Папки-передвижки

Православная культура — фактор формирования единой гражданской идентичности дошкольников

Екатерина Нестеренко
Православная культура — фактор формирования единой гражданской идентичности дошкольников

Слайд № 1.

Православная культура – фактор формирования единой гражданской идентичности дошкольников.

Слайд № 2.

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших духовно-нравственных и патриотических чувств. Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет компонента ДОУ, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своей станицы, интересуется, чем она живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом и гражданином не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Публикация «Православная культура — фактор формирования единой гражданской идентичности дошкольников» размещена в разделах

Слайд № 3.

Начнем с Понятия «образовательная среда», которое трактуется в научном сообществе в соотношении к его родовому понятию «среда» : окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. В этом смысле к среде можно отнести непосредственное окружение индивида, которое чаще всего оказывает наиболее сильное влияние на становление и развитие человека.

Делаем вывод, что православная образовательная среда – это социально-бытовые условия и обстановка, способствующая влиять на индивида (ребенка в нашем случае) и формировать единую гражданскую идентичность.

Слайд № 4.

Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять духовно-нравственное и патриотическое развитие дошкольников.

Так в нашем учреждении появились две программы: программа по патриотическому воспитанию «Люблю тебя, моя Россия» и духовно-нравственного воспитания и развития «Ангелочек». На основе этих программ рабочей группой педагогов разработана Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, которая направлена на воспитание духовно-нравственных гражданско-патриотических чувств у детей в условиях ДОУ с учетом специфики национальных и социокультурных условий.

Слайд № 5.

Главной целью реализации компонента ДОУ является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Содержаниекомпонента ДОУ направлено на достижение следующих задач, которые вы видите на экране:

• приобщение к истории о родном крае, станице;

• приобщение к истокам Православной культуры, знакомство со Святыми;

• знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими Краснодарский край, Павловский район;

формирование представлений о достопримечательностях Краснодарского края, роднойстаницы и его государственных символах;

• воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям;

формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел;

формирование представлений о животном и растительном мире родного края

• приобщение к культуре и традициям родного края, станицы.

Слайд № 6.

Компонент ДОУ в условиях нашего детского сада реализуется по следующим направлениям :

управление реализацией ООП ДО МКДОУ детский сад № 26;

• создание и обновление РППС;

• работа с воспитанниками;

• взаимодействие с семьями воспитанников;

• сетевоевзаимодействие детского сада с другими учреждениями

Слайд № 7.

Первое направление – управление реализацией ООП ДО МКДОУ детский сад № 26.

Для реализации компонента ДОУ созданы соответствующие условия:

• кадровая подготовка (старший воспитатель по ОПК, все прошли курсы повышения квалификации);

• программно-методическое обеспечение (детский сад оснащен на 100 %);

• эстетическая развивающая предметно-пространственная среда, как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты;

• создание благоприятного климата в коллективе для творческой активности, поддержка инициативы педагогов;

• установка связей с различными учреждениями.

Слайд № 8.

Второе направление - создание и обновление РППС

Обогащение РППС является одним из важных условий реализации компонента ДОУ.

РППС детского сада обогащена макетами «Наши герои», «Животный и растительный мир», уголком русской избы, мини-музеем, лепбуками, стендами и центрами, практическая значимость которых заключается в активизации активного интереса детей к семье, детскому саду, малой Родине, к Родному краю.

Слайд № 9.

Большое значение для полноценной реализации данного компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства: в детском саду имеется материалпо ознакомлению детей с родным крае, родной станицей, альбом «Природа в любое время года», «Лекарственные растения», картотека презентаций направленных на развитие Православного миропонимания.

Для реализации направления духовно-нравственного воспитания в детском саду имеется учебный иконостас, оборудован методический кабинет для занятий по основам православной культуры, разработаны конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений.

Слайд № 10.

Третье направление - работа с воспитанниками.

Для реализации наших программ с детьми проводятся занятия, беседы с мультимедийным оборудованием, творческая деятельность, экскурсии, праздники и развлечения. Наиболее эффективным методом считаем проектную деятельность и постановка мини-спектаклей.

Проектная деятельность или метод проектирования выступает как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов и воспитанников. За последнее время были реализованы следующие проекты «Моя семья», «Рождественская звезда», «Пасха в кубанской семье», «80 лет Краснодарскому краю», «Имя Кубани», «Моря мама лучше всех», «Времена года» и т. д.

Слайд № 11.

Самым эффективным способом формирования единой гражданской идентичности дошкольников являются мини-спектакли о житие Святых. Так на примере Царской семьи и житие Святых Петра и Февронии Муромских воспитанники познают семейные ценности, формируется понятие о любви и взаимопонимании. На примере Георгия Победоносца, Ильи Муромца у детей формируется гражданская позиция, такое понятие, как «защитник» Родины, семьи. На примере Сергия Радонежского дети учатся смирению и послушанию. Таких примеров можно перечислять великое множество.

Слайд № 12.

Четвертое направление — взаимодействие с семьями воспитанников.

Взаимодействие с родителями происходит через педагогическое просвещение: консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, родительские собрания, совместные мероприятия родителей с детьми: тематические, интегрированные занятия и праздники, семейные проекты; конкурсы рисунков и поделок, посещение выставок, экскурсии. В детском саду проведены мастер-класс «Народные куклы», «Пасхальное дерево желаний», театрализованная сказка «Рукавичка», семинар-практикум «Культура и традиции казачества», выставки совместного творчества и т. д.

Слайд № 13.

Так же работа в рамках компонента ДОУ предполагает взаимодействие с другими организациями нашей станицы. - это является пятым направлением работы. В данном направлении детский сад сотрудничает с детской школой искусств, Свято-Успенским храмом, Павловским музеем, детской библиотекой, МАОУ СОШ № 2. Были организованы экскурсии, совместные мероприятия. Так воспитанниками был посещен Свято-успенский храм, проведены беседы с батюшкой, батюшка присутствует на православных праздниках. Совместно с библиотекой проведены мероприятия «День памяти А. С. Пушкина», «Писатели Краснодарского края», «О той войне» и т. д. Регулярно организовываются выставки Павловским музеем, наши воспитанники посетили экспозиции «История войны», «Быт казаков», «Природа Краснодарского края», посетили ряд мастер-классов и т. д. Совместно с МАОУ СОШ № 2 были организованы спортивные мероприятия «Спорт –это сила», посетили выставки школы по темам «Быт и культура казачества», «История войны Кубани» и т. д.

Слайд № 14.

В результате реализации данного компонента педагоги и воспитанник и достигли определенных результатов.

Воспитанники детского сада имеют первичные представления о своей семье, родном крае, природе родной станицы, имеют первичные представления об истории родного края; родной станицы, о людях своей Родины, о государственной символике, о культуре, традициях и быте казаков, об истории Православных праздниках и о житие святых, обладают такими качествами, как добро, сочувствие, взаимопомощь, любовь к ближнему, уважение к старшим и т. д. Так же воспитанники стали победителями и призерами различных конкурсов «Красота Божьего мира», «Пасха в кубанской семье», «Я рисую этот мир» и т. д.

Слайд № 15

По результатам работы педагоги достигли следующих результатов: «Программа духовно-нравственного воспитания и развития дошкольников «Ангелочек (автор Нестеренко Е. А.) заняла второе место в крае в конкурсе «За нравственный подвиг учителя» в 2016г. третье место в муниципальном конкурсе «Лучшая инновационная программа» в 2017 году, с опытом работы по реализации компонента ДОУ в 2015 году я стала победителем конкурса «Лучшие педагогические работники ДОО», В 2017 году за все свои награды и успехи в области ознакомления дошкольников с православными традициями получила гранд «Лучший молодой педагог» Павловского района, награждена Благодарственным письмом министерства образования, науки и молодежной политики КК, программа «Люблю тебя, моя Россия» (автор Белоус Т. Н.) стала победителем конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2014г. Педагоги постоянно делятся своим опытом работы на районных семинарах-практикумах.

Слайд № 16.

Компонент ДОУ (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры, Православные праздники, традиции и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. Мы выбрали это направление и будем только совершенствоваться в его реализации, так как каждый ребенок должен знать откуда он родом, где его семья и какие традиции, а самое главное сильный человек силен своей верой.

Слайд № 17.

Свое выступление закончу словами Святителя Феофана Затворника «Воспитание- самое святое из всех святых дел». Поэтому воспитывая самих себя и наших воспитанников мы сможем сформировать единую гражданскую идентичность наших воспитанников.

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

konferencija-anapa_2qadf.pptx | 8232,57 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к историческому военному прошлому Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Возможно,.

Психологическая безопасность образовательной среды, как фактор формирования психологического здоровья дошкольников ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №158» МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Семейное воспитание как основа формирования патриотических чувств и гражданской позиции ребенка дошкольного возраста .

Коммуникативные способности старших дошкольников как фактор социальной адаптации Приходилось ли вам, когда–нибудь слышать, как дошкольник 5 – 7 лет обращается к взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте».

Формирование единой речевой среды для развития речи дошкольников ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ семинар-практикум для педагогов Разработали: Лыхина Наталья.

Консультация для родителей «Семья — главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка» Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитании, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.

Развитие речи как фактор формирования универсальных учебных действий дошкольников Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного (присвоения нового социального.

Развитие речи как фактор социально-личностного развития старших дошкольников Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений человеческой личности. Е. И. Тихеев Язык.

Синтез и взаимодействие искусств как фактор формирования культурологической картины мира и творческих способностей детей Основная образовательная программа дошкольного образования, которая разрабатывается и утверждается в ДОУ, прежде всего должна быть ориентирована.

Сюжетно-ролевые игры как фактор формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах Аннотация Дети - самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды - обязанность родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Православная культура — фактор формирования единой гражданской идентичности дошкольников
Опубликовано: 25 февраля 2019 в 12:42
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД