МААМ-картинки

Проект по организации мини-музея в ДОУ «Не забыть нам их подвиг великий!»

ЕЛЕНА КАЛМЫКОВА
Проект по организации мини-музея в ДОУ «Не забыть нам их подвиг великий!»

«Каждый народ не просто хранит исторически

сложившиеся воспитательные традиции и

особенности, но и стремится перенести

их в будущее, чтобы не утратить исторического

национального лица и самобытности»

А. П. Гужвин

Почетный академик Международной

экологической академии

глава администрации

Астраханской области

Проблема патриотического воспитания детей и молодежи - одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении играют образовательные учреждения, детские и молодежные организации, в рамках, деятельности которых обеспечивается духовно-нравственное становление подрастающего поколения.

Публикация «Проект по организации мини-музея в ДОУ „Не забыть нам их подвиг великий!“» размещена в разделах

Проблема заключается так же в том, что нравственно-патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает.

По мнению А. П. Гужвина «Историческое развитие человечества невозможно без передачи накопленного опыта от старших поколений к младшим. С точки зрения воспитание детей есть формирование нашего будущего. К нему и обращена своими целями и задачами педагогика, имеющая серьезный этнический аспект, которым не станет пренебрегать настоящий воспитатель»

Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.

В нашем детском саду постоянно рождаются новые проекты. Так, одним из них в ДОУ стала работа по созданию мини-музея, которая проходила в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.

Подготовительный этап: в рамках подготовительного этапа на заседании педагогического совета педагоги обсудили, что такое мини-музей, каково его назначение в дошкольном образовательном учреждении.

Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по данной проблеме были проведены педсоветы, разработаны консультации, организованы открытые просмотры занятий с краеведческой направленностью. Опираясь на методические рекомендации, выделенные в парциальных программах по патриотическому воспитанию дошкольников, мы занялись организацией предметно-развивающей среды. Над проектом работала творческая группа педагогов: Андреева Елена Борисовна, Каленова Ольга Александровна, Леликова Наталья Константиновна, Рыбашлыкова Наталья Геннадьевна. Руководитель проекта : Калмыкова Елена Владимировна.

Были сформулированы основные задачи предстоящей работы. Коллективы каждой возрастной группы (воспитатели, дети и их родители) определяли тему и название мини-музея, место его размещения, разрабатывали модель будущей экспозиции.

Основная Концепция проекта по созданию и организации деятельности мини – музея «Не забыть нам их подвиг великий - его функциональность и целесообразность.

Мы считаем, что музей должен быть реальным помощником для педагогов, которые в доступной форме должны довести информацию об истории, культуре и традициях народа до каждого маленького гражданина.

При создании проекта мы опирались на рекомендации:

- ст. преподавателя кафедры гуманитарных общественных дисциплин ГАОУ АО ДПО «АИПКП» Ткачевой Э. Ю. ;

- заведующей научно-просветительским отделом Астраханской картинной галереи им. П. М. Догадина Страшко И. В. ;

- руководителя Зала боевой и трудовой славы МБОУ «СОШ №13», учителя истории и обществознания Соболевой Л. Н.

Выделив основные проблемы в развитии музея, мы приступили к определению и разработке целей и задач.

Целью создания мини-музея является

формирование у детей знаний об историческом прошлом страны связных с Великой Отечественной войной 1941-1945годов.

Цели педагогов:

- знакомить дошкольников с боевыми подвигами народа в годы

Великой Отечественной войны, с местами боевой славы, с песнями военных

лет;

- ориентировать родителей на приобщение детей к истории военных лет,

совершенствовать педагогику сотрудничества;

- обеспечивать условия для патриотического воспитания детей.

Задачи:

- расширение представлений о содержании музейной культуры;

- развитие навыков восприятия музейного языка;

- выявление творческих способностей детей;

- создание условий для творческого общения и сотрудничества;

- содействие развитию у детей: начал исторического и гражданского

самосознания, ощущения причастности к культуре, истории родного края.

В военно-историческом мини-музее детского сада "Не забыть нам их подвиг великий" представлены экспозиции:

1. «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны»

2 «.Книги о войне» (мини-библиотека)

3. «Письма с фронта»

4. «И танки наши быстры…»

5. «Дорогой Победы наших дедов»

Мини - музей "Не забыть нам их подвиг великий" является предметной развивающей средой для детей «Детского сада №11». Именно на основе музейно-образовательной среды мини – музея "Не забыть нам их подвиг великий" реализуется одна из основных идей проекта – идея визуального средового образования, основанная на понимании огромного значения для развития ребёнка социальной и предметной среды.

Данный проект мини-музея предусматривает тесное сотрудничество с историческими и этнографическими музеями города.

Неотъемлемой частью реализации проекта является активное участие и помощь родителей воспитанников в сборе материала для экспозиций мини - музея, организации экскурсий в исторические и этнографические музеи города.

Практический этап: это непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музея : сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.

Творческая группа в целях формирования у воспитанников ценного отношения к военной истории родного края организовала работу по поиску и изучению документов времен Великой Отечественной войны.

В процессе создания мини-музея учитывались следующие принципы:

интеграции - мини-музей учитывает содержание образовательной программы ДОУ и помогает в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;

деятельности и интерактивности - мини-музей предоставляет воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности, т. е. использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д. ;

природосообразности - мини-музей создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривает условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

научности - представленные экспонаты достоверно отражают тематику мини-музея, объясняют различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

гуманизации и партнерства - мини-музей предлагает условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";

культуросообразности - мини-музей ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;

динамичности и вариативности - экспозиция мини-музея постоянно дополняется и обновляется с учетом возрастных особенностей детей группы;

разнообразия - наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

регионального компонента - мини-музей предусматривает организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Формы, методы и приёмы работы.

Учитывая новизну проекта в содержательном аспекте, особое значение при её реализации приобретает фигура воспитателя – реализатора проекта. Музейно-образовательная специфика требует освоения воспитателем новых для него сфер – музееведения и народной культуры, особенно её регионального, местного компонента.

Реализация проекта по созданию и организации деятельности мини-музея «Не забыть нам их подвиг великий

Что имеем?

- Наличие теоретического и практического материалов по краеведению для работы с детьми.

- Наличие программы «Я – астраханец».

- Наличие в группах уголков родного края с необходимыми материалами и пособиями.

- Богатый набор литературы и иллюстрированного материала по знакомству с историей культурой города и края.

- Желание педагогов и родителей участвовать в сборе материала для экспозиций мини - музея, организации экскурсий в исторические и этнографические музеи города.

Что планируем сделать?

- Установление и поддержание взаимоотношений с учреждениями культуры города и края, музеями и выставками, салонами, институтами культуры и образования, с Домами детского творчества, с Музеями Боевой славы и т. д.

- Проведение праздников и развлечений, посиделок, мероприятий с детьми и взрослыми.

- Участие в праздниках, акциях, проводимых в районе и в городе.

- Проведение мероприятий, направленных на развитие исторических традиций.

- Посещение культурных учреждений города и праздников, проводимых администрацией города.

- Организация встреч с ветеранами ВОВ и интересными людьми.

- Организация уголков родного края в группах.

- Пополнение фонда музея новыми экспонатами.

- Организация библиотеки книг художественного и краеведческого содержания.

- Оформление тематических стендов.

- Изготовление дидактических игр и пособий.

- Разработка перспективных планов работы по данному направлению.

- Организация кружковой работы.

- Организация выставок работ детей и родителей.

- Выявление лучшего семейного опыта воспитания.

Ожидаемые результаты

- Повышение уровня этнокультурного развития воспитанников ДОУ:

- Понимание национальных ценностей.

- Посещение историко-краеведческих музеев детьми с педагогами и с родителями.

- Перенос полученных на занятиях знаний на современный опыт домашнего быта и в свободную деятельность детей.

Принципы функционирования музея:

- Соответствие возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

- Наглядность, которая обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.

- Интерактивность и полифункциональность музейного пространства.

- Психологическая комфортность и безопасность деятельности.

- Обеспечение необходимыми условиями поисковотворческой деятельности детей.

Характеристика помещения: мини-музей располагается в кабинете музейной педагогики общей площадью 9,1 кв. м. на 1 этаже 2 этажного здания; освещение естественное и люминесцентное (8 ламп); хранение экспонатов в шкафах, контейнерах, особо ценные экспонаты хранятся в сейфе.

В зале расположены шкафы и настенные стенды. Весь наглядный материал расположен на высоте, доступной детям дошкольного возраста, выполнен из современных материалов, красочно и эстетично оформлен. На полках и в удобных современных боксах расположены историко-этнографическая литература, дидактическая и художественная литература, диафильмы, слайды, карты и схемы.

Все экспонаты удобно размещены для восприятия детьми дошкольного возраста.

Имеются:

- книга отзывов и предложений,

- инвентарная книга поступлений и учета экспонатов.

Оценка фонда

В фонде мини-музея насчитывается около 10 подлинных экспонатов и 50 имитирующих экспонатов. В нашем мини-музее имеются наиболее ценные экспонаты, переданные командиром сводного поискового отряда «Лотос» Кучеровой Н. В. История этих предметов, времен ВОВ, пользуется огромным интересом среди детей и взрослых. Данные предметы были найдены при раскопках на «Вахтах Памяти» в Калужской области и Республики Калмыкия Яшкульский район посёлок Хулхута.

Физическое состояние: Представленные предметы находятся в удовлетворительном состоянии. Все предметы подвергаются при поступлении в фонд мини-музея чистке с учетом специфики материала, из которого они изготовлены. Предметы одежды стираются, проветриваются.

Учет и хранение:

В музее имеется книга поступлений (инвентарная книга, где указываются:

- дата поступления экспоната в музей;

- инвентарный номер экспоната;

- полное наименование предмета на русском языке;

- приблизительная датировка, автор, мастер, место производства;

- материал;

- техника выполнения;

- размер, количество;

- сохранность;

- откуда поступил, ФИО владельца;

- примечание

Условия хранения удовлетворительные.

Экскурсионно-массовая работа: Основные посетители – дети, посещающие детский сад, родители, педагоги микрорайона, учителя школ и школьники.

Материалы мини-музея широко используются на занятиях по патриотическому воспитанию, в совместной деятельности педагога с детьми, при проведении индивидуальной работы, в работе с родителями, при праздновании праздников, при подготовке к занятиям.

Заключительный этап: подведение итогов работы, открытие мини-музея в ДОУ, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующий мини-музей детского сада продолжает обновляться новыми экспозициями. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музея.

Таким образом, мини-музей, созданный руками педагогов, воспитанников и их родителей, становится интерактивным, а значит близким и понятным каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Литература

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие - М. : ЦГЛ., 2005

2. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1-2005.

3. Дошкольникам о защитниках Отечества /под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2006

4. Дарешина Е. И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. №5. – 2004. С. 19-22

5. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. №6-2003. С. 8-9

6. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников ДОУ. -М. :АРКТИ,2003

7. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Моя малая Родина //Управление ДОУ. 2005, №1

8. Лукина Л. И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении //Управление ДОУ №1-2004.

9. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников// Управление ДОУ №1-2005.

10. Мое отечество-Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста /Богачева И. В. и др. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005

11. С чего начинается Родина? / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. -М. :ТЦ сфера, 2003

12. Форталева Н. П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края//Управление ДОУ. -2005, №1

Публикации по теме:

Проект к Дню Победы «Не забыть нам этой даты, что победу принесла»Проект к Дню Победы «Не забыть нам этой даты, что победу принесла» В 2015 году была [ знаменательная дата – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Проектная деятельность «Создание мини-музея в ДОУ»Проектная деятельность «Создание мини-музея в ДОУ» Актуальность Создание мини-музея в ДОУ является весьма актуальной темой, так как в первую очередь решается одна из главных задач педагогического.

Конспект праздника, посвященный 9 Мая. «Не забудем их подвиг великий…» подготовительная группа. Звучит голос Левитана об окончании войны, объявлении праздничного парада. Под фонограмму песни «Москва, златые купола» дети с флажками маршем.

Консультация для педагогов «Организация мини-музея в группе ДОУ» ЧТО ТАКОЕ МИНИ-МУЗЕЙ? Что означает слово «музей»? Заглянем в «Энциклопедический словарь» (М. : Советская энциклопедия, 1979.). Музей- от.

Мастер-класс «Модель создания мини-музея в условиях ДОУ» Тип мастер-класса: Комбинированный. Вид мастер-класса: беседа, практическая работа. Цель: повышение компетентности педагогов в использовании.

Мастер-класс «Создание модели мини-музея в ДОУ» Цель: Взаимообмен опытом и методическими наработками. Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий.

Проект «Создание мини-музея в ДОУ»Проект «Создание мини-музея в ДОУ» Подготовили: Минкина В. И., Лобанова Т. Н. Проект: Создание мини - музея в ДОУ Тип проекта: ознакомительно-ориентировочный, познавательный,.

Обобщение опыта «Создание мини-музея в условиях ДОУ»Обобщение опыта «Создание мини-музея в условиях ДОУ» Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. Мини-музеи в детском саду позволяют воспитателям.

Проект по созданию мини-музея «Матрешка» Цель проекта: • Развитие эмоционально-ценностного отношения к русской культуре через художественно-продуктивную деятельность. • Формировать.

Сценарий праздника для старших дошкольников «Не забудем их подвиг великий» Сценарий праздника для старших дошкольников «Не забудем их подвиг великий» Автор: воспитатель первой квалификационной категории Неретина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по организации мини-музея в ДОУ «Не забыть нам их подвиг великий!»
Опубликовано: 17 января 2018 в 20:43
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД