Проект по самообразованию «Изобразительная деятельность как средство формирования творческого воображения у дошкольников»

Лариса Хамукова
Проект по самообразованию «Изобразительная деятельность как средство формирования творческого воображения у дошкольников»

Тема: «Изобразительная деятельность, как средство формирования творческого воображения у детей дошкольного возраста»

Участники проекта: родители, дети, воспитатели ДОУ.

Время реализации: 1.09.2016г. – 30.05.2017г.

Обоснование актуальности темы.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед учебными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей, в частности в рисовании. Традиционные методы обучения детей, которые используются на уроках рисования в начальной школе, вынуждают детей действовать в рамках образцов и схем. Они не пробуждают фантазию ребёнка, а наоборот, подавляют её. Используя нетрадиционные техники рисования можно развить творческое начало ребёнка, его одарённость и креативность.

Теоретическая база опыта.

Выбор темы исследования, посвященного проблеме формирования у детей творческого воображения в изобразительной деятельности, возник не случайно. Год работы в дошкольном учреждении показал, что дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования. Но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на низком уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – "своих", искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельности, которая б стимулировала творческий потенциал детей, т. е. развивать их художественно – творческие способности. Нетрадиционные способы рисования как раз и способствуют развитию творческого воображения детей.

Цель проекта: Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей средней группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Задачи проекта:

• Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь

с интересами и эмоциями;

• Определить особенности изо деятельности детей и ее значение для развития

творческого воображения;

• Определить возможные пути развития творческого воображения детей в

процессе изо деятельности;

• Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.

• Изучить процесс развития творческого воображения.

• Разработать перспективный план работы с детьми.

• Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

• Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями.

• Определить особенности изо деятельности детей и ее значение для развития творческого воображения.

• Развивать воображение и творческие возможности детей.

• Обогащать и расширять художественный опыт детей.

• Побуждать ребенка экспериментировать.

• Поощрять и поддерживать творческие находки.

• Развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.

• Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

Технологическая база опыта:

Опыт многих педагогов показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. Я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Этапы проекта:

1. Подготовительный:

• Изучение теоретической части развития вопроса.

• Проведение диагностики.

• Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

2. Основной этап:

План мероприятий:

Нормативно-правовое обеспечение

1. Закон об образовании от 29.12.2015 N203 - ФЗ

ФГОС дошкольного образования от 5 августа 2013г. N661

Программно-методическое обеспечение.

1. Программа «От рождения до школы».

Литература:

1. Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1

2. Выготский Л. С., Лекции по психологии. СПб., 2003

3. Дудецкий А. Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004

4. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 2008

5. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16

6. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12

7. Выготский Л. Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 1997

8. Березкина В. Г., Детство творческой личности. – СПб.: издательство Буковского, 1994

8. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/В. С. Мухина. - М.:Просвещение, 2002. - С. 314.

9. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение: 80 – 100/.

10. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология Л. Ф. Обухова. - М.:Просвещение, 2004. - С. 66.

11. Обухова, Л. Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы [Текст]/Л. Ф. Обухова. - М.:Просвещение, 2004. - С. 25.

12. Рибо, Т. Творческое воображение [Текст]/Т. Рибо. - М.:Просвещение, 2001. - С. 83.

13. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем» /.

14. Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Т. С. Комарова.

15. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. Авторы: Р. Г, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова.

16. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. А. С. Галанов, С. Н. Корнилов, С. Л. Куликова.

Организация работы

1. Работа с родителями

Консультации для родителей «Наблюдение за детским творчеством в домашних условиях.

Консультация "Как научить ребёнка рисовать, если Вы сами этого не умеете?"

Консультации для родителей "Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей раннего возраста"

Воспитатель Хамукова Л. Б.

2. Работа с педагогами.

Консультация для воспитателей «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

Консультация для воспитателей «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности»

Воспитатель Хамукова Л. Б.

3. Работа с детьми

1. Конспект занятия «Мои игрушки»

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования: оттиск пенопластом

Воспитатель, дети

2. Конспект занятия «Волшебный мир зверюшек и птичек»

Знакомство с правилами работы с тушью и нетрадиционным способом изображения: монотипия предметная.

Воспитатель, дети

3. Конспект занятия «Спящий зимний лес»

Знакомство с нетрадиционным способом изображения: монотипия пейзажная

Воспитатель, дети

4. Конспект занятия «Новогодняя елочка»

Знакомство с нетрадиционным способом рисования: по мокрые бумаги.

Воспитатель, дети

5. Конспект занятия «Наши зимние забавы»

Знакомство с нетрадиционным способом рисования: рисование по сжатой бумаге.

Воспитатель, дети

6. Конспект занятия «Зимняя ветка (елочка)»

Знакомство с нетрадиционной техникой изображения: кляксография с трубочкой и обрывание бумаги

Воспитатель, дети

7. Конспект занятия «Игра Диснейленд»

Знакомство с нетрадиционным

способом изображения: рисование свечой и акварелью.

Воспитатель, дети

Контроль, диагностическая деятельность

1. Методики диагностики творческого воображения у детей дошкольного возраста Проведение диагностики творческого воображения у детей.

Проведение диагностики на реализацию воображения и фантазии.

Проведение диагностики на развитие чувств на базе воображения.

Проведение диагностики на развитие детского экспериментирования Воспитатель, дети

3. Заключительный:

• Проведение мониторинга детей.

• Развитие их творческого воображения.

Творческий отчёт на педсовете.

Предполагаемый результат:

Формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.

• Активное усвоение навыков и умение художественного восприятия и исполнения.

• Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.

• Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цвет восприятия и зрительно-двигательной координации.

• Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.

• Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.

• Развитие интереса к художественной деятельности, к совместному с детьми творчеству.

• Обогащение методов, приемов и форм работы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.

• Создание материально-технической базы для работы по данной теме.

Демонстрация опыта:

Творческий отчёт.

Результативность деятельности по проекту:

В результате проделанной работы сделала вывод, что залогом успешного развития творческого воображения детей являются:

1. Систематическая работа с использованием нетрадиционных техник на занятиях по рисованию.

2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности само выразиться через изобразительную деятельность.

3. Общение и взаимодействие с ребёнком.

4. Творческий рост педагога, воспитание собственной креативности.

Публикации по теме:

Развитие творческого воображения через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности у старших дошкольников Цель: расширение знаний педагогов о составлении творческих рассказов по сюжетной картине, через интеграцию коммуникативной и продуктивной.

Проект «Интегрированные творческие проекты — средство формирования познавательной активности старших дошкольников» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил. Чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста Из опыта работы Павловой Н. Г. ГБОУ средняя школа №21 им. Э. П. Шаффе. Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития.

Консультация для родителей «Изобразительная деятельность — эффективное средство для всестороннего развития дошкольника» Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя,.

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи и творческого воображения у детейТеатрализованная деятельность как средство развития связной речи и творческого воображения у детей «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи и творческого воображения у детей дошкольного возраста» «Дети должны жить.

Отчет по самообразованию «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» Отчет по самообразованию на тему: «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности дошкольников»..

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования представлений старших дошкольников о ЗОЖ Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни на основе осознанного отношения к своим действиям нуждается в создании.

Проблема развития творческого воображения дошкольников в процессе работы над сказками в научно — методической литературе. Введение Актуальность темы исследования. Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески.

Проект «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения детей дошкольного возраста».Проект «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения детей дошкольного возраста». Не так давно я с "Маленькими фантазёрами" (так мы решили с воспитанниками назвать нашу любимую группу) проработала материал целого проекта,.

«Путешествуйте в страну Вообразилию». Игры для развития творческого воображения дошкольников …В моей Вообразилии, В моей Вообразилии - Там царствует фантазия Во всем своем всесилии; Там все мечты сбываются, А наши огорчения Сейчас.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Проект по самообразованию «Изобразительная деятельность как средство формирования творческого воображения у дошкольников»
Опубликовано: 23 февраля 2017 в 17:58
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 апреля. День весеннего ветра на МААМ

Оказывается фраза «Федул, чего губы надул?» не просто присказка-дразнилка, а отсылка к памятному дню в народном календаре. На Руси 18 апреля отмечали праздник Федула-ветреника. В этот день по народным...

18 апреля. День отпечатка пальца

Говорят, у любого человека найдётся на планете двойник. Если это правда, то очень забавная: где-то, скажем в Австралии или просто в Урюпинске в этот самый момент трудится на огороде или кушает борщ...

Фото отчёт «День Открытых дверей в детском саду»
Фото отчёт " День Открытых дверей в детском саду" 12 Апреля в " День Космонавтики", в такой знаменательный день в нашем детском саду прошёл День Открытых...
Фотоотчет об участии в конкурсе «Воспитатель года-2019»
Конкурс "Воспитатель года 2019" г. Краснодара. Эта неделя в рамках конкурса прошла незаметно: каждый день - новые знакомства, испытания, события,...
Игровые методы обучения младших дошкольников основам ПДД
Безопасность жизнедеятельности являлась базовой потребностью человека во все времена. Однако в наши дни изменился состав основных угроз и правил поведения....