Папки-передвижки

Психологическая безопасность образовательной среды, как фактор формирования психологического здоровья дошкольников

Татьяна Малая
Психологическая безопасность образовательной среды, как фактор формирования психологического здоровья дошкольников

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №158» МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Педсовет № 2 на тему:

«Психологическая безопасность образовательной среды, как фактор формирования психологического здоровья дошкольников»

Подготовил: Малая Т. В.

воспитатель 1 категории

ФГКДОУ «Детский сад №158»МО РФ

Хабаровск-47

Ноябрь 2018г.

.

Публикация «Психологическая безопасность образовательной среды, как фактор формирования психологического здоровья дошкольников» размещена в разделах

В современной педагогической психологии условия, в которых осуществляется обучение и воспитание, определяются как образовательная среда.

Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно–предметном окружении.

Образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных

Т. о. образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования и специально организованных психолого–педагогических условий для формирования и развития личности.

Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества от внутренних и внешних угроз. Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.

Психологическая безопасность - это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза».

Опасность – вероятность нанесения вреда, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами;

Риск – возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта;

Угроза – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества.

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.

По данным социологических исследований, достаточно большой процент родителей - до 75% - озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в детском саду или в школе обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнует проблема конфликтности отношений детей между собой и детей с педагогами. Родителей беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым вне зависимости от его академических успехов. Еще в большей мере родителей волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей.

Факторами риска в образовательной среде могут быть :

- недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы,

- низкая активность учащихся и педагогов,

- несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры.

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.

Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие - склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья.

К психологическим характеристикам образовательной среды ДОУ, способствующим сохранению и обеспечению психологической безопасности, относят:

- доброжелательную атмосферу,

- высокий уровень вовлеченности в игровую среду и обучение социальным навыкам взаимодействия,

- повышение родительского и общественного участия,

- поддержку детей в период возрастных кризисов,

- удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды,

- уважительное отношение и др.

Любое усилие по сохранению и обеспечению психологической безопасности образовательной среды ДОУ должно поддерживаться самими ребятами, преподавателями, администрацией и родителями.

Обеспечение психологической безопасности в образовательной среде ДОУ возможно через совместную деятельность педагога и ребенка. В процессе общения со взрослым на примере его системы отношений к обществу, другим людям на примере его отношений к самому себе формируется система отношений, черты характера ребенка.

Педагог может обучать детей решению конфликтных ситуаций через использование ненасильственных средств, к которым относятся:

- возможность выслушать с уважением друг друга,

- выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы,

- узнать различные точки зрения,

- рассмотреть в группе трудные ситуации, прошлый опыт,

- умение справляться с чувствами.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

Психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни.

Психологическое здоровье - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».

Здоровье ребенка можно трактовать как интегрирующую часть заказа на качественное современное образование со стороны государства, общества, и индивида.

Существует два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье человека :

Первый признак – это позитивное настроение, в котором находится человек.

Второй признак – это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний.

Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами – с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и поэтому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, мало волнуются и быстро выходят из негативного психического состояния.

С другой стороны, психические возможности зависят от умения человека управлять своими состояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия. Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья.

Итак, психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное к ней отношение, высокий уровень удовлетворённости характеристиками садовской среды и защищённости от психологического насилия во взаимодействии.

Используемая литература:

1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб. : «Союз», 2002.

1. Баева И., Лактионова Е. Психологическая безопасность образования глазами учителя // Народное образование. – 2009. – № 9.

2. Руководство практического психолога : психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И. В. Дубровиной. — М. : «Академия», 1995.

Публикации по теме:

Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия несовершеннолетнихДетско-родительские отношения как фактор психологического благополучия несовершеннолетних В детском саду комбинированного вида «Сардана» села Хатыстыр прошел месячник психологического здоровья в ДОУ на тему «Детско-родительские.

Консультация для родителей «Формирование культуры безопасной жизнедеятельности как фактор укрепления здоровья дошкольников» Консультация для родителей «Формирование культуры безопасной жизнедеятельности как фактор укрепления здоровья дошкольников» Под термином.

Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ "Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ" Образовательная среда— это система влияний и условий формирования личности, а также.

Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей. В современном, динамичном мире, изменения,.

Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения у дошкольников Основные функции РППСдля формирования безопасного поведения у дошкольников: • Воспитательная функция. Наполнение и построение развивающей.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Сюжетно-ролевые игры как фактор формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах Аннотация Дети - самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды - обязанность родителей.

Дидактическая игра как средство обогащения образовательной среды в экологическом воспитании дошкольников Выступление на тему: «Дидактическая игра как средство обогащения образовательной среды в экологическом воспитании дошкольников» Подготовила:.

Эмоциональное благополучие как фактор интеллектуального развития, психического и физического здоровья дошкольника. Детство — уникальный период становления и развития личности. В этот период закладываются основные жизненные принципы и фундаментальные качества.

Здоровый образ жизни в семье как фактор сохранения здоровья детей Здоровый образ жизни в семье как фактор сохранения здоровья детей Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая безопасность образовательной среды, как фактор формирования психологического здоровья дошкольников
Опубликовано: 4 января 2019 в 06:23
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД