Марина Остапчук
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности
Актуальность проекта: Детский сад — это первая образовательная ступень, где закладываются основные ценности и нормы поведения. В этом возрасте дети активно воспринимают информацию и формируют свои представления о мире. Поэтому реализация долгосрочного проекта по гражданско-патриотическому воспитанию в детском саду является актуальной задачей, способствующей не только развитию личности ребенка, но и укреплению социальной сплоченности и стабильности в обществе.
Цель проекта
Целью долгосрочного проекта по гражданско-патриотическому воспитанию в детском саду является формирование у детей основ гражданственности и патриотизма через интеграцию образовательных, культурных и воспитательных мероприятий
Задачи:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о городах России;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Содержание проекта :
1 блок-Я и моя семья»
• Проекты: «Я и моё тело», «Моя семья», «Профессии моих родителей», «Папа, мама, я – читающая семья»;
• Фотовыставки и альбомы: «Моя семья», «Герб моей семьи», «Кем служил мой папа», «Дом в котором я живу», «Кем работают мои родители?»;
• Совместные досуги и праздники с родителями: «День Защитника Отечества», «Весёлые старты», «Папа, мама я - спортивная семья», «8 марта», «День матери», «День пожилого человека», «День рождения»;
• Акции: «Спасибо за жизнь», «Скорость не главное», «Круг жизни», «Подарок для любимых бабушек и дедушек».
2 блок «Детский сад»
• Проекты: «Мои любимые игрушки», «Наш детский сад», «Осень на участке детского сада», «Следопыты»;
• Экскурсии: «Кто работает в детском саду» с посещением кухни, прачечной, мед. кабинета и т. д. ;
• Праздники, мастер – классы и открытые занятия с участием родителей: «Открытка ко Дню отца», «День Защитника Отечества», «День матери».
• Прогулки «Времена года на участке детского сада»;
• Субботники: «Сделаем наш детский сад лучше».
3 блок «Родной город и родная природа»
• Проекты: «Прогулки по Санкт-Петербургу», «Моя улица, мой дом», «Экология моего города»;
• Чтение и заучивание стихов о природе и родном крае, временах года и достопримечательностях родного города;
• Знакомство с символикой родного города и его достопримечательностями, составление альбома «Я гуляю по Санкт- Петербургу»;
• Тематические занятия и беседы: «Мой город- Санкт-Петербург»,
• «День защиты животных»;
• Акции «Сделай добро - подари дом птицам», «Безопасный путь домой».
4 блок-«Моя страна- Россия»
• Занятия и тематические беседы: «Моя страна - Россия», «День народного единства», «День Государственного герба Российской Федерации», «День Конституции Российской Федерации», «Права детей»;
• Знакомство детей с русскими народными пословицами, поговорками, сказками, обычаями и обрядами, с прикладным искусством и народными костюмами;
• Составление альбома «Достопримечательности столицы России»;
• Акции в поддержку СВО: «Открытка солдату», «Вяжем на фронт»;
• «День родного языка»
• «История и культура страны»
5 блок «История и культура страны»
• Проект «Мы правнуки победителей»: акция «Платок солдата», конкурс среди родителей «Песни военных лет», детский конкурс чтецов, стенд «Помним, гордимся и чтим», мастер-класс по изготовлению лэпбука ко Дню Победы;
• День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады;
• Тематические беседы: «Всемирный день театра», «День защиты детей», неделя «Культура – детям»;
• «Составление альбомов: «Мои знаменитые соотечественники», «Чудеса России»;
• Народные праздники «Масленица», «Пасха», «Рождество».
Вывод: Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в детском саду является важным шагом в формировании у детей основ гражданственности и патриотизма. В ходе системной работы были достигнуты значительные результаты, которые способствовали всестороннему развитию детей и укреплению их связи с семьёй, городом, родной страной: развитию чувства гордости за свою страну, формированию знаний о истории, культуры и традициями своей страны, что позволило сформировать положительное отношение к своему наследию, воспитанию толерантного отношения к другим народам и культурам.
Праздники, конкурсы, выставки дали возможность детям проявить свои таланты и креативность, что также способствовало укреплению их идентичности.
Системная работа способствовала созданию единой образовательной среды, в которой активно участвовали не только дети, но и их родители. Это сотрудничество позволило создать условия для более глубокого понимания ценностей гражданственности и патриотизма.
Таким образом, работа по гражданско-патриотическому воспитанию в детском саду не только способствовала развитию личности ребенка, но и укрепила социальные связи в обществе и семье.
Важно продолжать эту работу, чтобы заложенные основы гражданственности и патриотизма стали прочными и устойчивыми на протяжении всей жизни детей.