Получи документы

Проект по гендерной идентичности

Татьяна Тушина
Проект по гендерной идентичности

МБОУ «Новоталицкая СШ»

Дошкольные группы «Малыш»

Педагогический проект по гендерному воспитанию

в младшей группе

«Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком»

Подготовила Тушина Т. В.

Проект по гендерному воспитанию «Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком»

Вид проекта : краткосрочный.

Тип проекта : познавательный.

Публикация «Проект по гендерной идентичности» размещена в разделах

Участники проекта : дети младшей группы.

Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Срок реализации проекта : декабрь – январь

Актуальность темы

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Половая идентификация ребенка происходит уже к трем - четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени. Актуальность данного проекта нашла свое отражение в том, что – в последние десятилетия в человекознании все более интенсивно исследуются проблемы поло-ролевых или гендерных отличий. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Учё ные отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои «богатства» – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т. д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения.

Цель:

- Создать условия для благоприятного протекания процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста.

Задачи:

- изучить психологические и другие особенности мальчиков и девочек;

- определить особенности содержания и игровых стилей у мальчиков и девочек;

- создать условия в группе для гендерного воспитания детей;

- изготовить картотеку игр для мальчиков и девочек;

- повысить уровень педагогической грамотности в вопросах воспитания мальчиков и девочек.

Ожидаемый результат:

• определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;

• осознание собственного Я – мальчика (девочки, развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);

• проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни.

Реализация:

1 этап – диагностический (определение уровня гендерной идентификации и устойчивости гендера)

2 этап – формирующий (занятия с элементами, акцентирующими гендер)

Раздел 1. Маленькие рыцари и маленькие принцессы.

При выполнении заданий этого раздела возникают представления о различиях между мальчиками и девочками — как во внешнем облике, так и в характере и поведении, воспитывается культура общения в различных ситуациях и игровой деятельности.

Раздел 2. Мужчина и женщина, — какие они?

Цикл мероприятий данного раздела позволяет:

сформировать представление о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: дружная семья, все заботятся друг о друге, помогают, каждый имеет свой круг обязанностей;

Рассказать о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны героизм, смелость, физическая сила, отвага, благородство, умение прийти на помощь (военные, милиционеры, пожарные, летчики, спасатели). Женщины выбирают профессии, позволяющие проявить миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту (врач, портниха, парикмахер, повар, педагог, хореограф).

Раздел 3. Я - мальчик, будущий мужчина. Я - девочка, будущая женщина.

Содержание этого раздела призвано сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских ролей, эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли.

3 этап - Анализ и оценка результативности реализации педагогического проекта.

Реализация проекта осуществлялась через познавательное развитие детей, чтение художественной литературы, игровую деятельность воспитанников и просвещение родителей по вопросам воспитания детей разного пола.

Содержание работы в процессе реализации проекта :

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Подбери пуговицы для платья», «Бусы для куклы», «Подбери одежду для куклы Кати», «Крупный строительный материал», «Поручение», «Подбери пару по цвету», «Подбери одежду для куклы Вани», «Гараж для машины».

Подвижные игры: «Поезд», «Автомобили», «Собери мячики», «Птичка», «Воробушки».

• Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Машина едет по улице», «Строим забор», «Медвежонок чинит машину», «Машина хочет быть чистой», «К нам пришел доктор», «Наводим чистоту», «Знакомство с куклами»,

Театрализованные игры: «Теремок», «Колобок».

Познавательная деятельность

• Беседы «Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?», «За что нам нравятся мальчики (девочки?», «Как я дома помогаю?» «Профессии», «Кто я в семье?».

Подборка художественной литературы

Сказки: «Колобок», «Гуси-лебеди», «Три поросенка», «Курочка ряба», «Заяц, лиса и петух», «Маша и медведь».

• Детские стихи А. Барто, потешки, колыбельные.

• Книги о машинках, богатырях.

Работа с родителями:

• Книжка передвижка для родителей «У вас растет мальчик», «У вас растет девочка».

Реализация проекта закончилась образовательной деятельностью «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек».

Результаты реализации проекта :

Наблюдение за поведением детей в игровой деятельности, в общении друг с другом показали, что у них расширился кругозор, повысился интерес к близким людям и ровесникам, их взаимоотношениям. У детей расширились представления о различиях между мальчиками и девочками.

Приложение

Дидактические игры

«Крупный строительный материал»

Цель: Формировать умение свободно манипулировать деталями конструктора, самостоятельно отрывая способы их крепления, создавая разнообразные фигурки и постройки.

«Бусы для куклы»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, запоминание формы и цвета.

Ход игры: Предложить сделать бусы для куклы.

«Гараж для машины»

Цель: Формировать умение соотносить размеры, подбирать подходящие детали, контролировать результат; осваивать приемы плоскостного конструирования. Ход игры: Предложить построить гараж для маленькой машинки, и такой же для машинки большего размера.

«Подбери одежду для куклы Вани», «Подбери одежду для куклы Кати»

Цель: Расширять представление детей о предметах одежды, их отличительные признаки (женская и мужская одежда, закреплять умение узнавать и называть одежду (шорты, юбка, рубашка, платье и т. д.).

Ход игры: Воспитатель обращается к детям «давайте поможем нашей кукле найти свою одежду. Предлагает выбрать и объяснить, какая одежда подходит мальчику, а какая девочке.

Беседы

«Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?»

Цели: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.

Ход игры:

Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается рассказать, какая у него мама (папа? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злиться, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит есть, стирает белье и т. д.

После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос:

-Чем похожи наши мамы (папы?

-Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы?

-Какие внешние признаки их объединяют?

-Какие качества присущи всем мамам (папам?

-Кем вы будете, когда вырастете?

Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них.

«За что нам нравятся мальчики (девочки?»

Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры:

Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, взрослый помогает тем, кто затрудняется. В конце дети обнимают друг друга и дарят улыбки.

«Как я дома помогаю?»

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Ход игры:

Дети поочереди называют обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др. Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

«Кто я в семье?»

Цели: Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра (в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т. д.)

Ход игры: с помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются своей маме (своему папе, своей бабушке? и т. д.

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: два персонажа - Саша и Маша. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку, на голове бантики.

Любая мягкая игрушка.

Ход игры:

К детям в гости пришли куклы. - Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям, как они познакомились. Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше то же понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Детям предлагается передавать игрушку любому ребенку и делать ему комплимент.

Если, кто-то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек».

Воспитатель:

Я знаю, все девочки и мальчики любят сказки, потому что в них происходят разные чудеса. И я знаю вашу мечту: хоть чуть-чуть очутиться в сказке. Скажу вам по секрету — этого хотят даже взрослые.

И сегодня я вам предлагаю отправиться в сказку.

Есть волшебная страна. В той стране повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь. Мальчики были смелые и ловкие, а девочки добрые и заботливые. Они жили дружно и весело и никогда не ссорились.

Но однажды пролетал над этой страной злой волшебник. Увидел он дружных, весёлых и счастливых ребят и закипела в нём злость. Как же так, возмутился он, любовь кругом, красота, мир. И задумал он своё злое дело. Он поссорил всех девочек и мальчиков и поселил мальчиков — отдельно, девочек — отдельно. Так появилась страна Девочек и страна Мальчиков. Теперь им очень тяжело, ведь девочкам никто не помогает носить тяжести, не защищает от диких животных, а о мальчиках никто не заботится, никто не учит их хорошим манерам. Так и живут они.

Но, оказывается, есть одно тайное средство, против волшебства, которое поможет разрушить проклятие, и тогда мальчики и девочки соединятся и опять будут дружить. Для этого мы должны превратиться в спасателей и собрать «Цветок Дружбы» (цветок из разноцветного картона, лепестки съёмные, вставляются в серединку) — у него все лепестки разбросаны, и в каждом лепестке задание. С каждым выполненным заданием проклятие будет постепенно разрушаться, пока совсем не разрушится, мы с вами должны собрать эти лепестки. Вы хотели бы помочь этим мальчикам и девочкам.

