Папки-передвижки

Проект «Организация клуба для родителей как форма взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников»

Наталья Евстифеева
Проект «Организация клуба для родителей как форма взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Обоснование актуальности проекта.

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала, как бы изолировано от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развитие детей, которые поступали в общественные учреждения. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Публикация «Проект „Организация клуба для родителей как форма взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников“» размещена в разделах

Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад — два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка социальным опытом. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой, сложный мир. Именно поэтому в настоящее время взаимодействие педагогов и родителей рассматривается как органичная часть образовательного процесса ДОУ, без которой невозможно решать задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п. 1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений родителей и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения, поэтому действия педагогов должны основываться на интересах и запросах семьи. В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие ребенка, родителя, педагога, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направленно на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение родителям воспитанников знаний, формирование у них педагогических умений и навыков, рефлексивного отношения к себе как к воспитывающим взрослым.

Решением данной проблемы, может быть создание единого образовательного пространства детского сада и семьи, в рамках которого реализуется одно из важнейших направлений работы в системе «педагог – ребенок - родитель».

Именно по этой причине в нашем образовательном учреждении педагоги ориентированы на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции. Необходимо изменить существующую практику взаимодействия с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи ее традиций и опыта.

Таким образом, для углубления и расширения работы с семьями воспитанников, для изменения ее содержания необходимо более широкое применение нетрадиционных методов взаимодействия. Ограничиваться пропагандой психологических и педагогических знаний, когда родители выступают только в качестве её пассивных адресатов, сегодня нельзя. Именно поэтому у нас возникла идея сделать одной из основных форм постоянных контактов с семьями наших воспитанников клуб для родителей.

2. Цель и задачи проекта.

Цель проекта:

создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями, решениями конкретных воспитательно-образовательных задач посредством организации клуба для родителей.

Задачи:

1) повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития и обучения детей дошкольного возраста;

2) установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса;

3) повысить степень осознанности родителями своих прав и обязанностей по отношению к своему ребенку;

4) создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;

5) приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

6) выявлять, транслировать и пропагандировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;

7) развивать у родителей способности к рефлексии собственных возможностей в организации продуктивного воспитательного воздействия на детей.

3. Участники проекта:

- администрация МБДОУ ДС … – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно-методическое оснащение;

- педагоги и специалисты МБДОУ ДС … – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;

- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, приобщаются к участию в жизни детского сада, обмениваются опытом семейного воспитания;

- дети – участвуют в совместных мероприятиях.

4. Описание проекта.

Тип проекта: педагогический, долгосрочный, практический.

Срок реализация проекта: с сентября 2020 г. по май 2022 г.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь-октябрь 2020 г.

Цель - определение целей и форм и методов взаимодействия между участниками проекта.

2 этап – основной; срок реализации - ноябрь 2020 г. – март 2022 г.

Цель - создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей посредством организации родительского клуба.

3 этап – заключительный; срок реализации – апрель-май 2022 г.

Цель – подведение итогов реализации проекта.

Принципы реализации проекта:

- доверительность отношений - этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность воспитателей и специалистов, их умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания;

- личностная заинтересованность родителей - определяя этот принцип мы исходим из постулата педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться», т. е. в своем педагогическом образовании (просвещении) родители должны увидеть личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, подвижной и прогностичной;

- подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия - во-первых, определяя содержание, формы работы с родителями, необходимо исходить из того факта, что именно последние для нас являются социальными заказчиками, во-вторых, они для нас не ученики, а партнеры, и мы им помогаем, а не учим воспитывать их собственных детей и то, что мы им предлагаем должно быть интересно и полезно;

- утверждение их самоценности - только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность - этот принцип, во-первых, предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости, права на ошибки и заблуждения, во-вторых, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки; в-третьих, создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности;

- эмансипация родителей - этот принцип предполагает, во-первых, освобождение родителей от прежних взглядов, установок на воспитание и самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать помогать, поведением которого надо руководить, во-вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в. конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.

Основные методы:

Метод педагогической рефлексии. Анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. В качестве домашнего задания родителям будет предложено проанализировать существующую ситуацию и поделиться положительным опытом. Анализ ситуации поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Способ решения педагогических задач способствует формированию у родителей умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления.

Метод анализа. Основным методом формирования родителя как педагога - является анализ их собственной воспитательной деятельности, способствующей развитию самонаблюдения и самооценки. Все это формирует родительскую позицию, повышает активность участников клуба, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его.

Метод игрового моделирования. В игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком, не только словесную, но и эмоциональную. Родители, из «зрителей» и «наблюдателей», становятся активными участниками встреч, вовлекаются в исследования собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентным в семейном воспитании.

Метод беседы. Беседа является одним из основных методов работы клуба. Беседа за чашкой чая, легкий музыкальный фон, атмосфера игр, все это должно оказывать содействие эмоциональному раскрепощению родителей, дающему возможность, открыто высказывать собственное мнение делиться успехами и трудностями семейного воспитания.

«Мозговой штурм». Строится на коллективной мыслительной деятельности, позволяющей достичь большего взаимопонимания, объединить целую группу людей.

«Список прилагательных и определений». Этот метод помогает с помощью прилагательных определить различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются характеристики-прилагательные. Затем каждая из них рассматривается и обсуждается в отдельности. В итоге появляются варианты, с помощью которых можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, на коллективное обсуждение выносится вопрос: «Каким вы хотите увидеть вашего ребёнка на пороге школы?». Родители перечисляют импонирующие их взглядам качества-прилагательные, а затем совместно приходят к выводу о том, какими путями и методами можно достичь желаемого результата.

«Ассоциации». На листе бумаги рисуется символ, отражающий определённую проблему или её существенный момент, к примеру, при рассмотрении вопроса о причине агрессии. Затем по ассоциации изображаются другие символы, пока не будет найдена подходящая идея решения проблемы.

«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована конкретная проблема и даётся информация или рекомендации о путях её решения. Родители, независимо друг от друга, определяют наиболее важные, на их взгляд, и заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу-психологу, он анализирует их и проводит обсуждение в группе.

«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых: кто, что, где, чем, как, когда, зачем? Если совместить их между собой по два, то получится 21 нестандартный и зачастую смешной вопрос. Последовательно вытягивая карточки с такими смешанными вопросами и отвечая на них, родители высказывают свой взгляд на проблему, предлагают такие же нестандартные пути её решения.

Совместная деятельность. Совместно выполнение заданий сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.

Формы работы:

1. Информационно-аналитические.

• Анкеты, опросы.

• «Почтовый ящик».

• Индивидуальные блокноты.

2. Познавательные.

• Семинары-практикумы.

• Тренинги.

• Встречи с интересными людьми.

• Педагогические чтения.

• Педагогическая гостиная.

• Игры с педагогическим содержанием.

• Акции.

• Ролевые, имитационные и деловые игры.

3. Досуговые.

• Совместные досуги, праздники, развлечения.

• Выставки работ.

• Походы «выходного дня».

• Совместные просмотры.

4. Наглядно-информационные.

• Информационные буклеты и проспекты для родителей.

• Выпуск стенгазет.

• Открытые просмотры занятий.

• Организация мини-библиотеки.

5. Рабочий план реализации проекта.

I. Подготовительный этап.

1. Анкетирование родителей «Диагностика потребностей и уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников». Обобщение результатов анкетирования, формирование социального запроса. Ответственные: педагог-психолог, зам. зав. по ВМР

2. Изучение опыта работы детских садов по вопросам организации родительских клубов. Обобщение изученного опыта. Ответственные: педагог-психолог, зам. зав. по ВМР

3. Сбор сведений о семьях воспитанников ДОУ, нуждающихся в педагогической поддержке. Создание картотеки семей, нуждающихся в педагогической поддержке. Ответственные: педагог-психолог

4. Заседание творческой группы. План внедрения проекта, темы заседаний клуба. Ответственные: зам. зав. по ВМР

5. Подготовка нормативной базы для реализации проекта. Положение о создании родительского клуба. Ответственные: зам. зав. по ВМР

II. Основной этап.

6. Презентация клуба для родителей «Лабиринты воспитания». Создание основного состава клуба. Ответственные: педагог-психолог, зам. зав. по ВМР

7. Проведение заседаний клуба по определенной тематике 1-2 раза в месяц. Ответственные: участники творческой группы

8. Выпуск стенгазеты «Лабиринты воспитания» по итогам заседания клуба. Ответственные: участники творческой группы

9. Создание презентаций по итогам совместных мероприятий. Ответственные: участники творческой группы

10. Создание и регулярное обновление информационной рубрики «Родительский клуб» на официальном сайте МБДОУ. Пополнение сайта информационными материалами. Ответственные: педагог-психолог, зам. зав. по ВМР

11. Составление картотек для родителей в течение реализации проекта. Взаимообогащение педагогического опыта и мастерства. Ответственные: участники творческой группы

12. Участие в общегородских мероприятиях для семей с детьми. Ответственные: педагог-психолог, зам. зав. по ВМР

13. Создание тематических памяток и буклетов для родителей. Педагогическое просвещение родителей по обсуждаемым темам. Ответственные: участники творческой группы

14. Совместные досуги, праздники, развлечения. Совместный отдых участников проекта. Ответственные: участники творческой группы

15. Тематические выставки. Демонстрация достижений участников проекта. Ответственные: участники творческой группы

16. День открытых дверей 1-2 раза в год. Открытое занятие клуба, привлечение новых членов. Ответственные: участники творческой группы

III. Заключительный этап.

17. Анкетирование родителей «Диагностика потребностей и уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников». Обобщение результатов анкетирования. Ответственные: педагог-психолог, зам. зав. по ВМР

18. Заседание творческой группы. Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. Ответственные: педагог-психолог, зам. зав. по ВМР

19. Рассмотрение результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете. Определение перспектив клубной работы в рамках сотрудничества с родителями. Ответственные: педагог-психолог, зам. зав. по ВМР

20. Создание презентации по итогам реализации проекта. Обобщение опыта работы. Ответственные: участники творческой группы

6. Предполагаемые результаты:

• повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи,

• формирование мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, к участию в образовательном процессе МБДОУ,

• установление единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом и семьей,

• открытость и доступность деятельности ДОУ для родителей и общественности.

7. Критерии эффективности:

- рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий;

- согласованность действий педагогов и родителей;

- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;

- заинтересованность родителей;

- положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.

8. Риски:

- трудность привлечения родителей, особенно из проблемных семей, к сотрудничеству с образовательной организацией, к участию в мероприятиях ДОУ;

- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта;

- нежелание родителей брать на себя ответственность за воспитание детей.

9. Перспектива дальнейшего развития проекта.

Опыт деятельности МБДОУ ДС … по созданию клуба для родителей может быть рекомендован для работы в других дошкольных образовательных учреждениях.

Публикации по теме:

Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель»Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Мини-музей как форма сотрудничества с семьями воспитанников и организация НОД с детьми Мини-музей как форма сотрудничества с семьями воспитанников и организации НОД с детьми. Подготовила воспитатель: Людмила Федоровна Сучкова.

План взаимодействия с семьями воспитанников второй младшей группы План взаимодействия с семьями воспитанников 2 младшей группы Цель: вовлечение максимального числа родителей в образовательный процесс, осуществляемый.

План взаимодействия с семьями воспитанников на 2 полугодие в разновозрастной группе Предлагаю вашему вниманию план взаимодействия с семьями воспитанников на 2 полугодие в нашей разновозрастной группе "Лучик".Январь( 2-я.

План взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группыПлан взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группы СЕНТЯБРЬ1. Групповое родительское собрание «Готовимся вместе к школе». Цель:знакомство родителей с задачами воспитания и обучения детей.

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Трудовые взаимодействия с семьями воспитанников группы раннего развитияТрудовые взаимодействия с семьями воспитанников группы раннего развития Трудовые или хозяйственные взаимодействия с семьями воспитанников детского сада в условиях реализации ФГОС ДОО. В соответствии с законом.

Выставка совместного творчества — эффективная форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанниковВыставка совместного творчества — эффективная форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанников Выставка семейного творчества – традиционное мероприятие в детских садах. Во-первых, выставки – это не самоцель. В группе используются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Организация клуба для родителей как форма взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников»
Опубликовано: 13 августа 2022 в 10:39
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Организация клуба для родителей как форма взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Евстифеева (УИ 610223) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД