Получи документы

Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Занимательная экономика»

Ольга Куценко
Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Занимательная экономика»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22 имени С. Е. Войтенко

Познавательный проект

по формированию основ финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста

"Занимательная экономика"

Разработчик:

воспитатель: Куценко О. Г.

х. Александровский 2022г.

Публикация «Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста „Занимательная экономика“» размещена в разделах

Паспорт проекта

1 Наименование проекта "Занимательная экономика"

2 Основание для разработки проекта. • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования");

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

3 Заказчик проекта. Родители, воспитатели

4 Целевая группа. Дети старшего дошкольного возраста

5 Цель проекта Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, посредством развития познавательных компетенций.

6 Задачи

проекта. 1. Формировать основы экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

2. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений, посредством игровых действий.

3. Активизировать познавательную деятельность дошкольников, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.

4. Содействовать проявлению у детей интереса к профессиональной деятельности взрослых.

7 Ожидаемые результаты проекта

Для детей :

умение применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

умение осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;

имеют представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;

имеют представления об элементарных правилах финансовой безопасности;

осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

для родителей:

Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей экономического образа мышления.

реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

8 Срок реализации проекта (сентябрь 2021- май 2022г.)

Введение

В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что «существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными».

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы, педагоги, должны объяснить детям ряд вопросов: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться?

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.

Актуальность

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

На основании вышесказанного было решено разработать проект в данном направлении. При его разработке для эффективной деятельности было учтено несколько условий: повышение компетентности родителей в вопросах финансовой грамотности детей, создание полифункциональной развивающей предметно-пространственной среды группы.

Новизна

Проект реализуется на основе разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе проектной познавательной и игровой деятельности, используется метод проблемного обучения, который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и делать выводы.

Гипотеза: если в систему педагогической работы включать раннее разумное экономическое воспитание, то это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него реальное экономическое мышление.

Противоречия

В теории и практике современного экономического воспитания и образования дошкольников обнаруживаются некоторые противоречия:

1. Наблюдается тенденция к завышению возможностей детей. Дошкольников знакомят со сложными понятиями, которые выходят далеко за рамки их повседневной жизни и опыта.

2. Утверждая необходимость и важность экономической подготовки детей, игнорируется трудовое воспитание и обесценивается труд — одна из ведущих категорий экономической науки и средство воспитания.

3. Проблемы этики и экономики большинство экономистов рассматривают вне взаимосвязи. Этика — одно, экономика — другое. Нужно не разделять, а учитывать богатый опыт обеих сфер и их взаимовлияние на полноценное развитие личности ребенка.

Кроме того, особое значение сегодня приобретает необходимость разработки технологий экономического воспитания, отвечающих запросам времени, позволяющих грамотно осуществлять данный процесс.

Цель проекта : Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, посредством развития познавательных компетенций.

Задачи реализации проекта :

1. Формировать основы экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

2. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.

3. Активизировать познавательную деятельность дошкольников, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.

4. Содействовать проявлению у детей интереса к профессиональной деятельности взрослых.

Продолжительность проекта : с 01.09.2021 г. по 31.05.2022 г.

Проект ориентирован на повышение интереса участников образовательного процесса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни.

Материально – техническое обеспечение:

Информационно – методическая и художественная литература;

Оргтехника (ноутбук, телевизор, проектор)

Иллюстративные демонстрационные материалы;

Материалы для продуктивной деятельности;

Дидактические и настольно – печатные игры;

Атрибуты для сюжетно – ролевых игр;

Интернет – ресурсы: видео презентации, мультфильмы, обучающее видео, слайд-шоу.

Участники проекта : воспитанники, педагоги, родители воспитанников.

Особые «акценты проекта».

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

Принципы построения проекта :

Принцип научности:

при составлении проекта особое внимание уделяется научным представлениям и теоретическим положениям в области экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Принцип системности:

материал проекта подается по принципу: от простого к сложному;

каждой пройденной теме соответствуют занятия обобщения и систематизации знаний.

Принцип доступности:

проект разработан с учетом возрастных особенностей воспитанников;

Динамичность:

совершенствуются формы и методы реализации проекта;

предусмотрены различные формы деятельности с детьми и родителями воспитанников в процессе реализации проекта.

Ожидаемые результаты проекта

Результатом данного проекта становится высокое качество педагогической деятельности, направленной на формирование у всех участников образовательного процесса более углубленных знаний и представлений в области экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Реализация проекта в рамках всего образовательного процесса позволяет достичь следующих результатов:

создание мотивационной образовательной среды с вовлечением всех участников образовательного процесса;

разработка и успешная реализация активной совместной детско-родительской деятельности по экономическому воспитанию;

обновление воспитательного процесса с учетом современных рекомендаций и условий для экономического воспитания детей дошкольного возраста ;

изменение восприятия родителями образовательного процесса, как активных участников педагогической деятельности, заинтересованных в успехе своих детей.

ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания. Активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера. Использует в речи экономические термины. Устойчивое отрицательное отношение к жадности, корыстолюбию, лени, лживости. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.

Продукт проекта : обогащенная развивающая предметно-пространственная среда группы (центр финансовой грамотности, лэпбук "Финансовая грамотность"

Этапы реализации проекта :

1. Организационный:

Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

Информирование родителей о планировании работы с детьми по теме проекта.

Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

Обновление содержания РППС группы.

Создание мотивации для реализации проектной деятельности.

2. Практический:

Реализация проектных мероприятий.

3. Заключительный:

анализ и оценка результатов реализации проекта;

обобщение опыта, полученного в ходе реализации проекта;

презентация проекта в средствах массовой информации и в педагогическом сообществе;

трансляция результатов реализации проекта на муниципальном и региональном уровне через систему мероприятий.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги»Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги» Фотоотчёт по формированию основ финансовой грамотности в средней группе "Моя первая копилка". Цель: формирование у детей среднего дошкольного.

Дидактическая игра «Семейные расходы» по формированию финансовой грамотности у детей старшей группыДидактическая игра «Семейные расходы» по формированию финансовой грамотности у детей старшей группы Дидактическая игра «Семейные расходы» по формированию финансовой грамотности у детей старшей группы. Табунщик Евгения Викторовна Цель:.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Картотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возрастаКартотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возраста "Как вырасти здоровым" Цель:Упражнять в правильном использовании обощающих слов,воспитывать сообразительность,быстроту реакции. Играют.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи» Цель: - побуждать интерес к созданию рекламной продукции и проведению рекламной акции на товары своими силами; - закреплять представления.

Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста9 группа Конспект по развитию финансовой грамотности.

План-конспект занятия по обучению дошкольников финансовой грамотности «На пароходе поплывём, страну «Доход-Расход» найдём» «На пароходе поплывём, страну «Доход- Расход», найдём» Цель: знакомство детей с экономическим понятием «доход-расход»; формирование навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Занимательная экономика»
Опубликовано: 7 июля 2022 в 20:16
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД