Лариса Марышева
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с республикой Марий Эл. «Мы — жители Марий Эл»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Республика Марий Эл объединяет людей многих национальностей. У каждого народа устоявшаяся своя этническая культура, собственный язык, быт, традиции. Данный проект разработан в рамках внедрения ФГТ, с целью приобщения детей дошкольного возраста, родителей, сотрудников ДОУ к традиционной культуре и истории родного края и народов, проживающих в Республике Марий Эл. Проект предполагает развитие коммуникативных, изобразительных, музыкальных способностей детей, их творческой активности через организацию и построение предметно-развивающей среды с использованием предметов быта, художественными произведениями народов, проживающих в РМЭ, широкое использование игровой и познавательной деятельности.
Публикация «Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с республикой Марий Эл, „Мы — жители Марий Эл“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Марий Эл, Марийский край
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Цель: культурологическое развитие взрослых и детей в процессе познания исторических и духовных традиций, культур и языков народов РМЭ
Задачи:
– способствовать приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов, проживающих в Республике Марий Эл, их духовным и материальным ценностям;
– создать условия для ознакомления детей и родителей с историей народов РМЭ, формирования нравственных ценностей и духовных традиций разных народов, проживающих в Республике Марий Эл.
– систематизировать работу ДОУ по ознакомлению детей, родителей, педагогов с историко-культурным наследием Республики Марий Эл.
Вид проекта : творческо-познавательный, краткосрочный.
Место реализации проекта : муниципальное образовательное бюджетное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Пембинская начальная школа – детский сад», подготовительная к школе группа.
Участники проекта : педагоги МОБУ, родители, дети.
Актуальность проекта : у нас воспитываются дети разных национальностей. Это особенность Российской Федерации, исторически сложившейся как сообщество разных этносов, культур и религий. Понимание и принятие другой культуры предполагает ее изучение и поддержку, на основе полученных знаний совершается развитие творчества детей в различных видах деятельности (музыкальной, театрализованной, изобразительной, речевой) и, как следствие, развитие самосознания.
Проект построен на принципах культуросообразности:
– обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания;
– образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, фольклор, труд);
– высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной);
– развитие всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Мероприятия:
I этап: формирование знаний, представлений о национальной культуре народов, проживающих в Республике Марий Эл.
II этап: разучивание и использование национальных игр, песен.
III этап: сбор и создание предметов национальной культуры народов, проживающих в Республике Марий Эл.
IV этап: проведение праздника «Мы живем в Марий Эл», посвященного культуре и традициям марийского народа.
V этап: проведение праздника посвященного 70-летию образования Медведевского муниципального района.
Ожидаемые результаты:
1. Увлечение детей и взрослых исследовательской деятельностью – познание истории народов, живущих в Республике Марий Эл.
2. Закреплять знания о том, что
- независимо от национальности, люди придерживаются общепринятых норм поведения;
– в художественной литературе, сказках разных народов восхваляется смелость, правдивость, справедливость, высмеивается и порицается лень, лживость;
– произведения художественного творчества, одежды, предметы быта отличаются ярко выраженным колоритом;
3. Расширение диапазона знаний об окружающем мире;
4. Формирование психологически комфортной среды, свойственной творческому коллективу.
Этапы проекта.
1 неделя 1 этап:
• ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;
• разработка плана занимательной деятельности на период реализации проекта;
• Изучение материальной культуры народов Марий Эл (поселение, жилище, одежда, украшения, утварь, транспортные средства).
2 неделя 2 этап:
• Изучение духовной культуры, языка (сказки, пословицы, поговорки на языках народов РМЭ)
• Знакомство с общечеловеческими нравственными качествами, нормативной культурой (правилами общения между людьми внутри своего этноса и вне его).
• Разучивание с детьми песен, стихов на марийском и татарском языках, игра на традиционных музыкальных инструментах.
• Знакомство с играми народов РМЭ.
3 неделя 3 этап:
• Сбор и создание предметов национальной культуры народов, проживающих в Республике Марий Эл (помощь родителей воспитанников).
• Оформление национальных уголков (марийской и татарской культуры) в музее МОБУ.
• Изготовления родителями костюмов к праздникам.
4 неделя 4 этап. Проведение праздника «Мы живем в Марий Эл», посвященного культуре и традициям марийского народа
5 неделя 5 этап:
• Отчет о реализации проекта.
• Оформление, монтаж полученного материала по проекту.
• Проведение праздника, посвященного 70-летию образования Медведевского муниципального района
Сроки проведения 0ктябрь – ноябрь 2013 г.
Возраст детей 6 - 7 лет
Анализ результатов.
• Реализация данного проекта позволила педагогам и родителям развить у детей, в какой-то степени, все интегративные качества в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду».
• Обогащение материально-технической базы пособиями и изделиями, изготовленными участниками проекта.
• Формирование нравственной культуры социума с опорой на общественные традиции народов, проживающих в Республике Марий Эл.
• Духовное обогащение взрослых и детей как следствие познания быта, традиций, фольклора разных народов.
• Выявление талантливых детей и взрослых, сохранение народной культуры.
Литература.
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. : ЦГЛ., 2005.
2. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005.
3. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.
5. Валеев Ф. Х. Орнамент казанских татар. – Казань: Таткнигоиздат, 1969.
6. Валеев Ф. Х. Народное декоративное искусство Татарстана. – Казань: Таткнигоиздат, 1984.
7. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997.
8. Гулова Ф. Ф. Татарская народная вышивка. – Казань: Таткнигоиздат, 1984.
9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. – Москва, 1991.
10. Куклы в народных костюмах №19, Deagostini, 2012.
11. Кочетков Е. Раскраска "Народные костюмы", Москва, 2006.