Папки-передвижки

Проект по опытно-эксперементальной деятельности «Лаборатория Почемучек»

Храмченко Алиса
Проект по опытно-эксперементальной деятельности «Лаборатория Почемучек»

МБДОУ “Степашка ”

Проект

Экспериментальная деятельность в подготовительной группе

«Лаборатория Почемучек»

Исполнители:

- Воспитатель Храмченко Алиса Сергеевна

- Воспитанники и родители детского сада

Актуальность:

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив.

Публикация «Проект по опытно-эксперементальной деятельности „Лаборатория Почемучек“» размещена в разделах

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в успешности его обучения в школе.

Познавательно – исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов (почему? зачем? как).

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта : причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Н. Н. Поддьяков дал следующее определение понятию «детскому экспериментированию» : «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Цель проекта : практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта :

- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

- развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

- обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-симвческому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

- развивать наблюдательность;

- воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

- воспитывать желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид проекта : групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.

Сроки проведения: с 1 октября 2020 года по 30 мая 2020 года

Участники проекта : воспитатель группы, дети 6 -7 лет, родители.

Этапы реализации проекта :

I. Организационно-подготовительный

- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

- Определение цели и задач проекта;

- Подбор литературы, пособий, атрибутов;

- Мониторинг

II. Основной

- Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.

- Совместная деятельность

- Самостоятельная деятельность детей.

- Работа по проекту с родителями.

III. Заключительный

- Мониторинг

- Обобщение результатов работы;

- Анализ деятельности.

План реализации проекта :

Сентябрь

Игра-экспериментирование: Где тяжелее идти, ехать?

Задачи: 1. Познакомить со свойствами материалов, земли.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитывать интерес к явлениям природы.

Материалы: Песок, глина (сырая, камни, земля

Ход опыта : В контейнеры насыпать разное содержимое, полить водой. Провести машины по ним.

Игра-экспериментирование: Почему не тонет шар (мяч)

Задачи:1. Познакомить с воздухом.

2. Развивать наблюдательность.

3. Воспитывать интерес к объекту.

Материалы: Вода в тазу, шар, разные предметы

Ход опыта : Предложить опускать разные предметы. Затем выпускать воздух из шара (послушать звук).

Игра-экспериментирование: Где есть воздух?

Задачи: 1. Продолжать формировать представления детей о физических явлениях.

2. Воспитывать наблюдательность.

Материалы: Губка, вода и земля в контейнерах,

лупа

Ход опыта : Предложить сжать губку (что слышим).

Кусочки земли опускаются в воду (поднимаются пузырьки воздуха)

Игра-экспериментирование: Какой лист утонет?

Задачи: 1. Познакомить со свойством воды (удерживает легкие предметы).

2. Развивать любопытство.

Материал: Вода, лист сухой и мокрый с налипшей грязью.

Ход опыта : Опустить сухой лист - он не тонет, а с налипшей грязью, глиной - идет ко дну.

Октябрь

Игра-экспериментирование: Что случилось с хлебом?

Задачи: 1. Познакомить со свойствами роста мелких живых организмов и условиями для их роста.

2. Учить правильно хранить продукты (хлеб).

Материалы: Заплесневелый хлеб, лупа

Ход опыта : Рассмотреть в лупу грибы на кусочках хлеба

Игра-экспериментирование: Как сохранить яблоко?

Задачи: 1. Познакомить с влиянием воздуха на продукты, учить способам сохранения их качеств (цвет)

Материалы: Яблоко, лимон, блюдце, нож.

Ход опыта : Разрезать яблоко пополам, одну половинку смазать лимонным соком, а другую оставить так.

Игра-экспериментирование: Узнай по запаху, на вкус, на ощупь?-

Твои помощники.

Задачи: 1. Познакомить со свойствами органов чувств человека.

2. Развивать ощущения.

3. Уметь рассказать о них.

Материалы: Ширма, фрукты (яблоко, лимон, апельсин).

Ход опыта : Предложить потрогать рукой, понюхать и попробовать фрукты

Игра-экспериментирование: Найди то, о чем прошу?

Задачи: 1. Продолжить знакомить с особенностями своего организма.

2. Развивать интерес.

3. Учить сравнивать, вспоминать узнанное ранее.

Материалы: Ящик ощущений, камень и другие предметы

Ход опыта : Найти предмет среди других: холодный, гладкий, тонет в воде, используется в сказке «Три поросенка».

Ноябрь

Игра-экспериментирование: Почему мы стали теплее одеваться? Воздух.

Задачи: 1. Познакомить со свойствами теплого и холодного воздуха.

2. Развивать интерес к явлениям природы.

Материалы: Две свечки, спички, подставка.

Ход опыта : Поднести зажженную свечу при открытой двери, теплый воздух легче холодного и поднимается вверх, а снизу идет холодный, задувает.

Игра-экспериментирование: Это кто? Теневой театр

Задачи: 1. Продолжать знакомиться со свойствами света и тени.

2. Развивать творческое воображение.

3. Воспитывать наблюдательность.

Материалы: Лампа, экран, фигурки теневого театра.

Ход опыта : Предложить показать детям героя, другие должны узнать.

Игра-экспериментирование: Вырастим кристаллы соли

Задачи: 1. Познакомить со способностью соли растворяться в воде и показать кристаллизацию соли в соляном растворе.

Материалы: Стаканы с водой, ложки

Ход опыта : Растворить в стакане с водой 2-3 чайные ложки соли, перемешать, поставить на солнечное место. Через несколько дней посмотреть.

Игра-экспериментирование: Почему не тонет яйцо

Задачи: 1. Показать детям, что любое тело в соленой воде поддерживает не только вода, но и соль растворенная в воде.

Материалы: Две пол-литровые банки, стакан соли, двухлитровая банка, ложка, кувшин с водопроводной водой, два сырых яйца.

Ход опыта : В первую банку налить воду и опустить яйцо, во вторую банку добавить две столовые ложки соли - яйцо на поверхности. В двухлитровую перелить воду с банки - яйцо посередине.

Декабрь

Игра-экспериментирование: Какого цвета снег?

Задачи: 1. Расширить представления детей о физических свойствах снега.

2. Подвести к пониманию того, что снег только кажется белым (на солнце искриться, а он бесцветный.

Материалы: Бумага белая, банка, лупа, марля.

Ход опыта : Сравнить с цветом бумаги, рассмотреть в лупу сразу и пропустить через марлю, сравнить.

Игра-экспериментирование: Что случило с варежкой?

1. Продолжить знакомить со свойствами снега: от тепла превращается в воду, а на морозе замерзает.

2. Развивать интерес к предметам и явлениям природы.

Материалы: Варежки, лупы

Ход опыта : Вынести мокрые варежки (в которых дети уже играли со снегом, понаблюдать затем, внести в группу.

Игра-экспериментирование: Освободим игрушку из ледяного плена

Задачи: 1. Подвести к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.

2. Развивать речь и любознательность.

Материалы: Ведерко с вмерзшей в лед игрушкой

Ход опыта : Рассмотреть, спросить: как достать игрушку, оставить в группе, чтобы растаял лед

Игра-экспериментирование: Что случилось с водой? Украсим елку

Задачи: 1. Познакомить детей с превращением воды в лед.

2. Развивать сенсорные восприятия.

3. Способствовать становлению радостного настроения в ожидании праздника.

Материалы: Подкрашенная вода в формочках от конфет с нитками.

Ход опыта : В группе покрасить воду и разлить по формочкам, положить нитки.

Январь

Игра-экспериментирование: Чего боится лед?

Задачи: 1. Продолжать знакомить со свойствами льда, песка, соли.

2. Развивать любопытство.

3. Воспитывать наблюдательность.

Материалы: Лед в формочках, соль и песок в баночках

Ход опыта : Посыпать песком из песочницы,- какой стал лед? солью - трескается, тает.

Игра-экспериментирование: Цветной снег

Задачи: 1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды и снега (окрашивание).

2. Развивать творческую активность.

Материалы: Резиновые груши, окрашенная вода

Ход опыта : Предложить полить тонкой струей на снег, рисуя узоры на горке, крепости.

Игра-экспериментирование: Какие разные снежинки

Задачи: 1. Продолжить знакомить со свойствами снега.

2. Развивать наблюдательность, учить зарисовывать увиденное.

Материалы: Лупы, варежки.

Ход опыта : Рассматриваем в лупу, а потом зарисовываем в свой дневник.

Игра-экспериментирование: Почему не лепится снег

1. Продолжать знакомить со свойствами снега, показать зависимость от погоды (мокрый, рассыпчатый).

2. Учить использовать разные свойства.

Материалы: Лупы, варежки

Ход опыта : Попробовать слепить, рассмотреть снежинки в лупу в морозный день.

Февраль

Игра-экспериментирование: Что случилось с бутылкой

Задачи: 1. Продолжать знакомить со свойствами воды в мороз - при замерзании меняет объем.

2. Развивать речь - доказательства.

Материалы: Вода в стеклянной бутылке

Ход опыта : Вынести на мороз, поставить в емкость, чтобы стекло не разлетелось.

Игра-экспериментирование: Почему так скользко? (появление ледяной корки, наста)

Задачи: 1. Подвести к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда.

2. Развивать наблюдательность, интерес к исследованиям.

Материалы: Корочка ледяная вместе со снегом, лупы.

Ход опыта : Рассмотреть в лупу, проткнуть палочкой, погладить, послушать, как хрустит под ногами.

Игра-экспериментирование: «Зоркий глаз». Свойства глаз

Задачи: 1. Продолжать знакомить с организмом.

2. Развивать желание узнавать о себе что-то новое.

3. Воспитывать бережное отношение к глазам.

Материалы: Фонарик, дневник, фломастеры, зеркало.

Ход опыта : Рассмотреть глаза, нарисовать, обратить внимание на размер зрачка. Посвятить фонарем в глаза, посмотреть в зеркало - нарисовать.

Игра-экспериментирование: Поймай ветер

Задачи: 1. Продолжать знакомить с ветром, как с потоком воздуха.

2. Развивать интерес к явлениям неживой природы, воспитывать внимательность

Материалы: Ветродуи, палочки типа сачков, с пакетиками

Ход опыта : Предложить узнать с какой стороны дует ветер, и поймать его.

Март

Игра-экспериментирование: Подбери нужную почву

Задачи: 1. Познакомить с минералами и их свойствами.

2. Учить подбирать почву для растения по плотности.

3. Воспитывать аккуратность.

Материалы: Различная почва в горшках, палочки, вода в лейке.

Ход опыта : Предложить воткнуть палочки в разные горшки (трудно или легко, полить)

Игра-экспериментирование: «Бумажный вихрь»

Задачи: 1. Продолжить знакомить со свойствами бумаги (плотность)

Материалы: Трехлитровая банка, крышка с дыркой, резиновая груша, мелко порезанная бумага и картон.

Ход опыта : Положить в банку кусочки бумаги, закрыть крышкой, с помощью резиновой груши нагнетать воздух.

Игра-экспериментирование: Какой кораблик прочнее

Задачи: 1. Познакомить с разными сортами бумаги и их свойствами.

Материалы: Кораблики, сделанные из разных сортов бумаги.

Ход опыта : Прогноз,- какой кораблик дольше продержится на воде, не утонет

Игра-экспериментирование: Как заводы загрязняют воздух?

Задачи: 1. Познакомить с загрязнением воздуха.

2. Развивать исследовательский интерес.

3. Воспитывать желание беречь окружающую среду.

Материалы: Свечи, спички, стекло (или фарфоровая чашка)

Ход опыта : Зажечь свечу, подержать над стеклом (копоть)

Апрель

Игра-экспериментирование: «Высушим платочки»

Задачи: 1. Продолжать знакомить с температурой, воздействием ветра.

2. Учить сравнивать температуры и значение ветра.

3. Развивать любознательность.

Материалы: Мокрые платочки. Постирали платочки, где быстрее высохнут- на улице или в помещении

Игра-экспериментирование: Как можно очистить воду

Задачи: 1. Познакомить детей с процессом фильтрования воды (разные способы).

2. Развивать желание узнавать что-то новое.

Материалы: Песок, тряпочка, промокательная бумага, вата, вода грязная

Ход опыта : Предложить очистить воду разными способами, переливая через предложенный материал

Игра-экспериментирование: Отделите рис от манки

Задачи: 1. Познакомить детей с процессом сортировки круп.

2. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность.

Материалы: Сито и другая посуда, перемешанные крупы (манка, рис)

Ход опыта : Предложить детям перебрать крупу (трудно, попробуйте что-то использовать из посуды

Игра-экспериментирование: «Поменяй настроение»

Задачи: 1. Учить находить ассоциации между настроением и цветом, многоцветие мира.

2. Развивать наблюдательность.

3. Воспитывать доброжелательность

Материалы: Прозрачные пластиковые пластинки разных цветов, очки с разноцветными стеклами, черно- белые картинки.

Ход опыта : Предложить посмотреть на черно- белые картинки, беседа, на что похожа радость? (цвет, грусть? Смотрим в разноцветные стекла

Май

Игра-экспериментирование: «Солнечные зайчики»

Задачи: 1. Продолжить знакомство с явлениями неживой природы.

2. Развивать интерес к неживой природе.

Материалы: Зеркала по количеству детей

Ход опыта : Дети ловят солнечных зайчиков зеркалами, а потом играют парами (один пускает их, другой ловит).

Игра-экспериментирование: «Сила ветра»

Задачи: 1. Продолжить знакомить детей с ветром и со свойствами предметов (тяжелый, легкий).

2. Развивать сенсорное восприятие.

Материалы: Разнообразные предметы, различные по форме, величине, весу. (Перо, карандаш, картон, дерев. кубики)

Ход опыта : Положить на улице предметы на стол - подуть самим, чуть сдвинулось, предположить, что сдвинет ветер, проверить.

Игра-экспериментирование: «Поймай капельку»

Задачи: 1. Продолжать знакомить со свойствами природного объекта - водой.

2. Раскрыть понятие «круговорот воды в природе»

Материалы: Чайник с горячей водой, стаканы, стекла (блюдца).

Ход опыта : Разлить воду в стаканы и предложить накрыть стеклами, потом приподнять и рассмотреть капельки воды.

Игра-экспериментирование: «Что и чем можно измерить»

Задачи: 1. Закрепить умения и выполнение измерительных действий.

Материалы: Вода, молоко, крупа, лента, кукла

Ход опыта : Предложить измерить объем воды и молока, крупы, высоту куклы, длину ленты.

Ожидаемые результаты.

Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края

Мониторинг реализации проекта.

Диагностический инструментарий

Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников возможно использование следующего перечня вопросов к воспитанникам :

Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов.

1. Вопросы на выявление знаний о газообразном состоянии воды:(Что такое пар? Что ты знаешь о паре? Что ты знаешь о воздухе? Имеет ли вода (пар)запах, форму, цвет)

2. Вторая группа вопросов на выявление связи между агрегатным состоянием воды в зависимости от температуры: (Что происходит с водой на морозе? Почему? Снег может во что- нибудь превращаться? От чего это зависит? Что происходит со льдом в комнате? Почему? Что происходит в комнате с водой, если ее нагреть? Во что превращается вода при кипении)

3. Цель: Выяснить знания детей о свойствах песка. (Из чего состоит песок? В каких местах можно обнаружить песок? Почему говорят,что песок сыпучий? Что высыпать песок или глину? Как выглядят песчинки? Чем песчинки похожи, а чем отличаются)

Фотоотчет проделоной работы за год

Список литературы:

1. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы Москва. Мозаика – Синтез 2015г.

2. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе», «Вентана – Граф», 2007 г.

3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб, 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4 – 6 лет : из опыта работы/авт. – сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

9. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

10. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2 – е изд. – М: Мозаика – синтез. 2006г.

11. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

12. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

Публикации по теме:

«Лаборатория профессора Всезнайкина». Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности детей«Лаборатория профессора Всезнайкина». Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности детей Нам известно,что дети задают много вопросов,им интересно все что происходит вокруг,они хотят все узнать,все попробовать. Мы организовали.

Фотоотчет «У нас в гостях выездная «Лаборатория научной деятельности»Фотоотчет «У нас в гостях выездная «Лаборатория научной деятельности» Сегодня, 1 июня, мы отмечали международный день защиты детей. В садике состоялся большой праздник. А еще наши ребята подготовительной группы.

Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория Почемучек» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад №4» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно.

Проект исследовательской деятельности в семенной лаборатории «Мини-лаборатория мышонка Пика»Проект исследовательской деятельности в семенной лаборатории «Мини-лаборатория мышонка Пика» В своей группе «Акварелька» мы устроили "Мини -лабораторию мышонка Пик", которая помогает нам изучать мир, который нас окружает. В нашей.

Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа)Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа) Цель проектаОбогащение представлений детей об объектах неживой природы и обучению основам экологии, природопользования Сформировать у детей.

Проект «Лаборатория Почемучкина». Разновозрастная группа 5–7 лет Актуальность проекта Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические.

Проект опытно-экспериментальной деятельности «Разбуди весну зимой» (старший возраст)Проект опытно-экспериментальной деятельности «Разбуди весну зимой» (старший возраст) Введение Этот проект посвящен вопросу «Как из обычной луковицы может вырасти красивый цветок?» Предметом исследования является наблюдение.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Весенний огород «Маши и Медведя»Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Весенний огород «Маши и Медведя» Ежегодно весной в нашем детском саду проходит конкурс "Огород на окне". Я всегда с удовольствием принимаю в нем участие,так как проведение.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

Экологический проект «Лаборатория неживой природы»Экологический проект «Лаборатория неживой природы» Экологический проект "Лаборатория неживой природы" Назарова Т. А. Экологический проект «Лаборатория неживой природы». Расскажи – и я забуду,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по опытно-эксперементальной деятельности «Лаборатория Почемучек»
Опубликовано: 14 октября 2020 в 07:44
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД