Алла Сюткина
Проект по финансовой грамотности «Деньги. Первые уроки тётушки Совы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Деньги – великий воспитатель, так как они позволяютвоспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно»А. С. Макаренко
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. В связи с этим в качестве одного из компонентов общей культуры личности особое значение занимает формирование элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста.
Публикация «Проект по финансовой грамотности „Деньги, Первые уроки тётушки Совы“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Сова. Проекты для детей
- Финансовая грамотность для школьников
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Актуальность: На жизнь многих детей деньги начинают оказывать влияние до того, как те научаться их считать. Ребенок подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции, широко пропагандирующие индустрию развлечений, целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы перед магазином игрушек, попытки выманить, любой ценой желаемый объект… Этого можно было бы избежать, если бы с детства ребенок получал элементарные представления о доходах и расходах семьи, о зарплате родителей. Следовательно, необходимо уже с дошкольного возраста начать работу, как в семье, так и в детском саду по воспитанию у детей правильного отношения к явлению «деньги», уточнению знаний и представлений детей о происхождении денег, их связи с трудом. Задача взрослых не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т. е. воспитать экономиста.
С чем и связана актуальность разработки познавательного проекта «Деньги. Первые уроки тётушки Совы»
Гипотеза: Если в детском саду будут созданы условия для изучения финансовой грамотности дошкольников, то дети научатся понимать смысл денег и бережно к ним относиться.
Проблема: дети старшей группы понимают,что деньги нужны для того, чтоб что-то купить, но реальную природу денегони недопонимают, а именно, связи между работой и заработком,затратами и сбережениями; на какие цели расходуются деньги в семье.
Пути решения проблемы:
Что мы знаем о деньгах?
-Деньги зарабатывают родители.
-Деньги бывают разные (металлические и бумажные).
-Деньгами расплачиваются в магазине.
Что мы хотели бы узнать?
-Что такое деньги?
-Какие раньше были деньги?
-Откуда ещё берутся деньги?
-Зачем деньги ещё нужны?
-Как можно накопить деньги?
-Интересные факты о деньгах
Где мы можем узнать?
-Рассказ родителей и других взрослых.
-В библиотеке (научно-популярная, энциклопедическая литература).
-В музее.
-В интернете.
-Просмотр телепередач и обучающих мультфильмов.
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
-Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар т. д).
-Дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
-Родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
-Дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблеме;
-Педагоги получат систему работы по формированию экономического опыта детей.
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Задачи:
1. Создать условия для формирования элементарных знаний у детей.
2. Дать простые экономические знания.
3. Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
4. Учить детей, как обращаться с деньгами : накапливать, тратить, вкладывать.
5. Развивать познавательный интерес дошкольников к вопросам финансовой грамотности применению этих знаний на практике.
6. Повышать обоснованность финансовых решений, принимаемых при планировании семейных бюджетов.
Этапы проекта
1 этап - подготовительный
-Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
-Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Первые уроки тётушки Совы».
-Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике. Л. Толстой «Золотой ключик»,»Муха-Цокотуха»,Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»,С. Михалков «Как старик корову продавал»,А. Пушкин «Сказка о Попе и работнике его Балде» ,Али-Баба и сорок разбойников»
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
-Подбор серий мультфильмов «Азбука денег тётушки Совы»
-Народный фольклор о деньгах (приметы, пословицы и поговорки)
2этап – Основной
1день : Тема:«Что такое деньги?»
1. НОД «Знакомство с деньгами»
2. Мультфильмы «Азбука денег тётушки Совы» «История денег» Альманах
3. П/И «Ярмарочные гуляния»
2 пол. дня:
1. Мультфильмы «Азбука денег тётушки Совы», «Что такое деньги?» Серия 1
2. Пословицы и поговорки о деньгах.
3. Д/И «Что быстрее купят?»
2 день : Тема: «Работа и зарплата»
1. Беседа с детьми «Профессии моих родителей»
2. Мультфильмы «Азбука денег тётушки Совы», «Работа и зарплата» Серия 6
3. П/И Игра-эстафета «Хорошо-плохо»
2 пол. дня:
1. Мультфильмы «Азбука денег тётушки Совы», «О банке»
2. Художественное творчество (рисование) : Тема: «Дом в котором живут деньги»
3. Д/И «Угадай, какая это профессия?»
3 день : Тема: «Потребности и возможности»
1. Беседа с детьми и дать понятия накапливать, тратить, вкладывать деньги.
2. Мультфильмы «Азбука денег тётушки Совы», «Потребности и возможности» Серия 7
3. Речевое развитие: сочинить сказку «Как деньги дом искали» и оформить книжку.
4. П/И «Коршун»
2 пол. дня:
1. Мультфильмы «Азбука денег тётушки Совы», «Карманные деньги»
2. Д/И «Какие бывают расходы?»
3. Продолжить оформлять книжку «Как деньги дом искали.»
4 день : Тема: «Семейный бюджет»
1. Мультфильмы «Азбука денег тётушки Совы», «Семейный бюджет» Серия 3
2. День экономических игр : с-р игры «Пиццерия», «Супермаркет»
3. П/И (татарская игра) «Продаём горшки»
2 пол. дня:
1. Мультфильмы «Азбука денег тётушки Совы», «Умение экономить»
2. Д/И «Что и когда лучше продавать», «Интересные покупки», «Что быстрее купят?»
5 день :
1. Квест-игра «В поисках сокровищ»
2. Подвести итоги проекта.
3. П/И «Король и работники»
2 пол. дня:
1. Мультфильмы «Азбука денег тётушки Совы», «Осторожно,деньги» Серия 8
2. Игротека (по желанию детей -экономические игры)
3. Изготовление вместе с детьми новых атрибутов, к экономическим играм.
Взаимодействие с родителями:
1. Памятка для родителей «Разговор о деньгах»
2. Поделка с родителями «Копилка»
3. Консультация «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания»
3. этап - Заключительный
Подведение итогов реализации проекта в форме квест – игры «Поиск сокровищ»
Заключение: Участники проекта с интересом работали, задавали вопросы. Дети приобрели навыки разумного ведения хозяйства и экономии средств. Расширили кругозор детей. До участия в проекте всё что связано с деньгами казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «мир денег»становился всё ближе и более понятнее. Мы убедились в том что необходимо продолжение трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками в мире финансовых отношений.
Список литературы
1. З. Белокамина «Пословицы и поговорки»
2. Л. М Аношина Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями.
3. Интернет ресурсы
Спасибо за внимание.