Татьяна Мальгина
Проект по патриотическому воспитанию «Мы — часть России» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по патриотическому воспитанию
«Мы- часть России» (подготовительная группа).
Актуальность проекта
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Мы — часть России“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
А. Н. Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.»
Период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации : «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Воспитание патриотизма — это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
I этап проекта (основные шаги по реализации проекта).
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.
Цель проекта :
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России.
Задачи проекта :
Закрепить знания о государственной символике РФ.
Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Воспитывать интерес к истории своей Родины.
Расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством.
Закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках.
Расширять знания о малой родине.
Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.
Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим.
Расширять предметно-развивающую среду.
Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
Воспитывать активную жизненную позицию.
Расширять словарный запас.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Вид проекта : групповой, информационный практико – ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации: 6 месяцев
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие, «Физическое развитие».
Основные этапы по реализации проекта : постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария ( картотеки: стихи, пословицы и поговорки о Родине; консультации для родителей, памятки; проведение совместных мероприятий с родителями, презентация проекта).
Описание продукта
Создание картотеки: «Стихи о России», «Стихи об Урале», «Стихи о народном прикладном искусстве», «Русские народные игры», «Пословицы и поговорки»; Фотоальбомы: «Мой город- Краснотурьинск», «Башни Кремля», «Боевая техника России», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Макет: «Русская изба».
Выставки детских работ: «Матрёшка», «Хохлома», «Гжель», «Дымковская игрушка».
Создание предметно-развивающей среды: «Моя Россия», «Мой город-Краснотурьинск», «Моя семья», «Урал – опорный край державы», «Народное прикладное искусство Урала», «Народные музыкальные инструменты», «В гостях у сказки», альбомы детских рисунков «По сказкам Бажова».
Презентация проекта «Мы - часть России».
Ожидаемый результат:
Для детей:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
У детей более глубокие знания о России, Урале, родном городе.
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
Формы работы с детьми:
•Непосредственно образовательная деятельность;
•Экскурсии, наблюдение, прогулки;
•Викторины;
•Праздники;
•Чтение художественной литературы;
•Беседы;
•Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые);
•Художественное творчество;
• Мультимедийные презентации.
Формы работы с родителями:
•Консультации;
•Совместная работа с детьми;
•Участие в конкурсах;
•Помощь в подготовке праздников и развлечений;
II этап проекта (основной) :
Перспективный план работы по реализации проекта
Сентябрь
1 Блок – Семья. Детский сад.
Беседы:
«Традиции моей семьи».
«Что означает моё имя».
«Мамочка любимая».
«Мой самый лучший детский сад».
Рассматривание фотоальбомов и иллюстраций.
Фотоколлаж с семейными фотографиями.
Фотоколлаж «Ах, как хорошо в садике живётся».
Мини -альбом «Значение моего имени».
Чтение художественной литературы: Я. Аким «Моя родня», В. Драгунский «Моя сестра Ксения», З. Александрова «Посидим в тишине», ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, про дружбу.
Художественное творчество:
Рисование «Дом, в котором я живу», «Моя семья».
Аппликация «Витаминки в корзинке».
Развлечение: «День знаний».
Д/игры «Кто старше?», «У кого сегодня день рожденья?», упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?».
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Детский сад».
Настольный театр: «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Три поросёнка».
Описательные рассказы: «О ком из своей семьи тебе хочется больше всего рассказать?», «Чем в детском саду нравиться заниматься?»
Подвижные игры: р/н игры «Пирог», «Горелки», «Карусели», «Золотые ворота».
Экскурсии: Прогулка по улицам посёлка, рассматривание наиболее ярких типов архитектурных деревянных строений (резные ставни, ворота, на игровую площадку двора.
Работа с родителями:
Консультации:
«Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников».
Создание творческого мини- альбома «Значение имени вашего ребёнка».
Участие в муниципальном конкурсе «Краснотурьинск- город первой ребячьей мечты»
Анкетирование: «Какие достопримечательности города знакомы вашей семье?».
Октябрь
2 Блок Малая Родина
Беседы:
«День пожилых людей».
«Краснотурьинск- маленький Ленинград».
«Свердловская область- самоцветный край».
«Уральские умельцы».
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Книги П. П. Бажова, рассматривание символики города - Краснотурьинск, книга автора Марата Валеева «Краснотурьинские рассказы», фотоальбом «Перелётные птицы Урала», «Мой обновлённый город». Просмотр презентаций: Альбом народного промысла умельцев Свердловской области: «Сысертский фарфор, художественная ковка, лаковая роспись по металлу «Нижнетагильские подносы»; рассматривание коллекции полезных ископаемых Урала.
Художественное творчество:
Аппликация «Открытка для бабушки и дедушки».
Рисование по сказкам Бажова.
Лепка «Урожай моего огорода».
Чтение художественной литературы: П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Огневушка - поскакушка».
Разучивание стихотворения Б. Углинских «Мой Краснотурьинск»
Экскурсии:
В краеведческий музей «Самовар всегда в почёте!», Федоровский геологический музей «В гости к хозяйке медной горы».
Д/ игры: «Дом, улица, город», «Заборчик», «Дом»
Подвижные игры: р/н игры «Совушка», «Бубенцы», «Со вьюном хожу».
Описательный рассказ: «Дом в котором я живу».
Участие в городском конкурсе- фестивале видеороликов «Краснотурьинск глазами детей».
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Выставка поделок из овощей и фруктов.
Ноябрь
3 Блок «Россия - Родина моя»
Беседы:
«Как возникла Россия?».
«Государственные символы России».
«Президент России».
«Богатства России».
НОД: «Широка страна моя родная».
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Фотоальбом «Россия – моя страна», Карта России, иллюстрации «Животные России», «Военно-воздушные силы России», «Символика РФ», «Правители России».
Художественное творчество:
Аппликация «Флаг РФ».
Рисование «Кремль».
Рисование по сказкам А. С. Пушкина
Чтение художественной литературы: Русские народные сказки «Крошечка-ховрошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», чтение и разучивание стихотворений о России
Д/ игры: «Что мы делаем?», «Флаг России», «Подбери признак».
Подвижные игры: р/ н игры: «Горелки с платочком», «Дедушка - рожок», хороводная игра «Ищет Ваня».
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль родителей в возрождении русских традиций и обычаев».
Декабрь
4 Блок «Обычаи и традиции Русского народа».»
Беседы:
«Русское гостеприимство».
«Семейные традиции».
«История праздника Новый год».
«Праздник – это весело».
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Основные зимние праздники», открытки на тему «Новый год», «Русский народный костюм», «Зимующие птицы России».
Художественное творчество:
Рисование «Новый год» (солью, жидким солёным тестом)».
Поделка из вторичного материала «Эко-Ёлочка».
Объё мная поделка: «Зима в деревне».
НОД: «Русские традиции и обычаи».
Чтение художественной литературы: Чтение русских народных сказок, чтение и разучивание стихотворений о новогоднем празднике, зиме.
Подвижные игры: р/ н игры: «Пирожок», «Гуси - лебеди», «Два мороза», «Мороз-красный нос».
Праздник: «Новогодние приключения»
Работа с родителями:
Консультации:
«Новый год у ворот- возрождение русских традиций».
Новогодняя выставка «Валенок».
Январь
5 Блок Народное творчество
Беседы:
«Народные промыслы Урала».
«Устное народное творчество».
«Русская матрёшка».
«Хороводные игры на Руси».
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Иллюстрации «Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись, «Народные промыслы Урала», «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Художественное творчество:
Рисование «Чайник расписанной», «Хохломская досочка»,
Аппликация «Дымковская барышня»,
изготовление объёмной матрёшки в технике «Папье-маше».
НОД: «Игрушки наших бабушек».
Чтение художественной литературы: р/н сказки «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», «Крупеничка»
Экскурсии: в краеведческий музей («Русская изба»).
Д/ игры: «Что из чего?», "Найди лишнее", "Это что за завиток?"
Подвижные игры: р/н игры «Гори, гори ясно», «Дедушко- медведушко», «Как на горке», «Ручеёк»
Работа с родителями:
Консультации:
«Какие русские народные сказки читать детям?»
Февраль
6 Блок Защитники отечества. Масленица.
Беседы:
«День Защитника Отечества».
«Наша родная армия».
«Масляная неделя».
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Военная техника», «Вооружённые силы РФ», «ВВС России», «Ордена и медали России», «Праздник Масленица»
НОД: «Путешествие по России»
Художественное творчество:
Рисование: «Пограничник с собакой», «Портрет защитника Отечества».
Аппликация «Открытка для папы»
Поделка: «Масленица»
Чтение художественной литературы: Разучивание стихов и песен об армии и военных. Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», рассказ Ю. Коваля «На границе», Я. Длуголенский «Что могут солдаты», чтение и разучивание стихотворение, пословиц и поговорок про масленицу.
Экскурсии:
Клуб «Индекс» развлечение «Проводы русской зимы»
Д/ игры: «Кому что нужно», «Назови войска».
С/ р игры: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки».
Подвижные игры: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики»
р/н игры «Золотые ворота», «Ручеёк», «Бояре».
Соревнования между детскими садами: Военно-патриотическая игра «Зарничка»
Праздники: «День защитника отечества», «Масленица»
Работа с родителями:
Консультации:
«Ребёнок и его родина»
Презентация проекта : «Я часть России»
Итоги проекта :
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордиться Россией. Более глубоко изучили историю родного города, расширили представления о работе шахтёров, с помощью целевых прогулок и экскурсий закрепили названия улиц, познакомились с учреждениями культуры и образования. Расширили знания детей об Урале, говорили о «Сысертском фарфоре», рассматривали изделия из мрамора и мраморной крошки, с удовольствием изучали «Нижнетагильскую роспись» подносов, художественную ковку изделий, виды архитектурного деревянного зодчества, читали Уральские сказы П. П. Бажова, говорили о легендах Урала. Ребята познакомились с историей России, образованием государства, знают первого царя, и президентов, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры, более детально изучили Кремль, его башни – от чего они получили своё название. Дети с удовольствием изучали карту России, карту Свердловской области-искали различные города. С помощью красной книги России, ребята изучали животных, проживающих на территории РФ, области; познакомились с исчезающими видами животных России и Урала. Расширяли знания о матрёшке, познакомились с видом творчества-валянием. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами, посещали городские музеи, где знакомились с достопримечательностями Уральского края, родного города. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Совместно с родителями расширила предметно-развивающую среду. Родители принимали активное участие в реализации проекта.