Ольга Куценко
Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Занимательная экономика»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22 имени С. Е. Войтенко
Познавательный проект
по формированию основ финансовой грамотности
у детей старшего дошкольного возраста
"Занимательная экономика"
Разработчик:
воспитатель: Куценко О. Г.
х. Александровский 2022г.
Публикация «Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста „Занимательная экономика“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Паспорт проекта
1 Наименование проекта "Занимательная экономика"
2 Основание для разработки проекта. • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования");
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
3 Заказчик проекта. Родители, воспитатели
4 Целевая группа. Дети старшего дошкольного возраста
5 Цель проекта Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, посредством развития познавательных компетенций.
6 Задачи
проекта. 1. Формировать основы экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
2. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений, посредством игровых действий.
3. Активизировать познавательную деятельность дошкольников, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
4. Содействовать проявлению у детей интереса к профессиональной деятельности взрослых.
7 Ожидаемые результаты проекта
Для детей :
умение применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
умение осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
имеют представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
имеют представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
для родителей:
Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей экономического образа мышления.
реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
8 Срок реализации проекта (сентябрь 2021- май 2022г.)
Введение
В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что «существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными».
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы, педагоги, должны объяснить детям ряд вопросов: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться?
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.
Актуальность
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.
На основании вышесказанного было решено разработать проект в данном направлении. При его разработке для эффективной деятельности было учтено несколько условий: повышение компетентности родителей в вопросах финансовой грамотности детей, создание полифункциональной развивающей предметно-пространственной среды группы.
Новизна
Проект реализуется на основе разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе проектной познавательной и игровой деятельности, используется метод проблемного обучения, который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и делать выводы.
Гипотеза: если в систему педагогической работы включать раннее разумное экономическое воспитание, то это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него реальное экономическое мышление.
Противоречия
В теории и практике современного экономического воспитания и образования дошкольников обнаруживаются некоторые противоречия:
1. Наблюдается тенденция к завышению возможностей детей. Дошкольников знакомят со сложными понятиями, которые выходят далеко за рамки их повседневной жизни и опыта.
2. Утверждая необходимость и важность экономической подготовки детей, игнорируется трудовое воспитание и обесценивается труд — одна из ведущих категорий экономической науки и средство воспитания.
3. Проблемы этики и экономики большинство экономистов рассматривают вне взаимосвязи. Этика — одно, экономика — другое. Нужно не разделять, а учитывать богатый опыт обеих сфер и их взаимовлияние на полноценное развитие личности ребенка.
Кроме того, особое значение сегодня приобретает необходимость разработки технологий экономического воспитания, отвечающих запросам времени, позволяющих грамотно осуществлять данный процесс.
Цель проекта : Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, посредством развития познавательных компетенций.
Задачи реализации проекта :
1. Формировать основы экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
2. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
3. Активизировать познавательную деятельность дошкольников, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
4. Содействовать проявлению у детей интереса к профессиональной деятельности взрослых.
Продолжительность проекта : с 01.09.2021 г. по 31.05.2022 г.
Проект ориентирован на повышение интереса участников образовательного процесса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни.
Материально – техническое обеспечение:
Информационно – методическая и художественная литература;
Оргтехника (ноутбук, телевизор, проектор)
Иллюстративные демонстрационные материалы;
Материалы для продуктивной деятельности;
Дидактические и настольно – печатные игры;
Атрибуты для сюжетно – ролевых игр;
Интернет – ресурсы: видео презентации, мультфильмы, обучающее видео, слайд-шоу.
Участники проекта : воспитанники, педагоги, родители воспитанников.
Особые «акценты проекта».
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.
Принципы построения проекта :
Принцип научности:
при составлении проекта особое внимание уделяется научным представлениям и теоретическим положениям в области экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Принцип системности:
материал проекта подается по принципу: от простого к сложному;
каждой пройденной теме соответствуют занятия обобщения и систематизации знаний.
Принцип доступности:
проект разработан с учетом возрастных особенностей воспитанников;
Динамичность:
совершенствуются формы и методы реализации проекта;
предусмотрены различные формы деятельности с детьми и родителями воспитанников в процессе реализации проекта.
Ожидаемые результаты проекта
Результатом данного проекта становится высокое качество педагогической деятельности, направленной на формирование у всех участников образовательного процесса более углубленных знаний и представлений в области экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Реализация проекта в рамках всего образовательного процесса позволяет достичь следующих результатов:
создание мотивационной образовательной среды с вовлечением всех участников образовательного процесса;
разработка и успешная реализация активной совместной детско-родительской деятельности по экономическому воспитанию;
обновление воспитательного процесса с учетом современных рекомендаций и условий для экономического воспитания детей дошкольного возраста ;
изменение восприятия родителями образовательного процесса, как активных участников педагогической деятельности, заинтересованных в успехе своих детей.
ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания. Активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера. Использует в речи экономические термины. Устойчивое отрицательное отношение к жадности, корыстолюбию, лени, лживости. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.
Продукт проекта : обогащенная развивающая предметно-пространственная среда группы (центр финансовой грамотности, лэпбук "Финансовая грамотность"
Этапы реализации проекта :
1. Организационный:
Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
Информирование родителей о планировании работы с детьми по теме проекта.
Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
Обновление содержания РППС группы.
Создание мотивации для реализации проектной деятельности.
2. Практический:
Реализация проектных мероприятий.
3. Заключительный:
анализ и оценка результатов реализации проекта;
обобщение опыта, полученного в ходе реализации проекта;
презентация проекта в средствах массовой информации и в педагогическом сообществе;
трансляция результатов реализации проекта на муниципальном и региональном уровне через систему мероприятий.