Тогда встаньте в круг, закройте глаза, повернитесь на месте и скажите: «Покружись, повернись в спасателя превратись». Открывайте глаза. Ну вот мы, кажется, и на месте.

Вот и первый лепесток. (воспитатель подзывает детей к столу) : -Что Вы видите на столе? Да, на столе стоят 2 корзины синего и розового цвета, а перед ними лежат игрушки и предметы мальчиков и девочек, возьмите их, рассмотрите внимательно и разложите в нужные корзины. В корзину какого цвета будем класть предметы и игрушки для девочек? А для мальчиков?

Помогайте друг другу (каждый ребенок берет по одному предмету и раскладывает, объясняя, почему он кладет в ту или иную корзину, воспитатель и дети проверяют выполнение задание)

-Молодцы. Идем дальше. Второй лепесток. Перед нами куклы Маша и Ваня (куклы из картона, но они перепутали одежду. Помогите им разобраться.

-Хорошо, ищем следующий лепесток. Вот он. Мы должны вспомнить пальчиковую гимнастику «Семья».

Раз уселась на скамейке

Наша дружная семейка: (пальцы сжаты в кулак)

Самой первой села мама, (разогнуть большой палец)

Рядом — строгий наш отец. (разогнуть указательный)

Следом братец и сестрица. (разогнуть средний и безымянный)

Ну а мне где поместиться (разогнуть мизинец)

- Молодцы. Идем дальше. Вот следующий лепесток. А в нем, имена. Нам нужно правильно определить мужские и женские имена (Маша, Вася, Рома, Катя, Вероника, Матвей, Оля, Влад, Пелагея, Юра).

- Вы справились с предыдущим заданием. Остался последний лепесток. И в нем самое сложное задание. Мальчики должны сделать комплименты девочкам, а девочки мальчикам.

-Замечательно, мы собрали «Цветок Дружбы». Девочки и мальчики в нашей волшебной стране снова подружились. А мы отправляемся в сад. Встаньте в круг, закройте глаза, повернитесь на месте и скажите: «Покружись, повернись и в саду очутись». Открываем глазки. Вот мы снова в нашей группе. Мы с вами помогли девочкам и мальчикам в волшебной стране помириться. Но ведь и с нами может произойти такая же история, если ребята будут ссорится, поэтому давайте говорить друг другу только добрые слова и помогать своим товарищам.

«Путешествие в страну

Мальчиков и Девочек».

Публикации по теме:

Педагогические условия гендерной социализации детей дошкольного возраста Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.

Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста Актуальность. В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В дошкольном.

Православная культура — фактор формирования единой гражданской идентичности дошкольников Слайд № 1. Православная культура – фактор формирования единой гражданской идентичности дошкольников. Слайд № 2. Дошкольный возраст - благоприятный.

Проект «Крым»Проект «Крым» роект: «Республика Крым». Автор проекта: Воспитатель Батракова О. Л. По доминирующей деятельности: Творческий. По характеру.

Проект «Мы-метеорологи» .

Проект «Надо делать хорошо и не надо плохо». Проект по социально-нравственному воспитанию в средней группе Паспорт проекта: Название проекта: проект по социально-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста. Автор проекта: Л. А. Спирина.

Проект «Теремок» Проект «Теремок» Подготовила и провела Воспитатель первой категории Клечковская Анна Владимировна Июль - сентябрь 2016.

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии представлений детей среднего дошкольного возраста о гендерной принадлежности Автор Васильева А. В. воспитатель ГБДОУ детский сад №26 Калининского района города Санкт-Петербурга Роль сюжетно-ролевой игры в развитии.

Педагогические условия формирования гендерной толерантности у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы формирования гендерной толерантности заключается в том, что человечество в настоящее время перешагнуло порог третьего.

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста в ДОУ Проблема формирования гендерной идентичности у детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по гендерной идентичности
Опубликовано: 9 апреля 2019 в 21:53
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД