Ольга Антропова
Проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: В современном мире все больший интерес детей, в том числе и дошкольников, привлекают компьютерные игры, приставки, телефоны и прочие устройства. А все меньше интересует детей природные явления, процессы, взаимосвязи. Часто дети не имеют элементарных представлений, откуда появляются фрукты, овощи и другие продукты в магазине. Взрослые (родители) из-за своей «загруженности», незнания или неумения не могут или не считают важным донести до детей цикл развития растений от «семени к плоду». Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Ребенок-дошкольник - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду.
Публикация «Проект „Огород на окне“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Вид проекта : творческо-исследовательский.
Продолжительность: 2 месяца.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, педагоги.
Проект разработан и реализован с учетом ФГОС (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие).
Цель: Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, а также обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за ними.
Задачи:
1) Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи через следующие объекты познания: природы и трудовой деятельности, сформировать устойчивый интерес к семенам и растениям, закрепить знания детей о развитии растений на разных этапах.
2) Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении; учить классифицировать предметы по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты; формировать представление о стадиях развития растения из семени; закрепить полученные знания об условиях развития растений. Продолжать развивать у детей навыки свободного общения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.
3) Формировать у детей основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности и здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, при формировании полезных привычек и др.).
4) Воспитывать эстетический вкус при оформлении зарисовок, дневников
наблюдений, инвентаря, материалов и «мира» огорода в целом.
Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтение художественной литературы.
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся с культурными растениями. С помощью опытнической работы дети получат знания о необходимых условиях для роста растений. С помощью исследовательской работы дети смогут выявить многообразие и разнообразие посевного материала. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру. У детей сформируется уважительное отношение к труду. Создание в группе «огорода на подоконнике». Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Исследовательский этап: проведение запланированных мероприятий для реализации проекта : беседы, посев семян, опыты, эксперименты, уход и наблюдение за растениями, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы.
Заключительный этап: подведение итогов, оформление выставки детских рисунков «От семечки к ростку». Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Пополнение дидактической базы.
План реализации проекта
№
Мероприятия
Цели
Ответственные
Сроки
реализации
1 этап – подготовительный
1. Беседа с родителями на тему «Огород на окне». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатели 3 неделя
февраля
2. Подбор наглядно-дидактических пособий,
демонстрационного
материала, природного
материала,
художественной и
научной литературы,
приобретение
необходимого
оборудования. Создать условия
для реализации
проекта «Огород
на окне».
Воспитатели и родители
4 неделя
февраля
3. Изготовление табличек с картинками и названиями
растений. Создать
эстетический вид
посадкам. Воспитатели и дети 4 неделя
февраля
2 этап – исследовательский
1. Рассматривание
иллюстраций, картин с изображением овощей, сравнение их по цвету, форме, размеру. Вызвать интерес
к растениям,
желание
заботиться о них,
углублять и
расширять
знания о видах
растений и о многообразии
семян. Воспитатели и дети В течение всего этапа
2. Рассматривание овощных и цветочных семян через лупу. Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное.
С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам. Воспитатели 1 неделя
марта
3. Практическая
деятельность: посадка овощных культур. Вызвать интерес
к выращиванию
огородной
культуры. Воспитатели 1 неделя
марта
4. Опытно-
экспериментальная
деятельность: «Строение растений», «Условия,
необходимые для жизни растений»,
«Размножение, рост,
развитие растений». Продолжать
учить детей
правильно
строить суждения и делать выводы о
создании благоприятных условий (воды,
света, тепла). Воспитатели и дети 1-4 неделя
марта
5. Трудовая деятельность
(наблюдение, уход за растениями). Учить детей
замечать
изменения,
которые
происходят у
растений,
продолжать
обучать детей
правильным
навыкам работы
по уходу за растениями. Воспитатели и дети В течение всего этапа
6. Наглядно-
исследовательская
деятельность с детьми: «В мире овощей», «Все
начинается с семечка»,
«Посев семян», «Первые всходы». Пополнить
знания детей,
учить детей
сравнивать,
сопоставлять,
находить причинно-
следственные
связи. Воспитатели и дети В течение всего проекта
7. Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Овощной магазин», «Вершки и корешки», «Из какого семени плод?», «Что сначала, что потом?».
Подвижные игры: «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород». Учить детей
играть в игру,
соблюдая все ее
правила. Воспитатели и дети В течение всего
проекта
7. Разучивание с детьми стихов, загадок об овощах. Обогащение
словарного
запаса, учить
детей
выразительно и
эмоционально
рассказывать
стихи. Воспитатели и дети В течение всего проекта
8. Беседы о том, как
выращивают овощи на огороде. Закрепить знания
детей о процессе
развития растений. Воспитатели В течение всего этапа
9. Художественное творчество (лепка) на тему «Овощи».
Продолжать лепить с натуры знакомые предметы (овощи, передавая их характер особенности). Воспитатели
1-я неделя
апреля
10. Художественное творчество (рисование) на тему «Витамины для здоровья».
Познакомить со значением овощей в жизни человека. Воспитатели
2-я неделя
апреля
3 этап – заключительный
1. Обработка и оформление
материалов проекта в виде презентации. Создание учебно-дидактической
базы для дальнейшего
использования в работе. Воспитатели 3 неделя
апреля
2. Оформление выставки совместного творчества рисунков детей и родителей на тему «От семечки к ростку», фотовыставки на тему «Чудо на окне». Презентация
итогов работы
через рисунки
детей и фотографии. Воспитатели, дети, родители 3 неделя
апреля
3. Подбор стихотворений и загадок об овощах. Создание альбома «Стихи и загадки об овощах», представление полученных знаний. Воспитатели, дети, родители 3 неделя
апреля
4. Пополнение
дидактической базы
группы. Систематизация
дидактического
материала. Воспитатели и родители 3 неделя
апреля
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие
результаты:
- Дети познакомились с культурными растениями.
- У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
- В результате практической и опытнической деятельности дети узнали о необходимых условиях роста и развития растений.
- Дети познакомились с многообразием посевного материала.
- Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
- В группе был создан «Огород на окне».
- Дети стали более уважительно относиться к труду и результатам труда.
- Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Приложение 1
Загадки и стихи об овощах
У ворот шумит народ.
Где тут зимний огород?
Говорят, что там растет.
Огуречная рассада.
И укропчик и лучок.
Смотрят все на огород,
И уходят, открыв рот.
Знают точно все ребятки:
Лук, морковь растут на грядке.
Овощи для всех важны –
И полезны, и вкусны!
На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный.
Ответ (Огурец)
Растет на грядке,
Зелененький, овальный
И очень вкусный.
Его можно солить
И делать из него салат.
Ответ (Огурец)
Летом — в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою—в бочке,
Желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?.
(Огурцы)
Без окон, без дверей
Полна горница людей.
(Семена в огурце)
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
Ответ (Горох)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
Ответ (Лук)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
Ответ (Помидоры)
Золотая голова — велика, тяжела.
Золотая голова — отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
Ответ (Тыква)
Щёки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
Ответ (Редиска)
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
тот слезы проливает.
Ответ (Лук)
Заставит плакать
Всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а
Ответ (Лук)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
И зелен, и густ, на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом …
Ответ (Картошка)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь — очень гладкая,
На вкус — как сахар сладкая.
Ответ (Морковь)
Растет на грядке оранжевая,
Сладкая; зайчики ее очень любят.
Ответ (Морковь)
Расту в земле
На грядке я,
Красная, длинная,
сладкая.
(Морковь)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
Красная девица
Сидит в темнице.
А коса на улице.
(Морковь)
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка.
Ответ (Капуста)
Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста?
Если я – …
(Капуста)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
(Капуста)
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
Ответ (Репка)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? …
Ответ (Свекла)
Красные сапожки
В земле и в лукошке.
(Свекла)
Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло.
(Свекла)
Посреди двора
Золотая голова.
(Подсолнух)
Повернулось к солнцу
Золотое донце.
(Подсолнух)
Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат.
(Подсолнух)