Ирина Кувалдина
Проект нравственного воспитания детей «Уралолюбие»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект нравственного воспитания детей «Уралолюбие»
(старший дошкольный возраст).
Проблема нравственного воспитания была и остаётся одной из самых актуальных на всех этапах развития общества.
Основу теоретического изучения проблемы нравственного воспитания заложили положения Е. В. Водовозовой, Л. Воюевой, О. С. Газмана, и других. Данные источники помогли мне всесторонне и достаточно глубоко определить место нравственного воспитания в системе формирования базовой культуры личности ребёнка, подобрать психолого-педагогические условия, способствующие его нравственному развитию.
Публикация «Проект нравственного воспитания детей „Уралолюбие“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Мною была поставлена цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, способствующие нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста, применив метод проектирования.
Для достижения поставленной цели мною был сформулирован комплекс задач:
1. Изучить теоретические основы проблемы нравственного воспитания в психолого-педагогических исследованиях.
2. Определить комплекс психолого-педагогических условий, способст-вующих нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста
3. Подобрать диагностическое сопровождение экспериментального исследования.
4. Проанализировать полученные данные и сделать вывод о влиянии условий на становление нравственности ребенка- дошкольника.
Научная новизна проблемы заключается в следующем:
1. Теоретически обоснована целесообразность применения проектного метода нравственного развития детей дошкольного возраста с учётом возрастных особенностей;
2. Подобраны психолого-педагогические условия, способствующие эффек-тивности воспитательно-образовательной работы с детьми по нравственному воспитанию.
Практическая значимость.
На основе общенаучных принципов разработан проект нравственного развития детей старшего дошкольного возраста, основанный на современных подходах в обучении и воспитании с учётом регионального компонента «Ураловедение».
Теоретическое изучение проблемы позволило мне на практике составить и реализовать проект нравственного воспитания детей «Уралолюбие».
В Концепции краеведческого образования Челябинской области сказано: «на этом этапе невозможна систематическая краеведческая подготовка ребенка. Но целесообразно знакомство с самыми общими, адаптивными к возрасту дошкольника сведениями о крае и ближайшем к ребёнку обжитом пространстве. Такие сведения дошкольник получает в семье и в детском саду. Через детские книги, радио- и телепередачи. В ДОУ ознакомление дошкольника с подобной информацией возможно в игровой форме и форме специальных занятий в зависимости от возраста»
Этапы работы:
На первом этапе проводилось изучение проблемы нравственного воспита-ния, подобрана философская, психолого-педагогическая литература, что позволило сформулировать исходные позиции работы. На этом этапе было проведено обобщение и анализ опыта работы педагогов дошкольных учреждений по проблеме, была определена рабочая гипотеза.
На втором этапе мною разрабатывался комплексный проект нравственного воспитания «Уралолюбие». Были определены цели, задачи и отбор методов работы с детьми, диагностического сопровождения, апробация проекта, анализ результатов.
На третьем этапе - обобщение, систематизация и описание полученных ре-зультатов, внедрение результатов работы в практику дошкольного учреждения.
Осуществление данного проекта проходило через все виды детской деятельности.
Таким образом, была разработан комплексный проект поэтапного воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта : создание психолого-педагогических условий для формирова-ния нравственных качеств с учётом регионального компонента Ураловедения.
Каждый этап работы предусматривает решение определё нных задач:
1. Воспитание нравственных качеств ребёнка старшего дошкольного возраста.
2. Информационно-просветительская работа с родителями.
3. Организация целенаправленной работы с педагогами ДОУ по формированию нравственных качеств детей дошкольного возраста.
I. Первоначально был разработан перспективный план работы в данном на-правлении. (приложение 1)
2. Затем внесены изменения в предметно-развивающую среду ДОУ № 19:
a) оформление интерьера учреждения элементами Уральской тематики : по сказам Бажова;
б) создание экспозиций по темам Краеведения
в) наполнение экспонатами:
• народная утварь, мебель, игрушки и др. ;
• декоративно-прикладное искусство страны и Урала;
• природные богатства и растения Урала (гербарии, открытки);
• карты, гербы, флаги России, Урала, города;
• фотоматериалы, альбомы, книги, брошюры, открытки о городе Коркино;
• мини-музеи – информация о предприятиях города и их продук-ции;
• макеты микрорайона, детского сада;
• библиотека Уральских писателей;
• картинная галерея ;
• альбомы выпускников разных лет;
• народные костюмы;
• аудио- и видеозаписи гимна России, колокольных звонов, песен о родном городе.
г) изменение интерьера группы:
-опытнический центр (опыты с природными материалами
Урала);
-декоративно-прикладное искусство Урала;
-фотовыставки о жизни группы, детского сада;
-фотоматериалы о семьях детей, семейные газеты, альбомы;
-авторские выставки детского рисунка;
-книги, альбомы о городе, России, Урала.
3. Основные темы проектов перспективного плана были проведены через все виды деятельности:
• игру;
• познавательные виды деятельности;
• продуктивные виды деятельности.
4. Для более полного представления детьми знаний об истории и традициях Урала проводились праздники, развлечения, посиделки, спектакли для детей и родителей. Также во все виды деятельности детей включались игры-драматизации, игры-театрализации, игры-реконструкции, игры путешествия (приложение № 2).
5) Кроме того, в воспитательно-образовательной работе использовались сле-дующие методы:
• целевые прогулки и экскурсии;
• наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь жителей города, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.);
• рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей;
• беседы с детьми о родном городе;
• использование детских художественных произведений, диафильмов, репро-дукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);
• разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
• знакомство детей с декоративной народной росписью;
• наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество;
• привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. д.);
• личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающее активное участие в общественной жизни
После реализации данного проекта была проведена оценка уровня нравственного воспитания детей с использованием диагностической методики Калининой Р. Р. Полученные результаты указывают на существенную разницу итоговой диагностики (приложение № 2) :
• общий уровень нравственного развития детей значительно повысился - на 41%;
• большая часть детей 53% дают чёткую оценку поступкам;
• в поведении детей не обнаруживаются агрессивные реакции при взаимодействии друг с другом, в играх дети уступают друг другу;
• прослеживается положительная направленность в поведении по отношению к близким взрослым и сверстникам;
• дети знакомы и руководствуются нравственными нормами и правилами.
Проведение диагностического исследования показало положительную динамику, по сравнению с данными на начало работы по программе. Установленные в процессе реализации проекта «Уралолюбие» дружеские взаимоотношения, постепенно переходят и в повседневную жизнь; дети стали более внимательны друг к другу, снизился уровень агрессивных проявлений; дети стали более внимательны друг к другу, демонстрируют положительную нравственную направленность в поведении по отношению к близким взрослым и сверстникам, к которым они испытывают симпатию.
На мой взгляд, проведённая работа по нравственному развитию детей дала возможность повысить его уровень, показала пути совершенствования воспита-тельно-образовательной работы с детьми по данной проблеме.
Таким образом, реализация проекта «Уралолюбие» показала свою эффективность.
Но проблема нравственного воспитания является сложной и многоаспектной. В перспективе я планирую продолжение работы по выбранной проблеме. Дальнейшее исследование этой проблемы будет осуществляться в следующих направлениях:
• разработать проекты : «Россия – Родина моя», «Земля – планета, на которой мы живём»
• адаптировать проекты к условиям дошкольного учреждения
Список использованной литературы
1. Алексеева Т., Проскурякова Ю., Игры по краеведению // Обруч, 2003.-№6.-
С. 20-23
2. Воспитание нравственных чувств у дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.
Сада / Р. С. Буре, Г. Н. Година, изд., испр, и доп,- М. : Просвещение, 1989.
3. Калинин Р. Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и
социальное окружение: Автореф. Канд. психол. Наук СПБ, 1999.
4. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия,
игры, упражнения СПб: Изд-во «Речь «, 2001.
5. Нестеренко И. Мини-музей в ДОУ //Обруч, 1997.-№5.- С. 30-32
для студентов педагогических институтов- М, : Просвещение, 1980
6. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей
дошкольника. - М. : Издательский центр «Академия», 1999.
7. Якобсон С., Чернавина С., Верейкина О. Материалы к программе
морального воспитания детей 5-7 лет //Дошкольное воспитание № 4,5,6,
1999.