Евгения Докунова
Проект «Ознакомление с историей, традициями и достопримечательностями малой Родины»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из важнейших задач современного общества – патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, т. к. это период становления личности. Именно в этот период закладываются нравственные основы будущего гражданина.
Публикация «Проект „Ознакомление с историей, традициями и достопримечательностями малой Родины“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
Патриотизм (греч. - земляк, соотечественник; любовь к родине) – глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать её.
Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становление его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организм его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями.
Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района, звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыхания травы, смены времени года и связанных с этим изменений оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания, приобретает все большее значение национально-региональный компонент. И это правильно т. к. воспитывается любовь к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос: с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт, а это позволяет формировать у дошкольника представление о том, чем славен родной край: своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Формировать в ребенке чувства хозяина – человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордиться достижениями своего края, любит труд и уважает людей труда, с уважением относиться к традициям своего народа, проявляет интерес к общественной жизни.
Сейчас наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще в детские души вторгается телевидение, компьютеры. Произошла смена кумиров, в качестве образца предлагается не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. Именно в дошкольном возрасте происходит воспитание патриотизма в детях в тесном контакте с семьёй. Но утрачиваются прежние традиции, а новые еще не успели сформироваться. Углубляется кризис в духовной сфере.
Необходимо повысить интерес к устному народному творчеству, чтобы дети больше использовали в своей речи пословицы, поговорки; в сюжетно ролевых играх – потешки; при организации игр использовали считалки; играли в народные игры-забавы. При этом у детей обогащается и развивается речь, они становятся раскрепощенней, активней, в большей степени появляется уважение к взрослым. Улучшатся взаимоотношения: в семье, с друзьями, между соседями, с чужими людьми. Станут особые, внимательные, доброжелательные отношения между близкими людьми в семье. Дети будут уступать, пропускать, будут вежливыми, больше улыбаться, не ссориться, помогать друг другу. Уметь откликнуться на боль своих друзей, помочь, чем можешь, беречь друг друга.
Актуальность проблемы позволила нам определиться с выбором темы исследовательского проекта : «Исследовательский проект как средство приобщения старших дошкольников к историко-культурным традициям малой Родины».
Объектом исследования является педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения, направленный на ознакомление старших дошкольников с историко-культурными традициями малой Родины, а предметом исследования – работа над исследовательскими проектами детей старшего дошкольного возраста, связанными с историко-культурными традициями малой Родины.