Гейнц Светлана
Краткосрочный проект по развитию речи в средней группе «Моя Родина — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«Русский народ не должен терять своего нравственно-патриотического авторитета среди других народов, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» Д. С. Лихачев.
Публикация «Краткосрочный проект по развитию речи в средней группе „Моя Родина — Россия“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родина, Россия. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Очень важно помнить историю своей Родины. Это воспитывает в ребёнке дух патриотизма. Народная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Паспорт проекта
Название проекта : «Моя Родина-Россия»
Тип проекта : Патриотический познавательно-творческий, физкультурно- оздоровительный.
Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста 4 - 5 лет, родители воспитанников, воспитатели группы,физ. инструктор.
Продолжительность: краткосрочный (2 ноября – 6 ноября 2020 г.)
Этапы реализации проекта :
1 этап – Подготовительно-проектировочный
2 этап – Практический
3 этап - Обобщающе-результативный
Области интеграции : познание, художественная литература, музыка, художественное творчество, социализация, труд, безопасность, физическая культура.
Актуальность проекта.
Дошкольное детство - период начальной социализации ребенка, приобщение к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В этом возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к своей Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь ее богатства.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, поселке, приобщение к миру его культуры, развитие интереса к народным традициям и промыслам, воспитание привязанности и любви к своей семье, детскому саду, интереса и уважения к труду, формирование бережного отношения к природе родного края.
Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога.
Дошкольный возраст- это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Родной край- это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны. Эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины. Дорога в будущее лежит через прошлое и настоящее.
Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе- всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
Проблема проекта.
Детей необходимо приобщать к народным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям народной культуры, любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса. Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая Родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.
Цели и задачи проекта «Моя Родина Россия»
Цель: формирование гражданских и патриотических чувств, чувства любви к Родине, родному краю, городу у детей среднего дошкольного возраста; знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.
Воспитывать патриотические чувства любви к своей Родине – России через двигательную деятельность.
Комплексный план мероприятий, состоящий из разнообразных видов физкультурно-оздоровительной работы, направленной на формирование личности в социально – психологическом, интеллектуальном, двигательном развитии.
Задачи:
• Дать первоначальные знания детям о своей стране;
• Подведение детей к осознанию собственной принадлежности к Родине, Отечеству и ощущению себя частью большого человеческого сообщества;
• Развитие мышления, речи, внимания, памяти, совершенствование двигательных умений и навыков;
• Воспитание любви и уважения к Родине, родному краю, умение видеть прекрасное,гордиться им;
• Привить детям, любовь к народно - прикладному искусству, формировать художественно - эстетический вкус;
• Создать предметно - развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
• Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;
• Создать положительное настроение у детей.
Ожидаемые результаты
1. расширение представлений детей о русских народных традициях;
2. повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве;
3. выставки детского творчества;
4. обогащенная предметно-развивающая среда за счет систематизированного литературного и иллюстрированного материала;
5. оснащение дидактическими играми;
6. установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами;
7. При помощи родителей создать уголок «Мелодии городов России» и обогатить экспонатами;
8. Повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельности по патриотическому воспитанию детей.
Материально-технические ресурсы, необходимые
для выполнения проекта.
1. подбор произведений русского народного творчества,
2. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки)
4. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
5. дидактические игры,
6. выставки книг, рисунков, поделок,
7. экспонаты в мини-музее,
8. электронные презентации.
Этапы проведения и реализации проекта.
1) этап – Подготовительно-проектировочный
1. Подобрать необходимую литературу, развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, материал для игровой деятельности детей, для успешной реализации проекта.
2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, привлечь их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.
3. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.
4. Составить перспективный план мероприятий.
2) этап – Практический
№ п/п Дата Вид деятельности
Тема: Цели, задачи Источник оборудование
1 02.11
2020 «Мой город, моя страна».
Аппликация - расширять представления детей о малой родине, стране;
- закреплять знания детей о названии родного города;
- формировать умение ориентироваться на плоскости;
- формировать дружеские взаимоотношения в игре и практической деятельности (аппликации);
- развивать речь детей, мышление, активизировать словарь детей;
- воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой город (желание сохранять чистоту, порядок в своем городе).
Фотографии с объектами города Саратова, конспект занятия.
2 03.11
2020 Беседа «Государственная символика»
Основы науки и естествознания
Цель: Дать первоначальное представление детям о символах России (флаг, герб, гимн);
Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжать закреплять название улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут: объяснить, как важно каждому ребенку знать свой адрес. Дом, где его ждет семья. Серия наглядных картинок, рассказ о Российском флаге.
Показ фотографий
«Наш семейный альбом»
3 04.11
2020 Физкультура
Спортивное развлечение на тему :
” Родина моя- Россия”
Развитие речи, основа грамотности
Тема:
«Моя Родина».
1. Совершенствовать двигательные умения и навыки при выполнении основных видов движений: беге, лазании, прыжках, ориентировке в построении.
2. Воспитывать патриотические чувства к своей Родине.
3. Создать положительное настроение у детей.
комплекс общеразвивающих упражнений «Мы богатыри»; хороводные игры: «Карусель», «Веснянка», «Ручеек»,
«Матрёшки»; подвижные игры: перетягивание каната «Богатыри», «Ручеёк», эстафета с флажками.
Закрепить знания детей о
нашей стране, о нашем городе, о семье.
Закрепить умение узнавать и называть государственные символы страны
Закрепить умение называть членов своей семьи.
Обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия.
Развивать мышление и внимание.
Воспитание чувства патриотизма.
Воспитывать доброту, умение действовать сообща.
Конспект занятия
Источник
https://nsportal.ru/
Видеопрезентация
4 05.11.
2020 Рисование
Тема: «Мастера из Города» Познакомить детей с традиционным промыслом Городца, с элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву; с изделиями городецких мастеров. Учить смешивать красную и белую, синюю и белую краски для получения розового и голубого цветов. Учить рисовать бутоны и листья по мотивам городецкой росписи.
Колдина
Занятие №22
Формы взаимодействия с родителями :
папка- передвижка «Старинные обычаи и традиции»»
участие в оформлении мини-музея «Мелодии городов России»
3) этап – Обобщающе-результативный
Коллективная работа «Мой город, моя страна»
Выставка продуктов детской деятельности.
Оформлен мини-музей «Мелодии городов России»
Презентация проекта «Моя Родина Россия»
4) этап - Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Результаты проекта.
• У детей сформированы знания о русской народной культуре;
• Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
• Знание истории русского народного костюма, головных уборов, быта;
• Сформировано представление о росписи, узнают росписи - хохломская, гжель, дымковская,городецкая;
• Знают достопримечательности города Саратова;
• Родители проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта.
Критерии оценки результата
Установление социально-коммуникативных контактов между детьми,
родителями и педагогами; активная деятельность детей и родителей в ходе реализации проектных мероприятий.
Вывод.
Проект «Моя Родина Россия» рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины. Также важным аспектом патриотического и правового воспитания является формирование чувства гордости за свой родной город, свою страну.
Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к своей стране, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Конечно, в рамках одного проекта не представляется возможным охватить все проблемы патриотического воспитания в образовательном пространстве ДОУ. Проект показал необходимость дальнейшей работы в этом направлении.
Аппликация «Наш город»
Показ фотографий «Наш семейный альбом»
Спортивное мероприятие.
ОД «Моя Родина».Отправляемся в путешествие.
Игра «Найди флаг нашей страны»
Д/и «Найди тень»
Наша страна и символика нашего государства.
Рисование
Тема: «Мастера из Города»
Создание мини-музея «Музыка городов России»
Дети: Россия.
Воспитатель: Ребята, а как называем мы людей которые живут в нашей стране?
Дети: россияне
Воспитатель: Ребята, а кто же управляет такой большой страной?
Дети: Президент.
Воспитатель: Правильно. Наша страна называется Россия и управляет страной Владимир Владимирович Путин.
Д/и «Выбери нужное»
Цель: закрепить зрительное восприятие и знание государственной символики, развивать логическое мышление.
Ход игры:
Перед детьми изображены разные флаги и гербы, необходимо выбрать Флаг, Герб России.
Воспитатель: Герб и Флаг - это государственные символы. А какой государственный символ вы еще знаете.
Дети: Гимн.
Воспитатель: Правильно. А какие правила нужно соблюдать, когда слушаешь гимн.
Дети: Нужно встать, молчать.
Воспитатель: Гимн, Герб и Флаг – это особенные знаки, которые нужны нашей стране, чтобы объединять всех нас – всех людей – и взрослых, и детей, живущих в России.
Воспитатель: В нашей родной стране очень много городов. Мы сейчас отправимся в нашу родной город. На каком транспорте мы с вами поедем (Показать детям слайд с фото поезда, уточнить у детей знания о данном транспорте)
Физкультминутка. «Паровозик»
Едет, едет паровоз.
Две трубы и сто колес,
Две трубы и сто колес.
Едет, едет паровоз.
Вторая станция «Мой родной город»
Воспитатель: Вот мы и прибыли в наш родной город. А как он называется?
Дети: Саратов
Воспитатель: Молодцы.
Читает стихотворение о городе Сайганов Егор
Воспитатель: А в каких местах нашей станицы вы любите гулять вместе с родителями?
Ответы детей.
Достопримечательности нашего города (слайд)
Игра «Символика России»
Ход игры: Дети, разделившись, на три команды нужно соотнести символы и их тень. По окончании игры дети уточняют какие символы.
Воспитатель: Отправляемся домой на автобусе. (Показать детям слайд с автобусом, уточнить у детей знания о данном транспорте)
Станция №3 «Моя родная семья».
Воспитатель: Эта станция называется семейная.
Воспитатель: Семья и дом являются тоже нашей Родиной. Ребята, у вас у каждого есть дом.
Воспитатель: Дом – это место, где человека любят, ждут и заботятся о нем. А кто же ждет нас дома?
Дети: Мама, папа….
Воспитатель: А как вы ласково называете своих маму и папу?
Дети: мамочка, папочка.
Воспитатель: А теперь давайте все вместе вспомним пальчиковую игру про семью.
Дети говорят стишок и поочередно загибают по одному пальцу на руке.
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Воспитатель: Семья – это самое дорогое, что есть у человека.
Воспитатель обращает внимание детей на семейные фотографии: Давайте рассмотрим фотографии и угадаем, где, чья семья.
Как одним словом можно назвать всех, кого мы видим на одной фотографии? (семья). Какими еще словами можно назвать членов одной семьи? (родные, родственники).
Воспитатель: Ребята, я очень рада, что у вас есть семья, которая вас любит, заботится и приходят на помощь.
Станция №4 «Финишная»
Воспитатель: Наш маршрут закончился. В заключении, я предлагаю вам немного поиграть (с мячом) и проверить, что вы сегодня запомнили из нашего нелегкого маршрута. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
1. Ребята, по какой стране мы сегодня с вами путешествовали?
2. На каком транспорте мы с вами путешествовали?
3. Какие достопримечательности мы видели?
4. В какие игры мы сегодня играли?
5. Во что больше всего вам понравилось играть?
Воспитатель: А сейчас я хочу вас всех поблагодарить и вручить каждому из вас звание «Настоящий гражданин России».
Детям вручаются значки, а на них надпись: «Настоящий гражданин России».
План-конспект спортивного мероприятия по физической культуре
в средней группе “Почемучки”
Тема занятия:
“ Родина моя- Россия”
Цель занятия:
Воспитание патриотических чувств любви к своей Родине- России через двигательную деятельность.
Задачи:
1. Совершенствовать двигательные умения и навыки при выполнении основных видов движений: беге, лазании, прыжках, ориентировке в построении.
2. Воспитывать патриотические чувства к своей Родине.
3. Создавать положительное настроение у детей.
Оборудование: флажки, обручи, русские народные куклы, кегли, конусы, мячи.
Дата проведения: 05.11.2020г.
Место проведения: МДОУ» Детский сад комбинированного вида №65», спортивный зал.
Часть занятия Содержание Дозировка Общие методические указания
Вводно-подготовительная 1. Построение.
Перестроение. Сообщение задач занятия.
2. Разминка в движении:
а. Ходьба
б. Ходьба на носках
в. Ходьба на пятках
г. Бег в медленном темпе
д. ходьба
е. Построение
1 минута
5 минут 1. Здравствуйте ребята. Равнение по линии. Направо, налево, кругом.
2. а. Идем по кругу. В обход по залу шагом марш. Спину держим прямо, держим равновесие.
б. Руки на поясе. На носках марш.
в. Руки за головуставь. На пятках марш
г. Бег в медленном темпе
д. Шагом марш
е. Равнение по линии
Основная 1. Инструктор:
Ребята, а давайте мы с вами поделимся на команды и узнаем кто самый смелый, быстрый и ловкий?
2. Эстафеты:
а. «Флаг»
Дети стоят в колонне по одному, первый с флажком в руках, бежит до кегли, обегает ее и бежит обратно, передавая флажок следующему участнику.
б. «Передача русских народных кукол над головой»
По сигналу дети передают кукол друг другу. Последний бежит вперед.
в. «Передача мяча между ног»
По сигналу дети передают мяч друг другу над головой. Последний бежит вперед. 1 минута
3 минуты
4 минуты
4 минуты
1. Построение в 2 колонны.
2. Объяснение правил эстафет
Заключительная 1. Построение.
2. Подведение итогов.
1 минута
1 минута