Татьяна Цапюк
Проект по формированию элементарных математических представлений «Волшебная страна Математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по формированию элементарных
«Волшебная страна Математика».
Автор проекта : Цапюк Т. Н.
Актуальность.
Известно что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. Каждый ответ на детский вопрос рождает новые вопросы.
Публикация «Проект по формированию элементарных математических представлений „Волшебная страна Математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы — ему помогаем мы - педагоги. В нашем дошкольном учреждении, наряду с объяснительно - иллюстративным методом обучения, используются методы проблемного обучения. (Вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность и т. д.) . Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструкторских заданий.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используем комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребенка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности. В своей работе мы широко используем разнообразные формы проведения подобных занятий: от путешествий до занятий с элементами драматизации.
Однако взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга. Поэтому назрела необходимость во внедрении проектного метода обучения в развитии познавательной и творческой активности детей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, как раз то, что и требуется в нашем современном мире.
Проектная работа способствует развитию компетентностей, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека.
К их числу относятся:
1. Умение решать проблемы
2. Умение работать в команде
3. Умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии
4. Умение критически относиться к проблемам
5. Умение ставить цели и определять задачи
Проблема: неумение детьми применять математические знания в нестандартных ситуациях, ставить цель, составлять план работы, выполнить её до конца.
Вид проекта : познавательно – творческий.
Продолжительность: октябрь-май
Участники проекта :дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
Образовательные области: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель проекта : развивать интерес у детей к предмету математики, на основе
познавательной активности, творчества и любознательности, способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшей логической структуры мышления и математических представлений.
Задачи проекта : развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать и обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д;
развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др;
развивать комбинаторные способности путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;
вызвать стремление к творческому процессу познания;
формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Роль родителей в реализации проекта :
Консультация для родителей «Обучение счёту и основам математики дошкольников».
Памятки по формированию элементарных математических понятий.
Индивидуальные беседы.
Содержание проекта
Проект включает три этапа – подготовительный, основной и заключительный.
1 этап – подготовительный.
Первым шагом внедрения в практику работы проектного метода началось с изучения специальной методической литературы:
*Е. В. Колесникова Математика для дошкольников 6-7 лет: Сценарии занятий по
развитию математических представлений. - М. : ТЦ Сфера, 2003
*Т. А. Шорыгина «Беседы о пространстве и времени». Методические рекомендации. ТЦ «Сфера» 2009
*В. А. Козлова «Математика для дошкольников». Книга для детей и воспитателей. Москва «Школа-Пресс», 1999г.
*С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина «Логика». Пособие для детей 6-7 лет. Ярославль. Академия развития, 2008г.
Подготовлено методическое обеспечение:
дидактические, пальчиковые, подвижные игры математического содержания. («Найди квадрат», «Одинаковые домики». «Мозаика», настольно-печатные: «Посчитаем, поиграем», «Время» и др., собрана подборка стихов о числах, геометрических фигурах, задачи в стихах. Подобран фольклорный материал : загадки, пословицы, скороговорки математического содержания.
Созданы папки: «Весёлые цифры», «Живые геометрические фигуры».
2 этап – основной.
Месяц Виды деятельности
Октябрь «Расколдуй изображение»
«Дорисуй и раскрась».
«Найди лишнее»
«Что общего»
Ноябрь «Назови соседей».
«Числовой фриз».
«Геометрические расскраски»
«Продолжи закономерность».
Декабрь «Расставь цифры в фигурах в соответствии с образцом»
Разучивание физминуток, считалок.
«Стрелочки, повернутые направо, раскрась жёлтым цветом, налево – синим, вверх- зеленым, а вниз – красным»
«Большие и маленькие фигуры».
Январь «Какой домик лишний».
«Лабиринт».
«Обведи дорожки»
«Куда покатился мяч?»
Февраль Загадки про дни недели
Графический диктант
«Штриховка»
«Найди одинаковые игрушки»
Март «Занимательная математика»
Чтение сказки «Умная неделя»
«Нарисуй по памяти»
«Математические пазлы»
Апрель «Угадай, что в мешочке».
«Не ошибись!»
Игровая ситуация «В весеннем лесу»
Май «Волшебная шкатулка»
Консультация для родителей :«Развитие математических способностей у дошкольников»
3 этап – заключительный.
Планируемый результат: Ребёнок применяет математические знания для решения задач практического характера. Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнение, счёта, измерения, упорядочения). Умеет составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и знаками +,-,=. Умеет успешно решать логические задачи. Умеет работать в команде, чётко понимает задание, правильно и быстро его выполняет. Сопереживает за сверстников и при необходимости всегда будет готов прийти на помощь в трудной ситуации.
В ходе реализации проекта дети приобрели новые знания о сущности метода проектов, его реализации, овладели навыками проектной работы, научились выделять цели и задачи проекта, тем самым составлять план всей работы, разбиваться на группы, внутри группы делить обязанности (распределять роли, осуществлять работу по предоставлению результата своей деятельности).
Результатом проведенной работы стало повышение уровня развития математических представлений и овладение детьми умением ориентироваться в новой, нестандартной ситуации; продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; выслушать другого и прийти к общему решению; вести диалог с взрослыми и сверстниками; отстаивать свою точку зрения; адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.
Результатом внедрений технологии проектирования стало то, что уровень познавательного интереса у детей возрос вдвое. Дети ждут занятий с огоньком в глазах, с жаждой познания. Они активны, жизнедеятельны. И этот позитив несут в самостоятельную деятельность, стремясь и в игре вести поисковую деятельность. При встрече с родителями они с упоением рассказывают о своих открытиях.
Вывод.
Необходимо организовать постоянную работу над проектами с целью развития и углубления приобретенных знаний, умений, навыков.