материалами

Урала);

-декоративно-прикладное искусство Урала;

-фотовыставки о жизни группы, детского сада;

-фотоматериалы о семьях детей, семейные газеты, альбомы;

-авторские выставки детского рисунка;

-книги, альбомы о городе, России, Урала.

3. Основные темы проектов перспективного плана были проведены через все виды деятельности:

• игру;

• познавательные виды деятельности;

• продуктивные виды деятельности.

4. Для более полного представления детьми знаний об истории и традициях Урала проводились праздники, развлечения, посиделки, спектакли для детей и родителей. Также во все виды деятельности детей включались игры-драматизации, игры-театрализации, игры-реконструкции, игры путешествия (приложение № 2).

5) Кроме того, в воспитательно-образовательной работе использовались сле-дующие методы:

• целевые прогулки и экскурсии;

• наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь жителей города, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.);

• рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей;

• беседы с детьми о родном городе;

• использование детских художественных произведений, диафильмов, репро-дукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);

• разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

• знакомство детей с декоративной народной росписью;

• наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество;

• привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. д.);

• личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающее активное участие в общественной жизни

После реализации данного проекта была проведена оценка уровня нравственного воспитания детей с использованием диагностической методики Калининой Р. Р. Полученные результаты указывают на существенную разницу итоговой диагностики (приложение № 2) :

• общий уровень нравственного развития детей значительно повысился - на 41%;

• большая часть детей 53% дают чёткую оценку поступкам;

• в поведении детей не обнаруживаются агрессивные реакции при взаимодействии друг с другом, в играх дети уступают друг другу;

• прослеживается положительная направленность в поведении по отношению к близким взрослым и сверстникам;

• дети знакомы и руководствуются нравственными нормами и правилами.

Проведение диагностического исследования показало положительную динамику, по сравнению с данными на начало работы по программе. Установленные в процессе реализации проекта «Уралолюбие» дружеские взаимоотношения, постепенно переходят и в повседневную жизнь; дети стали более внимательны друг к другу, снизился уровень агрессивных проявлений; дети стали более внимательны друг к другу, демонстрируют положительную нравственную направленность в поведении по отношению к близким взрослым и сверстникам, к которым они испытывают симпатию.

На мой взгляд, проведённая работа по нравственному развитию детей дала возможность повысить его уровень, показала пути совершенствования воспита-тельно-образовательной работы с детьми по данной проблеме.

Таким образом, реализация проекта «Уралолюбие» показала свою эффективность.

Но проблема нравственного воспитания является сложной и многоаспектной. В перспективе я планирую продолжение работы по выбранной проблеме. Дальнейшее исследование этой проблемы будет осуществляться в следующих направлениях:

• разработать проекты : «Россия – Родина моя», «Земля – планета, на которой мы живём»

• адаптировать проекты к условиям дошкольного учреждения

Список использованной литературы

1. Алексеева Т., Проскурякова Ю., Игры по краеведению // Обруч, 2003.-№6.-

С. 20-23

2. Воспитание нравственных чувств у дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.

Сада / Р. С. Буре, Г. Н. Година, изд., испр, и доп,- М. : Просвещение, 1989.

3. Калинин Р. Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и

социальное окружение: Автореф. Канд. психол. Наук СПБ, 1999.

4. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия,

игры, упражнения СПб: Изд-во «Речь «, 2001.

5. Нестеренко И. Мини-музей в ДОУ //Обруч, 1997.-№5.- С. 30-32

для студентов педагогических институтов- М, : Просвещение, 1980

6. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей

дошкольника. - М. : Издательский центр «Академия», 1999.

7. Якобсон С., Чернавина С., Верейкина О. Материалы к программе

морального воспитания детей 5-7 лет //Дошкольное воспитание № 4,5,6,

1999.

Публикации по теме:

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Автор публикации:
Проект нравственного воспитания детей «Уралолюбие»
Опубликовано: 20 ноября 2013 в 09:32
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД