Ирина Комарова
Проект по патриотическому воспитанию для подготовительной группы «Знатоки родного Пермского края»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ для подготовительной группы
Знатоки родного края
Аннотация проекта
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию для подготовительной группы „Знатоки родного Пермского края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Пермский край
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Проект разработан для работы с детьми подготовительного к школе дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего края, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения Пермского края, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
1. Проблемно-ориентированный анализ
Что же такое Родина? Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, сестрам, братьям. Познавая мир от взрослых, ребёнок приучается к традициям, религии и культуре своей семьи, а следственно и своего государства. В этом периоде жизни, он «впитывает всё как губка», запоминая даже малейшие детали.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. "Родной дом" – понятие, которое включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции, затем первые друзья малыша. Постепенно эти понятия расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом, улицей, но и родным городом, окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной, многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
2. Проблема
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Кроме того, недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно- патриотического воспитания в семье.
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
Воспитание патриотизма — это непростой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Тип проекта: коллективный, информационно – творческий.
Вид проекта –краткосрочный (с 16.01.23 по 30.01.23 года).
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Цель проекта: формирование и приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, его достопримечательностям, известным людям путем комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма.
Задачи проекта:
Обучающие:
• Формировать понятие Родины, как места, где человек родился, и края, где он живёт;
• Формировать общественную активность личности, гражданскую позицию;
• Закрепить знания детей о государственных символах Пермского края;
• Закрепить знания детей о пермских писателях и знакомство с их творчеством.
• Закрепить знания детей о пермских спортсменах, их достижениях в различных видах спорта.
• Закрепить знания детей о пермских предприятиях и их значении в жизни Пермского края.
• Повшение компетенции родителей через участие в он-лайн викторине «Знатоки Пермского края»
Развивающие:
• Развивать мышление, коммуникативные качества личности;
• Развивать познавательный интерес к изучению истории, культуры, природы родного края;
• Развивать самостоятельность, ответственность;
• Развивать навыки познавательной, творческой деятельности;
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к Пермскому краю как к малой Родине и чувство патриотизма;
• Воспитывать чувство гордости за свой край
• Воспитывать любовь к родителям, близким.
Ожидаемый результат для детей:
Для детей:
Результат Критерий
• символики Пермского края (герб, гимн Пермского края).
• Знаменитых детских писателей Пермского края и их произведения
• Знаменитых олимпийских чемпионов Пермского края, их достижения в спорте
• Пермские предприятия, имеющих важное значение для жизни города и страны
Дети должны гордиться:
• своим народом и его достижениями.
Называют все символы Пермского края, что нарисовано на гербе, есть гимн
Называют 2-3 имени детских писателя Пермского края и их произведения
Называет 2-3 имени олимпийских чемпионов и вид спорта, в котором они достигли успехов
Называет 2-3 предприятия и их продукцию
Для родителей:
• Активное участие родителей в реализации проекта: в выставках и других видах деятельности;
• Укрепление взаимоотношений между детьми, родителями детей и педагогами;
• Приобретение новых неизвестных до сих пор знаний об истории нашего Пермского края через участие в он-лайн викторине «Знатоки Пермского края
• Осознание родителями важности гражданско-патриотического воспитания детей
Для педагога.
• Разработать методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
• Повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, поможет сформировать заботливое отношение к нашей Родине.
• Сформировать интерес к новому виду сотрудничества с семьей.
• Сформировать мотивацию использования метода проектов в педагогической деятельности.
• Создать методическую копилку по планированию проектной деятельности.
Продукт деятельности
Для детей:
• Организация выставок детского продуктивного творчества по плану проекта
Для родителей:
• Оформление консультации для родителей в соответствии с планом проекта
• Привлечение родителей в оказании посильной помощи в организации и реализации нравственно – патриотического проекта через расширение и обогащение предметно – развивающей среды;
• Участие в он-лайн викторине «Знатоки Пермского края»
• Фотоотчеты о проведенных мероприятиях с детьми
• Повышение компетенции родителей в воспитании патриотических качеств в дошкольном возрасте через информационные буклеты «Роль родителей в формировании патриотических чувств»,
Для педагогов:
• Формирование методической копилки по теме для осуществления совместной деятельности с детьми;
• Разработка конспектов НОД; мероприятий в соответствии с планом проекта
Этапы реализации проекта
№ Этапы Цель Сроки
1. Подготовительный этап 1. Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария
2. информирование родителей по теме проекта;
3. пополнение предметно-развивающей среды;
4. подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед;
5. подборка детской литературы по тематике проекта.
6. Буклеты
«Роль родителей в формировании патриотических чувств»,
Январь
2. Основной (практический 1. Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями;
2. внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей.
Январь
3. Обобщающе-результативный этап 1. Создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе. Январь
4. Презентация Январь
План мероприятий:
№ п/п Направление Тема мероприятия Форма проведения
1. «Физическое развитие» 1. Беседа «
2. Беседа «Мой города. Интересные места»
4. Беседа «Мой край. Символы».
5. Пальчиковые игры: «Семья».
6. Физминутки; НОД, совместная деятельность в режимных моментах, дидактические игры, драматизация, работа с родителями
2. «Социально-коммуникативное развитие” 1. Сюжетно-ролевые игры: «Мой адрес», «Малая Родина», «Гербы городов Пермского края.
2. Ситуация «Где мы будем жить, если не будет дома?»
3. Беседы: «Пермь -»
4. Игровые ситуации: «Узнай, где я нахожусь?»
5. Дидактические игры: «Узнай наш флаг» «Кто в какой стране живет?» «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов к слову «береза») «Собери герб»
6. Виртуальная экскурсия по городу (просмотр презентации «Достопримечательности Перми, города, края»).
. «Познавательное развитие». 1. НОД: «С чего начинается Родина»,
2. «Мой родной город: памятные места»
3. Презентация: «Город чудный – город древний»
4. Наблюдение (рассматривание): ближайших улиц города, микрорайона.
5. Дидактические игры: «Мой адрес», «Поиски добрых слов», «Наша страна», «Малая Родина»
4. «Речевое развитие». 1. НОД: Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина».
2. Чтение х/л: «А, Прокофьев «Нет на свете Родины красивей»
3. Поговорки и пословицы о России
4. Дидактические игры: «Назови ласково», «Скажи на оборот», «Семейка слов».
4. Беседы «Как велика моя земля, как широки ее просторы»,
6. Просмотр презентаций «Пермский край»
5. «Художественно-эстетическое развитие». 1. Аппликация»: «Флаг Пермского края»
2. Раскрашивание: «Любимые виды спорта пермских спортсменов»
3. Раскрашивание «Сюжеты сказок пермских писателей»
4. Музыка: Слушание «Гимн Пермского края».
Итоговое мероприятие Квест для детей «На поиски карты»
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационные ресурсы:
виртуальные экскурсии, презентации
Учебно-методические ресурсы:
Фонд методического кабинета:
• Библиотека;
• Фонотека.
Материально-технические ресурсы:
- Оформление фотоальбомов достопримечательностей, памятных мест,
- Атрибуты для игр (фигурки людей, животных, птиц);
- Оформление фотоальбомов мест проживания воспитанников, социальных объектов и предприятий.
- Канцелярские товары (картон, цветная бумага, пластилин, карандаши, краски, клей)
- Природный и бросовый материал.
Риски и пути преодоления рисков
Риски:
• Снижение интереса воспитанников в ходе реализации долгосрочного проекта
Пути преодоления рисков:
• Смена продуктивных видов деятельности в ходе работы над частями и составляющими проекта
• Поддержка детской инициативы в ходе работы над проектом
• Совместная работа всей группы детей с родителями.
• Поддержание бережного отношения к наглядным пособиям, дидактическим играм, альбомам, не равнодушное отношение к совместному творчеству.
Реализация проекта
а) НОД «Знаменитые детские писатели Пермского края» 23.01.23 Все дети группы
б) НОД «Знаменитые Олимпийские чемпионы Пермского края» 24.01.23 Все дети группы
в) НОД «Значимые предприятия Пермского края» 25.014 Все дети группы
г) Он-лайн викторина для родителей «Знатоки Пермского края» С 23.01.23 по 27.01.23 Ежедневно не менее 5 человек
д) Итоговое мероприятие для детей – квест «На поиски карты» 27.01.23 Все дети группы
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы детей, бережному отношению к малой Родине, нравственно–патриотическому воспитанию и развитию игровой деятельности.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только создать методические материалы, дидактические игры как продукт реализации, но и дает толчок для дальнейшего развития и преобразования в ходе самостоятельной игры
Результатом освоения данного проекта является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно- нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое Пермского края.
Перспективы развития проек
та:[/b]
В дальнейшем предполагается распространения полученного опыта через публикацию его на различных педагогических сайтах.
Используемая литература:
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
3. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа. - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
4. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2013. (Серия «Вместе с детьми».)
5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М. : «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009.
7. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.
8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
9. Полынова В. К., Ветокина А. Я., Дмитренко С. П., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Савельева О. В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.
10. Смирнова Т. В., Филиппова Т. Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010.