Лучший педагог года

Проект по математическому развитию дошкольников «Путешествие во времени»

Оксана Петрова
Проект по математическому развитию дошкольников «Путешествие во времени»

Проект по математическому развитию дошкольников "Путешествие во времени"

Пояснительная записка

Время – это одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем.

Публикация «Проект по математическому развитию дошкольников „Путешествие во времени“» размещена в разделах

Формирование временных представлений является частью математической подготовки дошкольников, а также ознакомления с окружающим. Вся жизнь человека тесно связана со временем, умением измерять, распределять, экономить время. Современные условия развития общества требуют от человека сосредоточенности, целеустремленности, динамичности, способности организовывать свою деятельность во времени. Время, как объект познания, является чрезвычайно многогранной стороной окружающей реальности. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно.

Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени. Восприятие времени - это отражение длительности и последовательности явлений и событий.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе.

Овладение элементарными временными представлениями детьми дошкольного возраста возможны. Это доказывает разработанный мною проект по выявлению уровня сформированности временных представлений. Основная идея заключается в разработке методического комплекса, это ведет к тому, что представление о времени у детей быстро совершенствуются, становятся более систематичными, осознанными, развивается чувство времени.

Данный исследовательский педагогический проект обусловлен необходимостью изучения процесса формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.

Как дети научаться регулировать и планировать свою деятельность во времени создаст основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых при обучении в школе и в повседневной жизни.

Актуальность:

Несмотря на то что жизнь и деятельность детей изначально протекают во времени, представления о нем возникают у них сравнительно поздно. Существуют многочисленные трудности при освоении ребенком временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени : его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени. Освоение детьми времени осуществляется во взаимосвязи чувственного и логического: развитое «чувство времени» предполагает знание системы единиц его измерения. Совершенствование временных ориентировок у ребенка должно строиться на прочной сенсорной основе и содержать доступные для каждого возрастного периода временные категории.

Высокое качество учебно-воспитательного процесса – это, прежде всего, результат деятельности, которой можно чем-то измерить, подтвердить и оценить. Именно желание увидеть результат своей деятельности, и стало основой для выбора проекта «Мы и время».

Овладение элементарными временными представлениями детьми дошкольного возраста, возможны. Это доказывает разработанный мною проект по выявлению уровня сформированности временных представлений. Основная идея заключается в разработке методического комплекса, это ведет к тому, что представление о времени у детей быстро совершенствуются, становятся более систематичными, осознанными, развивается чувство времени.

Данный исследовательский педагогический проект обусловлен необходимостью изучения процесса формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.

Проблема:

Что такое время? Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. Первые представления о времени дети получают в дошкольный период. Смена дня и ночи, смена времени года, повторяемость режимных моментов в жизни ребенка - все это формирует временные представления. Однако, как временная последовательность событий, так и особенно понятие о продолжительности событий усваивается детьми с большим трудом.

У дошкольников складываются трудности в формировании временных представлений о днях недели, месяцах года, понимании относительности пространственных характеристик (вчера, сегодня, завтра, давно, раньше, позднее, в том числе в определении времени по часам, ориентировке по календарю.

Освоение детьми времени осуществляется во взаимосвязи чувственного и логического: развитое «чувство времени» предполагает знание системы единиц его измерения. Для поиска решения данной проблемы мною было принято решение включить в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми совместную работу над проектом «Мы и время».

Продолжительность: долгосрочный сентябрь 2015г. - май 2016г.

Тип проекта : информационно-познавательный.

Участники : дети, родители, воспитатели.

Цель: развивать «чувства времени» у детей дошкольного возраста c использованием разнообразных средств, методов и приемов.

Задачи:

Обучающие:

- дать понятие о времени;

- учить изменять ритм и темп своих действий;

- понимать назначение календаря, знать название и последовательность

времен года, месяцев, дней недели;

Развивающие :

- развивать логическое мышление, память;

- развивать речь, развивать лексическую грамотность, обогащать словарный запас;

- развивать чувство времени, активность, целеустремленность;

Воспитательные:

- воспиитывать умение беречь время;

- воспитывать чувство удовлетворение от выполнения заданий на время;

- воспитывать дисциплинированность, целеустремленность.

1. Подготовительный этап.

- Изучение общественного мнения среди родителей (анкетирование) по вопросам осведомленности о формировании у детей временных представлений (приложение 1)

- Составление плана – реализации мероприятий (приложение 2);

- Проведение консультации – практикума для родителей «Формирование у ребенка представлений о времени».

