Лучший педагог года

Проект «От зерна до каравая»

галина кобзева
Проект «От зерна до каравая»

«От зерна до каравая»

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой главной святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

«Хлеб всему голова -

В поле, в доме, в державе!

Актуальность проекта :

Публикация «Проект „От зерна до каравая“» размещена в разделах

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Также проект ставит перед собой задачу: познакомить детей с людьми разных профессий, связанных с производством хлеба.

Кроме этого проект призван обратить внимание на то, какими усилиями появился хлеб на нашем столе. Воспитать бережное отношение к хлебу.

Надеюсь, что этот проект позволит сблизить детей и родителей в процессе подготовки домашнего задания.

Проект исследовательский, творческий.

Цель проекта : изучение и повышение уровня знаний и представлений детей о ценности хлеба.

Объект: развитие познавательной активности и патриотического воспитания детей.

Задачи:

- сформировать систему знаний о приготовлении хлеба, дать представления о том, как выращивают хлеб;

- познакомить с последовательностью трудовых действий, народными традициями;

- приобщать детей к родной культуре;

- развивать чувство патриотизма к своей стране, краю, народу;

- учить ценить и любить нелегкий труд людей хлеборобов;

- развивать умственные способности, художественно-творческие

способности, печь.

- приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия

Предусматриваются следующие этапы реализации проекта :

Начальный:

- определение целей, постановка задач проекта;

- изучение методической литературы по проблеме;

- диагностическое исследование проблемы.

Продуктивный:

-планирование и осуществление совместной и самостоятельной деятельности участников проекта.

Результативный:

-проведение сравнительно диагностического исследования уровня знаний и представлений детей старшего возраста о ценности хлеба.

-анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы

Перспективный:

-обобщение опыта, планирование и диагностирование дальнейшей работы.

-разработка методических рекомендаций для воспитателей по теме проекта.

Ожидаемые результаты проекта :

со стороны детей:

-сформируются понимание. важность и уважение к труду хлебороба;

-расширится кругозор детей о злаковых культурах, о ценности и пользе хлеба;

-повысится потребность применять трудовые навыки на практике

-дети познакомятся с процессом получения хлеба от зернышка до каравая.

со стороны родителей:

-сформируется понимание необходимости создания условий для развития познавательной деятельности детей;

со стороны педагогов:

-возможность использования данного проекта в работе педагогов МДОУ

Участники проекта : дети 5-6 лет, педагоги, родители воспитанников.

Место проведения: детский сад «Звездочка», ул. Коминтерна д. 1.

Продолжительность: среднесрочный 2014 учебный год.

Реализация проекта предполагается в нескольких направлениях:

1. С детьми намечена следующая работа:

-диагностика детей для выявления знаний по теме проекта;

-непосредственная образовательная деятельность воспитателя с детьми;

-совместная и самостоятельная деятельность детей;

- игры;

-праздники и развлечения;

- пересказывание сказок;

-театрализованные представления.

2. С родителями намечена следующая работа:

-подготовка рекомендаций для родителей «Как научить ребенка бережно относиться к хлебу»;

-проведения конкурса «За самоваром» на лучшую выпечку или блюдо, приготовленное родителями;

-организация и проведение конкурса поделок из соленого теста «Папа, мама, я – творческая семья», выполненных совместно родителями и детьми;

- выпуск буклета «Как организовать занятия с детьми по тестопластике в домашних условиях» с рекомендациями для родителей.

3. С педагогами намечена следующая работа:

-памятки;

-обмен опытом в виде просмотра проекта.

Перспективное планирование детских видов деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная Подвижные игры:

«Калачи»;

«Воришки-воробьишки»

«Принеси колосок»

«Колоски, колоски, соберитесь во снопки»(по названному числу»

Физкультминутки:

«Каравай»

«Едем в поле»

«Вырастай колосок»

Пальчиковая гимнастика :

«Месим тесто»

«Колосок»

«Поможем бабушке»

«Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»

«Дом, который построил Джек»

«Гуси, гуси»

Игровая деятельность Словесная игра: «Узнай по описанию»

«Назови разные блюда из круп»

«Вершки и корешки»

Дидактическая игра:

«Найди лишние продукты»

«Сложи правильно»

«Золушка» - посчитать зерна, выложить из них цифры.

«Что в поле растет» - лото

«Почемучка»

«Угадай, что в мешочке»

«Разложи по порядку»

«Сложи колосок»

«Чем пахнет магазин»

«Угадай на вкус»

«От зернышка до каравая»

Сюжетно-ролевая игра:

«Хлебозавод»

«Семья»

«Пекари»

«Магазин»

«Булочная»

Продуктивная деятельность 1. Лепка детьми хлебобулочных изделий из соленого теста, оформление готовых изделий, раскладывание их на одноразовые тарелочки

2. Выкладывание орнамента из круп, зерен

3. Рисование:

«Золотая нива»

«Украшаем каравай»

«Откуда хлеб пришел»

4. Аппликация:

«Колоски в вазе»

«Вкусное пирожное»

5. Рассматривание иллюстраций. Репродукций с картин известных художников с изображением уборки зерна и выпечки хлеба

И Шишкин «Рожь»,

И Машкова «Снедь Московская. Хлеба»

6. Составление коллажа «Берегите хлеб»

7. Изготовление корон для девочек «Золотая рожь»

Коммуникативная Отгадывание и составление загадок:(смотри в приложении)

Беседы о хлебе:

«Как превратить зерно в муку»

«Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»

«Пшеница»

«Рожь»

«Овес»

«Военный хлеб»

«Почему нужно беречь хлеб?»

«Умные машины работают дружно»

«Кто помогает хлеборобам заботиться о хлебе?»- показать значимость и других профессий

Рассматривание тематических альбомов, слайдов, иллюстраций о хлебе и беседа по содержанию

Ситуативный разговор:

«Как и какие твоя бабушка печет пироги, блины»

«Что делать, если хлеб высох»

«Как разделить угощение?»

Чтение художественной литературы Сказки:

«Крупеничка»

«Колосок»

«Петушок- золотой гребешок и чудо меленка»

«Сказка о пшеничном зернышке»

«Сказка про чудесное зернышко»

«Легкий хлеб»

«Мальчик с пальчик»

«Мужик и медведь»

«Петушок и два мышонка»

Рассказы

С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый…»

К. Паустовского «Теплый хлеб» «Дом зерна»

А Толстой «три калача и баранка»

Э Шим «Хлеб»

Я Ким «Хлеб ржаной»

А Прокофьев «Каравай»

Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»,

В Крупин «Отцовское поле»

Ю. Ванаг «Хлеб,заработанный своими руками»,

А. Букалов «Как машины хлеб берегут»,

Дацкевич «От зерна до каравая»,

Заучивание стихотворений:

В. Данько «Откуда хлеб пришел»

В Степанов «Полюшко-поле»

П Руденко «Хлеб»

Заучивание пословиц и поговорок:

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

«Хвала рукам, что пахнут хлебом»

«Что летом уродится, все зимой пригодится»

«Хочешь есть калачи, не лежи на печи»

«Не велик кусок пирога, а стоит много труда»

«И обед не в обед, коли хлеба нет»

«Ржаной хлебушко, калачам дедушка»

«Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной» и другие.

Просмотр мультфильма «Берегите хлеб»

Знакомство с закличками, потешками

Познавательно-исследовательская деятельность 1. Наблюдение за тем, как температура влияет на поднятие теста, а затем изучаем и пробуем на вкус получившееся булочки.

-Рассматривание и сравнение зерен (рожь, пшеница, ячмень, овес)

-Наблюдение «Здравствуй,росток!»- вызывать интерес к тому, что в земле все семена и зерна дают ростки.

-Проверка зерна на зрелость (наблюдение(1- по цвету колосков,2-если колосок потереть в ладошке и он упадет -значит зерно созрело)

-Подсчет зерен для высевания: из расчета 10 зерен на горшочек

2. НОД по познанию

«Откуда хлеб пришел?»

«Как мы будем беречь хлеб?»

«Хлеб – всему голова»

«В каждой крошке хлеба – труд»

«Пекарь, кондитер – кто это?»

«С помощью каких орудий труда растили хлеб в старину»(серп, коса, соха, борона)

3. Презентация

«Любимые русские пироги»(кулебяки, расстегаи, курники, рыбники и другие)

4. Экскурсии:

-на хлебозавод

-в хлебный магазин

- на кухню

5. Коллекционирование фотографий с различными видами хлебобулочных изделий

6. Подбор экспонатов к мини-музею «Хлеб- всему голова»

Трудовая Посев семян 3-х зерновых культур (пшеница, рожь, овес»

Полив, прополка.

Измельчение зерен в муку в кофемолке

Замешивание теста.

Обмолотить зерно, провеять

Здоровье Беседы о пользе хлеба, о бережном отношении к нему

«Бывает ли хлеб опасным?» (от неправильного хранения)

«Почему нельзя есть много пирогов, тортов, пирожных?»

«Что такое диета?»

Музыкальная деятельность Хороводные игры:

«Каравай»

«Земелюшка - чернозем»

«Урожай у нас хорош»

«Если нравится тебе, то делай так»

«Чик и Брик»

«Бояре, а мы к вам пришли»

«На чем весна пришла?»

Прослушивание и разучивание песен о хлебе.

Практическая значимость проекта.

1. Расширение интеграции игровой, познавательно – исследовательской, коммуникативной деятельности детей.

2. Дальнейшее обогащение предметно – развивающей среды группы с учётом различия познавательных интересов детей и их культурно – образовательного опыта.

3. Активизация сотрудничества с родителями, направленного на создание единого пространства развития ребёнка.

4. Возможность использования данного проекта другими педагогами.

Заключение

Я уверена, что теперь дети знают, откуда берётся хлеб. как его сеют, убирают и пекут, знают, сколько труда вкладывают люди: трактористы, комбайнеры, учёные, пекари, -чтобы утром, когда они проснутся, на столе всегда лежала свежая булка или каравай.

Список использованной литературы

1. «Мы» Программа экологического образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: «Детство-Пресс», 2000.- 240с.

2. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 144с.

3. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах) : Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л. А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.

4. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м. : ТЦ Сфера, 2012. - 80с.

5. Шорыгина Т. А. Злаки. какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2003. -48с

6. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. - М. :УЦ Перспектива, 2011. - 52с.

Публикации по теме:

Конспект исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «От зёрнышка до каравая» Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, продуктивная, познавательно-исследовательская. Цель: создать условия.

Мини-музей «От зерна до каравая»Мини-музей «От зерна до каравая» В ноябре 2014 года ребята средней группы вместе с воспитателем организовали в группе мини-музей "От зерна до каравая", целью которого было.

Проект «Я пою» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №25» по развитию вокально-певческих.

Проект «Мир профессий!» Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели). Тип проекта : познавательно – информационный. Объект исследования: профессии. Участники.

Проект «Мир эмоций» Пришла однажды за сыном в школу раньше времени. Ждала, когда их класс отпустят с занятий. Рядом сидели мальчишки из другого класса. У каждого.

Проект «Моя семья» Проект «Моя семья» Тип проекта: познавательно-воспитательный, творческий. Цель проекта. Воспитание чувства привязанности и любви к своим.

Проект по ПДД «Детям знать положено!» Проект в средней группе «Гномики» «Детям знать положено!» Тематика проекта: информационный. Продолжительность проекта: однодневный.

Проект «Свеча» Вид проекта : Познавательно-исследовательский. Участники проекта : -дети старшей группы №5 -родители -воспитатели: Курашкина Н. В. Княжеченко.

Социальный краткосрочный проект проект: «Во имя жизни» Краткосрочный проект : "Во имя жизни" в подготовительной группе I Этап Актуальность. Приближение празднования "Дня Победы" Цель. Расширить.

Занятие по экспериментированию «Кофейные зерна» Цели: рассказать об истории появления кофе, учить детей логически мыслить, делать выводы. Сегодня мы с вами поговорим о кофе, для начало.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «От зерна до каравая»
Опубликовано: 9 ноября 2015 в 10:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД