Ксения Ворганова
Проект по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Искру туши до пожара, беду отведи до удара!»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара — дети, 3/4 из них - дошкольники.
Публикация «Проект по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста „Искру туши до пожара, беду отведи до удара!“» размещена в разделах
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребёнка во время пожара, показывает, что малыш отличает пассивно-оборонительная реакция: ребёнок от страха прячется в укромный угол комнаты вместо того чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем детям свойственна тяга к огню, поэтому запреты, как правило, малоэффективны.
Таким образом, можно сделать вывод, что учить детей свойствам огня и умению эвакуироваться в случае пожара необходимо с дошкольного возраста.
Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность – поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.
Цель проекта :
- Формировать у детей основы пожарной безопасности, навыков осознанного поведения: создавать условия для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ, дома, в лесу.
Задачи проекта :
Образовательные
- Познакомить с историей возникновения огня.
- Дать представление о функциях огня («огонь – друг; огонь - враг»);
- Формировать знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара;
- Познакомить детей с профессией пожарного.
Развивающие
- Развивать творческие способности дошкольников
- Развитие самостоятельности, активности, ответственности;
- Развитие интереса к познанию.
Воспитательные
- Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
- Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
- Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Практические
- Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
- Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
- Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
- Вовлечь их в образовательный процесс ДОУ
Принципы реализации проекта :
- Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
- Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
- Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
- Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Субъекты проекта :
- Воспитатели.
- Дети 5-7 лет.
- Родители.
Ожидаемый результат:
- Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий.
- Профилактика панического страха перед огнём.
- Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.
- Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
- Изменение отношения родителей к данной проблеме.
Срок реализации проекта : 2 недели.
Система работы по данной проблеме включает:
- создание предметной среды (художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки, номера телефонов служб);
- совместную деятельность педагога и детей (наблюдение, беседы, дидактические игры, игры - занятия, вечера досуга, КВН, конкурсы рисунков на лучшее знание чрезвычайных ситуаций и умение вести себя в них);
- взаимодействие с родителями (создание наглядного и письменного материалов, проведение семинаров – практикумов по типу круглого стола, организация совместных досугов);
- взаимосвязь с работниками службы безопасности
Реализация проекта
День первый Работа с родителями
- Информационно – наглядная агитация по вопросам пожарной безопасности.
- Лекция сотрудников пожарной службы.
- Презентация обучающего проекта «Дни противопожарной безопасности в ДОУ»
- Объявление конкурса детско-родительского плаката «Не играй с огнём»
- Анкета для родителей по теме.
День второй «Что такое огонь?»
- Беседа с детьми «Происхождение и укрощение огня».
- Дидактические игры «Горит — не горит», «Источники света и тепла».
- Чтение произведения К. И. Чуковского «Путаница».
День третий «Полезный огонь»
- Конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Огневик и облачные слоны»
- Чтение сказок «Как человек подружился с огнём», «Как огонь воду замуж взял» [«Дошкольное воспитание» №5 2006 стр. 120]
- Познавательное занятие «Огонь – друг, огонь - враг».
День четвёртый «Опасный огонь»
- Дидактическая игра «Причины пожаров».
- Игра «Пожароопасные предметы» (отгадывание загадок).
- Прослушивание сказки «Кошкин дом» в исполнении мастеров художественного слова.
- Интегрированное занятие «Саламандра – повелительница огня». (Познавательное развитие, аппликация, лепка).
День пятый «Правила пожарной безопасности в ДОУ»
- Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.
- Спортивное развлечение «Пожарный номер – 01».
- Чтение сказки С. Я. Маршака «Дядя Стёпа»
День шестой «Правила пожарной безопасности дома»
- Практическое занятие «Чтобы не было беды».
- Игровые ситуации: «Если в доме что-то загорелось», «Если в квартире много дыма».
- Просмотр видеофильма о пожаре и работе пожарных по спасению людей. (Фрагменты из телепередач, новостей с сообщениями о пожаре).
- Чтение произведения С. Я. Маршака «Пожар».
День седьмой «Правила пожарной безопасности в лесу»
- Познавательное занятие «Чудо-дерево».
- Просмотр отрывка о пожаре в лесу из мультипликационного фильма «Бемби»;
- Конкурс стихотворений на тему «Спички детям не игрушка»
День восьмой «Что такое служба противопожарной безопасности»
- Беседа «В жизни всегда есть место подвигу» (знакомство с профессией пожарный).
- Экскурсия в пожарную часть (с привлечением родителей).
- Викторина «Пожарным можешь ты не быть…».
День девятый «Огонь в литературе»
- Чтение произведения Б. Жидкова «Пожар», «Дым», «Пожар в море» Л. Толстого «Пожар», «Пожарные собаки»
- Литературная викторина.
- «Огонь в картинках и загадках»
День десятый Итоговый день
- Тестирование детей.
- Тренировочная эвакуация. Тренинги: эвакуация детей из здания, сверка списочного состава с фактическим наличием эвакуированных детей, размещение их в заранее назначенном месте.
Презентация проекта Совместный с родителями досуг «Пожар в лесу» (музыкальная сказка)
Краткое описание выполненного проекта
Проект предназначен для педагогов, детей и родителей. ориентирован на изучение вопросов по темам «Пожарная безопасность». Материалы проекта используются в совместной образовательной деятельности с детьми, методической работе с кадрами и родителями. Осуществление проекта научил всех участников бережно относиться к окружающему миру, заботиться о своей и общественной безопасности. Данный проект побудил к поиску дополнительной информации, расширил кругозор детей, педагогов и родителей.
Перспектива развития проекта
Такой проект нужно проводить каждый год, дополняя его и расширяя знания педагогов, детей и родителей по данной теме.
Литература:
К. Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников.
Н. Н. Авдеева. О. Л. Князева. Р. Б. Стеркина Безопасность
И. Л. Саво «Пожарная безопасность в детском саду».
В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие».
В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада».
В. А. Степанов «Азбука в загадках».
Журнал «Ребёнок в детском саду» № 6 2006 год.
Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 2006 год.
Газета «Дошкольное образование» № 13 2008 год.
С. Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом».
Л. Н. Толстой «Пожарные собаки».
Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар».
К. Чуковский «Путаница»
«Жили-были» №6 2003 год.