Наталия Романова
Проект по речевому развитию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по речевому развитию детей
Составители: Романова Н. В. (муз. рук.).
Вид проекта : познавательно – игровой.
Тип проекта : краткосрочный (3 недели).
Участники: дети 4 гр. (старший дошкольный возраст, музыкальный руководитель, родители.
Цель проекта : повысить речевые навыки детей посредством музыкальной деятельности.
Задачи:
- Повысить речевые навыки детей на музыкальных занятиях;
Публикация «Проект по речевому развитию детей» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
- Активизировать речь детей в разных видах музыкальной деятельности.
- Развивать дикцию, артикуляцию детей с помощью логоритмических упражнений.
Актуальность: На сегодняшний день в детских садах самая актуальная проблема – коррекция речевых нарушений, поскольку эта патология наиболее часто встречается в дошкольном возрасте, а также наиболее эффективно поддается коррекции при своевременном лечении. Профилактика и исправление дефектов речи требует комплексного воздействия со стороны разных специалистов: медиков, логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей. Очень важным и действенным влиянием обладают специальные логоритмические упражнения, в основе которых лежит комплексное сочетание слова, музыки и движения
Предполагаемый результат: Появилось желание детей участвовать в логоритмических упражнениях;
Активизировался речевой аппарат детей;
Участие детей в тематическом занятии «Путешествие по речевым станциям».
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап: 28 октября -1 ноября. Анализ методической литературы, подбор методического материала, составление плана работы по проекту.
Практический этап: 5-12ноября
1. НОД по музыкальной деятельности
Формы работы: валеологические, фонопедические упражнения, упражнения для речевого аппарата, пальчиковые игры, музыкальные игры-слоги, коммуникативные музыкальные игры, пение, музыкально-ритмические игры.
2. СМД (речевые игры в свободное от занятий время).
3. Индивидуальная работа (работа с отдельными детьми по развитию речи в игровой форме).
4. С родителями – папка – передвижка «Артикуляционная гимнастика для детей»
Формы работы Программное содержание Репертуар
НОД по музыкальной деятельности
Музыкально – ритмические движения
Валеологическая распевка,
Фонопедические упражнения,
Дыхательная гимнастика,
Гимнастика для языка, речевого аппарата.
Пальчиковая гимнастика
Музыкальные игры-слоги»
Ритмические игры
Пение
СМД
Индивидуальная работа
Знакомство с движениями.
Передавать в движении ритм музыки, согласовывать движения с текстом и музыкой
Знакомство с попевкой. Исполнить приемом «Эхо».
Укреплять мышцы гортани, расширять звуковой диапазон детского голоса.
Укреплять мышцы дыхательного аппарата.
Укреплять мышцы речевого аппарата.
Знакомство
Знакомство
Знакомство с короткими и долгими звуками. Прохлопать заданный ритмический рисунок.
Знакомство, пение мелодии песни на слог «вью».
Использовать речевые игры в свободное от занятий время
Проигрывать речевые игры с отдельными детьми
Упражнение «Прямой галоп»,
Музыкальные игры «Паучок», «У жирафа», «Тук, тук, молотком».
Распевка «Здравствуйте»
Упражнения «Комар», «Жук», «Самолет»
Упражнения «Надуй шарик», «Цветы», «Бабочка»
Упражнения «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик»,«Бублик», «Расческа», «Рыбка»,
«Сытый и голодный хомячок»
Пальчиковая игра «Кошка»
Музыкальные игры-слоги Е. Железновой
Ритмические рисунки
Упражнения на артикуляционный аппарат.
Песня «Мама – лучик солнышка»
Этюды из сказки «Девочка и лиса».
Речевые игры
Речевые игры
Аналитический этап - итоговое мероприятие (показ тематического занятия «Путешествие по речевым станциям»).
Рефлексивный этап – Выступление с докладом «Влияние музыки на речевое развитие детей» на педсовете и презентация работы.
Конспект занятия по музыкальной деятельности «Путешествие по речевым станциям»
Вход детей под спокойную музыку танцевальным шагом.
Муз. Рук. – Здравствуйте, дети. Сегодня мы поздороваемся с вами необычно. Оно будет звучать, как эхо. А вы знаете, что такое эхо (ответы).
Валеологическая распевка «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, небо, голубое.
Здравствуй, легкий ветерок.
Здравствуй, тоненький дубок.
Здравствуй, утро, здравствуй, день.
Мне здороваться не лень (каждую строчку поет музыкальный руководитель, а дети ему вторят).
- Весело или грустно мы поздоровались? А я предлагаю вам сегодня отправиться по станциям. Первая станция будет «Звуковая полянка». А поедем на лошадке. Будем исполнять прямой галоп и активно цокать языком, чтобы изобразить стук копыт.
Музыкально-ритмическое упражнение «Прямой галоп»
- Вот мы и на нашей полянке (показ слайда)
- А на нашей полянке цветы растут, давайте их понюхаем.
Дыхательная гимнастика «Цветы»
Справа белая ромашка (нюхают,
Слева розовая кашка (нюхают).
Как цветочки вкусно пахнут, их понюхают ребятки (нюхают).
- А теперь представьте, что у нас в руках одуванчик, давайте подуем сильно на него (дуют).
- Хочу вам загадать загадку.
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет (бабочка).
- Вот, какая у нас бабочка, давайте сильно подуем на нее, чтобы она полетала (дети сильно дуют).
- Вот какой у нас получился ветерок. Давайте изобразим звук ветра.
Подуем на плечо (дети дуют на плечо и проговаривают звук «ссс»,
Подуем на другое (дети дуют на другое плечо и проговаривают звук «ссс»,
Подуем высоко (дети дуют, подняв голову, и проговаривают звук «ссс»,
Подуем низко (дети дуют, опустив голову, и проговаривают звук «ссс»,
Фонопедические упражнения
- Н на нашей полянке, кто-то есть (педагог загадывает загадку)
Пищит над ухом он всю ночь,
И укусить тебя не прочь.
Ну и, зануда, вот кошмар!
Пискливый маленький (комар).
- Давайте изобразим писк комара. Сначала короткие высокие звуки (дети поют «з-з-з-з, а теперь долгий высокий звук (ззззз).
- Еще на полянке кто-то есть (педагог загадывает загадку).
Целый день летает, всем надоедает (муха).
- Давайте изобразим жужжание мухи. Сначала короткими низкими звуками (ж-ж-ж-ж, а теперь низким долгим звуком (жжжжж).
Пора нам отправиться на следующую станцию. Отправимся на поезде. Будем идти топающим шагом и проговаривать «чух-чух», как будто стучат колесики.
Музыкально-ритмическое движение «Поезд» (садятся на стульчики)
- Вот мы и на станции «Песенная» (показ слайда)
- Мы ребята лучше всех, любим игры, любим смех,
Каждый день поем и пляшем в музыкальном зале нашем.
Чтоб у деток голосок был и низок и высок,
Запищим мы, как мышата (пи-пи-пи,
А теперь, как медвежата (ха-ха-ха).
Хи-хи-хи, ха-ха, вот такая чепуха.
- Чтобы красиво петь, подготовить наши голосочки, разогреть горлышко, язычок, губки.
Артикуляционная гимнастика
- Давайте покажем упражнения: «Улыбка», «Хоботок», «Бублик», «Кролик», «Рыбки», «Поцелуй», «Голодный хомячок», «Сытый хомячок», «Щечки», «Часики», «Качели».
-А еще разогреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Кошка»
Вот кулак, а вот ладошка.
На ладошку села кошка
И скребется потихоньку.
У нашей кошки есть 10 мышат, все по парам сидят.
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых и самых красивых.
- Ну вот разогрели наши голосочки, давайте пропоем слоги, которые будут вам предложены.
Музыкальная игра-слоги «Еж» Е. Железновой
Жа-жа-жа-жа, мы в лесу нашли ежа.
Жу-жу-жу-жу, дали яблоко ежу.
Же-же-же-же, ежик съел его уже.
Жи-жи-жи-жи, навм животик покажи.
- Пора нам отправляться на следующую станцию. Предлагаю отправиться на самолете. Заводим моторчики (произносят звук «ррр», полетели (поют звук «ууу» с низкого звука на высокий и обратно).
-Вот мы и на ритмической станции (показ слайда). А ритм мы будем играть на музыкальных инструментах. Надо их отгадать по звучанию.
«Музыкально-дидактическая игра «На чем играю»
- Сейчас на музыкальных инструментах мы простучим и проговорим ритм, который будут нам предложен.
Ритмическая игра «Ромашковый ритм»
- Еще одна станция у нас осталась «Игровая». Отправимся на воздушном шаре, но его надо надуть (дети дуют, легким бегом бегут в круг. Вот мы и на станции «Танцевальная» (показ слайда).
- Предлагаю поиграть в веселые игры.
Музыкальные игры Е. Железновой «Тук-тук», «Паучок», «У жирафа».
-Вот и закончилось наше веселое путешествие. Пора отправиться в группу (дети прощаются и спокойно идут в группу под музыку).
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения, помогает правильному звукопроизношению в пении.
Упражнения для губ
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.
Чередование положений губ.
6. Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для развития подвижности губ
1. Расчечка.
Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Уточка.
Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6. Поцелуй.
Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
7. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
8. Замок.
Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
Упражнения для губ и щек
1. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
2. Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
3. Щечки.
Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка
1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало).
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (киска сердится).
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. Трубочка.
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. Грибок.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка.
1. Часики (маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2. Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
3. Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4. Футбол (спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
5. Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
6. Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
7. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
8. Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
9. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
10. Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
11. Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
1. Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
2. Акулы.
На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт, на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
3. Жвачка.
Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
4. Обезьяна.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
5. Сердитый лев.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.
6. Силач.
Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
10. Дразнилки.
Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.
Тренировка мышц глотки и мягкого неба
1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
2. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.
3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).
4. Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.
5. Надувать щеки с зажатым носом.
6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.
7. Подражать:
- стону,
- мычанию,
- свисту.
12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.