2. Разработка занятий и игр.

- Комплексы упражнений на формирование временных представлений о времени : «Время и его измерения : год, сезоны»; «Измерение времени : календарь»; «Измерение времени : часы» (приложение 3).

- Разработка авторских дидактических игр «Дружная семейка», «Капа и Тошка», Веер времени «Сутки

- Разработка наглядного материала, картотек, по формированию временных представлений по временам года.

- Составление авторской книги «Старичок Годовичок»

- Комплекс обучающих презентаций на закрепление представления детей о временах года : «В гости к весне», «Весна – растения», «Что такое весна», «Когда наступит лето», «Осень», «Что такое зима», «Зима», «Времена года».

- Презентации на закрепление представлений о частях суток и дней недели: «Сутки», «Дни недели».

- Презентации на закрепление представлений о часах и измерение времени по часам : «Фея чисел», «Учимся определять время по часам», «Какие бывают часы».

- Комплекс мультимедийныех игр: «Лето со смешариками», «Что такое зима?», «Части суток»

2. Основной этап. (сентябрь 2015г –май 2016г.)

Сроки Содержание Программные задачи

Сентябрь Игра: Веер времени «Сутки»

Чтение стихотворений, рассказов

Динамический этюд «Части суток»

Конспект по ФЭМП «День рождения Бабы – Яги»

Анкетирование родителей «Формировании у детей временных представлений» Цель: закрепить знания детей о частях суток

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о частях суток, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти.

Цель: развивать знания о последовательности: частей суток; времён года.

Цель: изучение общественного мнения среди родителей по вопросам осведомленности о формировании у детей временных представлений

Октябрь

Игра: Поезд «Дни недели»

Игра «Цвета радуги»

Исследовательская деятельность

Чтение художественной литературы

Цель: продолжать знакомить детей с временными понятиями, обогащать представления о днях недели.

Цель: уточнить представления детей о расположении цветов в радуге, познакомить с цветной моделью дней недели.

«Часы и время», «Как работают песочные часы»,

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Ноябрь Игра «Раскрой тайну числа»

Игра «Дружная семейка» (времена года)

Чтение художественной литературы

Цель: обогащать представления детей о днях недели.

Цель: обобщить и закрепить знания детей о временах года их последовательность.

Декабрь

Игровое упражнение «Муха-чистюха»

Игра «Дружная семейка»

(распределение месяцев по временам года)

Игра: Поезд «Дни недели»

(использование моделей дней недели)

Конспект по ФЭМП «Путешествие по планетам

времени»

Чтение художественной литературы

Цель: обогащать представления детей о днях недели, о порядке их следования, учить понимать юмористический смысл стихотворения; создавать у детей эмоционально-психологический комфорт, развивать память.

Цель: знакомить детей с месяцами их названием и последовательностью.

Цель: закрепить знания о днях недели, о порядке их следования, развивать смекалку, мышление.

Цель: формировать умение связывать названия частей суток, дней недели, времен года не только с конкретным содержанием деятельности детей, но и с более объективным показателем времени- природным изменением

С. Я. Маршак «Хороший день»

Январь

Игра «Капа и Тошка»

Развлечение «История часов, какие бывают часы?»

Конспект по ФЭМП «Снеговик с подарками»

Чтение художественной литературы

Цель: обогащать представления детей о явлениях природы, учить распределять одежду по сезонам.

Цель: закреплять понятие «времена года»; названий всех времён года, их последовательность, их различия.

С. Я. Маршак «Двеннадцать месяцев»

Февраль

Игра «Дружная семейка»

(распределение месяцев по временам года)

Игра – путешествие «Рассматривание пейзажей» (разные времена года и части сут

Рисование «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь».

Чтение художественной литературы

Цель: развивать знания о месяцах, о их последовательности.

Цель: обогащать словарный запас детей эстетическими, искусствоведческими терминами; развивать умение соотносить увиденное с собственными чувствами и личным опытом.

Цель: закрепить умение выделять особенности (циферблат, стрелки). Развивать воображение, творчество.

Й. Змай «Часы»,

Март

Игра «Чья неделька быстрее соберется»

Рассматривание фотографий родного города

Конспект по ФЭМП

«В Королевстве Времени»

Конкурс с родителями создаем музей часов «Тик - так»

Чтение художественной литературы

Цель: закрепить знания о днях недели, о порядке их следования

Цель: развивать умение соотносить увиденное с собственными чувствами и личным опытом, чувство гордости за красоту окружающей нас природы, любовь к родному городу.

Цель: уточнить знания детей о временах года, днях недели, времени; продолжать учить определять время по часам, развивать логическое мышление.

Цель: вызвать интерес у родителей к теме формирование временных представылений, интерес к созданию мини- музея «Тик- так»

Е. А. Ильина «Сказка про вчерашний день»

Апрель Игровое упражнение «Модель времени»

Построение модели недели (месяца, сезона)

Игра – путешествие «Времена года»

Чтение художественной литературы

Цель: формировать у детей представления о некоторых промежутках времени : части суток (утро, день, вечер, ночь); неделя – 7 дней; месяц – 4 недели. Сезоны: весна, лето, осень, зима

Цель: систематизировать знания детей о временах года и их последовательности.

Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу»

Май Математический КВН «Умники и умницы»

Музей часов «Тик - Так» Цель: закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.

3. Итоговый этап. (май –2016г.)

- Итоговое занятие «В Королевстве Времени»;

- Математический КВН «Умники и умницы»;

- Взаимодействие с семьей. «Создание мини музея «Тик - Так»

Предполагаемый результат: сформировать временные представления у детей старшего дошкольного возраста создать основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлиять на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность и т. д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе. Научить родителей владеть необходимыми приемами работы с детьми,

которые позволят им решать вопросы развития у детей восприятия времени в повседневной жизни.

В результате проекта дети стали :

- Воспроизводить последовательность, начиная с любой из частей суток;

- По памяти воспроизводить сезонные особенности того или иного времени года;

- Называть дни недели, начиная с любого дня. Определять прошедший день, текущий, будущий;

- Использовать календарь для определения временных интервалов. Называть, какое сегодня число, день недели, месяц и год;

- Ориентироваться в приборах для измерения времени. Определять время с точностью часа. Пытаться планировать свою деятельность.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку, она послужит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени даст детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности к школе.

Проект «Мы и Время» - это попытка актуального вопроса интеллектуального развития дошкольников посредством формирования у детей представлений о времени. Важно научить детей ценить и беречь время : регулировать свою деятельность во времени, т. е. ускорять и замедлять темп работы, вовремя заканчивать работу или игру. В связи с этим детям надо накопить опыт восприятия длительности временных отрезков. Проект учит детей все делать вовремя. Развитое чувство времени помогает детям стать более организованными, дисциплинированными.

Публикации по теме:

«Путешествие куклы по реке времени». Коллективный проект«Путешествие куклы по реке времени». Коллективный проект Актуальность проекта. Кукла — это радость, кукла — это сказка, Кукла — это детство, что вернётся вдруг., С куклой очень дружат и любовь.

Детско-родительский творческий проект «Путешествие по времени»Детско-родительский творческий проект «Путешествие по времени» Человек, который понапрасну теряет время замечает, как стареет. Е. Шварц ПАСПОРТ ПРОЕКТА Вид проекта: творческо-информационный. Продолжительность.

Долгосрочный проект по математическому развитию «Путешествие в страну математики» Проект долгосрочный познавательно - исследовательский Срок реализации проекта: октябрь-апрель Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Конспект занятия по математическому развитию дошкольников «Треугольник» Воспитатель: Семёновой Н. В. МДОУ"Детский сад №22" Тема:" Треугольник" Цель: познакомить детей с треугольниками и его свойствами Задачи: 1. Научить.

Конспект занятия по математическому развитию дошкольников Тема "Треугольник" Цель:познакомить детей с треугольником и его свойствами. Задачи: -учить различать и называть треугольник; -учить обследовать.

Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим» Пояснительная записка Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Цель проекта.

Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим» Проект «Математика вокруг нас.» Подготовила: воспитатель МБДОУ № 21 Скворцова Оксана Николаевна 2015 год Введение Проблема: развитие у.

Проект по математическому развитию дошкольников в условиях ФГОС ДО «Какая она-математика?» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район.

Проект по математическому развитию дошкольников в условиях ФГОС ДО «Увлекательная математика» Кто занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, вос-питывает настойчивость и упорство в дости-жении.

Занятие-исследование «Путешествие по реке времени» в старшей группе на тему «Животные разного времени»Занятие-исследование «Путешествие по реке времени» в старшей группе на тему «Животные разного времени» Технолоическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «Животные разного времени» Возрастная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по математическому развитию дошкольников «Путешествие во времени»
Опубликовано: 11 августа 2016 в 22:15
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД