Муслимова Елена
Занятие по финансовой грамотности «Деньги. История возникновения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление учащихся с историей денег, формирование начальных представлений о деньгах как средстве приобретения товаров, интереса к изучению финансовой грамотности.
Задачи:
Познакомить с историей возникновения денег, мировыми валютами, совершенствовать вычислительные навыки, обогатить словарный запас;
Развивать мыслительные операции, коммуникативные умения;
Публикация «Занятие по финансовой грамотности „Деньги, История возникновения“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитывать качества финансово-грамотного человека, умение слушать и слышать оппонента, доказывать свою точку зрения.
Ход занятия:
Организационный момент. Учащиеся входят в зал, рассаживаются по местам (заранее приготовлены столы для размещения 4х групп учащихся).
Ведущий: Здравствуйте. Посмотрите на экран. Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии? (о деньгах)
Много ли вы знаете о деньгах? Что хотели бы узнать? Где можно взять эту информацию? (в книгах, журналах)
Предлагаю прочитать виртуальный журнал «В мире денег». Как вы знаете, на страницах журналов часто встречаются различные задания. Наш журнал не исключение. За каждое задание вы будете получать игровые деньги, которые сможете потратить в конце игры.
Историческая страничка
До возникновения денег между покупателями и продавцами существовали товарные отношения, основанные на вещевом обмене.
Чем только в старину люди не пытались заменить деньги во время торговых сделок. Средством для обмена на товары являлись: драгоценные камни, медные прутья и даже крупный и мелкий домашний скот. В Китае, например, деньгами служили раковины моллюсков, нанизанные на нитку по 5–10 штук. В склепе одной китайской царицы археологи обнаружили около 7 000 штук таких ракушек, считавшихся в древности огромным богатством.
Издавна цена соли была настолько высока, что соль играла роль денег, как и другие ценные предметы.
Например, разные сборы уплачивались не только хлебом, яйцами, курами, поросятами, но также и солью. Торговые сборы оплачивали солью и перцем, который привозился с Востока и тоже был в большой цене. Однако соли отдавалось предпочтение.
Еще в Древнем Риме войско оплачивалось солью. Она выдавалась центуриону (командиру сотни, который обменивал ее на разные продукты и раздавал солдатам.
Игра «Базар»
Ведущий: сложно сейчас представить, как это было. Но сейчас у вас есть возможность попробовать подобную систему на себе. У нас гости – крестьянин, гончар, кузнец и портной. Они принесли свой товар для обмена. В вашем хозяйстве очень сильно не хватает коровы. Попробуйте приобрести корову на базаре.
Каждой команде я выдаю настоящее богатство – 4 мешочка соли. Обменяйте их на корову. Примечание: в качестве продавцов на базаре выступают приглашенные гости (родители, старшие ученики, педагоги). Один из них привел на базар корову, второй сапоги, третий топоры и прочий инструмент, четвертый глиняные горшки.
Хозяин за корову просит 1 пару сапог, 2 горшка, топор и мешочек соли.
Детям необходимо произвести обмен с каждым из «продавцов», чтобы получить необходимый набор товаров для получения коровы.
Ведущий: легко ли было справиться с заданием? Что было сложного?
Зачем вы пришли на базар? (за коровой) Удалось ли получить ее? Появились ли у вас лишние, не нужные товары? А если бы на базаре не было товара, который бы просил хозяин за корову?
Страничка «Это интересно»
Ведущий: постепенно люди поняли, что обмен не очень удобен и возникла необходимость в создании универсального обменного товара, который бы подходил всем. Так появились деньги. Сначала они были металлическими (при изготовлении в разных странах использовались такие материалы, как медь, серебро, бронза). А потом и бумажные.
Первые монеты округлой формы начали чеканить в Древней Греции. Оттуда монеты постепенно распространились в другие государства.
Первые деньги из бумаги были изготовлены в Китае приблизительно в VIII веке н. э. Марко Поло, посетивший китайскую столицу в 1286 году, увидел странные деньги из бумаги и написал об этом явлении в своих путевых заметках. В России бумажные деньги появились примерно 250 лет назад.
Все деньги можно условно разделить на две группы: металлические и бумажные.
Ведущий: как называется самая мелкая монета в России? (копейка) Откуда пошло это название? Из-за выбитого на монетах всадника с копьём эти деньги стали называть копейками.
На экране появляются слова: Древний Китай, Древняя Греция, копье, 250
Ведущий: что-то странное творится. Какие-то слова в нашем журнале. Ребята, вы не знаете, как эти слова связаны с нашим разговором?
Логическая страничка
Ведущий: Издревле деньги играли огромную роль в жизни людей. Слово «деньги» мы можем слышать и в устном народном творчестве, например, в пословицах.
На ваших столах лежит конверт. В нем пословицы. Ваша задача собрать рассыпавшуюся пословицу и объяснить, что она означает.
После выполнения задания необходимо, чтобы каждая команда озвучила пословицы и дала им объяснение.
Пословицы:
Копейка рубль бережет, а рубль голову стережет.
На деньги ума не купишь
Не в деньгах счастье
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей
Деньги счет любят
Деньги не грибы, можно и зимой найти
Денег много, да разума мало
Здоровья на деньги не купишь
Денежка без ног, а весь свет обойдет
Деньги приходят и уходят как вода
Здоровье дороже денег
С деньгами мил, без денег постыл
Страничка «Вокруг света»
Какой денежной единицей пользуются в России? Кто из вас ездил отдыхать в другие страны? Где вы были? Какими деньгами вы расплачивались в той стране. Во многих странах есть свои деньги. Давайте познакомимся с ними.
Россия. РУБЛЬ На бумажных деньгах изображены памятники архитектуры.
США. ДОЛЛАР. На них изображены президенты США.
Южная Африка. РЭНД изображены животные.
Страны Евросоюза (Франция, Германия и др.). ЕВРО. На лицевой стороне можно увидеть окна и ворота разных архитектурных стилей – от античности до современности. А на обороте европейских банкнот напечатаны красивейшие мосты, причем стиль каждого моста соответствует стилю окна или ворот на лицевой стороне той же купюры.
Сербия и Тунис. Динар
Турция. Лира
Китай. Юань.
Игра «Кошелек»
Ведущий: давайте представим, что мы отправляемся на курорт в разные страны. Какие деньги нужны нам в этой стране? Перед вами кошельки с название страны, в которую мы отправляемся, и пачка денег. В этой пачке банкноты разных стран. Разложите их по кошелькам и вспомните, как называются деньги в этой стране.
Ведущий: наш журнал прошуршал последней страницей. Давайте вернемся на первую страничку. Узнали то, что хотели? Что еще узнали нового?