Лариса Хамукова
Проект по самообразованию «Изобразительная деятельность как средство формирования творческого воображения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Изобразительная деятельность, как средство формирования творческого воображения у детей дошкольного возраста»
Участники проекта : родители, дети, воспитатели ДОУ.
Время реализации: 1.09.2016г. – 30.05.2017г.
Обоснование актуальности темы.
Публикация «Проект по самообразованию „Изобразительная деятельность как средство формирования творческого воображения у дошкольников“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед учебными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей, в частности в рисовании. Традиционные методы обучения детей, которые используются на уроках рисования в начальной школе, вынуждают детей действовать в рамках образцов и схем. Они не пробуждают фантазию ребёнка, а наоборот, подавляют её. Используя нетрадиционные техники рисования можно развить творческое начало ребёнка, его одарённость и креативность.
Теоретическая база опыта.
Выбор темы исследования, посвященного проблеме формирования у детей творческого воображения в изобразительной деятельности, возник не случайно. Год работы в дошкольном учреждении показал, что дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования. Но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на низком уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – "своих", искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельности, которая б стимулировала творческий потенциал детей, т. е. развивать их художественно – творческие способности. Нетрадиционные способы рисования как раз и способствуют развитию творческого воображения детей.
Цель проекта : Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей средней группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Задачи проекта :
• Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь
с интересами и эмоциями;
• Определить особенности изо деятельности детей и ее значение для развития
творческого воображения;
• Определить возможные пути развития творческого воображения детей в
процессе изо деятельности;
• Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
• Изучить процесс развития творческого воображения.
• Разработать перспективный план работы с детьми.
• Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
• Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями.
• Определить особенности изо деятельности детей и ее значение для развития творческого воображения.
• Развивать воображение и творческие возможности детей.
• Обогащать и расширять художественный опыт детей.
• Побуждать ребенка экспериментировать.
• Поощрять и поддерживать творческие находки.
• Развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.
• Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
Технологическая база опыта:
Опыт многих педагогов показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. Я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Этапы проекта :
1. Подготовительный:
• Изучение теоретической части развития вопроса.
• Проведение диагностики.
• Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
2. Основной этап:
План мероприятий:
Нормативно-правовое обеспечение
1. Закон об образовании от 29.12.2015 N203 - ФЗ
ФГОС дошкольного образования от 5 августа 2013г. N661
Программно-методическое обеспечение.
1. Программа «От рождения до школы».
Литература:
1. Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1
2. Выготский Л. С., Лекции по психологии. СПб., 2003
3. Дудецкий А. Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004
4. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 2008
5. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16
6. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12
7. Выготский Л. Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб. : Союз, 1997
8. Березкина В. Г., Детство творческой личности. – СПб. : издательство Буковского, 1994
8. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/В. С. Мухина. - М. :Просвещение, 2002. - С. 314.
9. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение : 80 – 100/.
10. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология Л. Ф. Обухова. - М. :Просвещение, 2004. - С. 66.
11. Обухова, Л. Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы [Текст]/Л. Ф. Обухова. - М. :Просвещение, 2004. - С. 25.
12. Рибо, Т. Творческое воображение [Текст]/Т. Рибо. - М. :Просвещение, 2001. - С. 83.
13. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – / Серия: «Вместе учимся, играем» /.
14. Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Т. С. Комарова.
15. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. Авторы: Р. Г, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова.
16. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. А. С. Галанов, С. Н. Корнилов, С. Л. Куликова.
Организация работы
1. Работа с родителями
Консультации для родителей «Наблюдение за детским творчеством в домашних условиях.
Консультация "Как научить ребёнка рисовать, если Вы сами этого не умеете?"
Консультации для родителей "Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей раннего возраста"
Воспитатель Хамукова Л. Б.
2. Работа с педагогами.
Консультация для воспитателей «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»
Консультация для воспитателей «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности»
Воспитатель Хамукова Л. Б.
3. Работа с детьми
1. Конспект занятия «Мои игрушки»
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования: оттиск пенопластом
Воспитатель, дети
2. Конспект занятия «Волшебный мир зверюшек и птичек»
Знакомство с правилами работы с тушью и нетрадиционным способом изображения : монотипия предметная.
Воспитатель, дети
3. Конспект занятия «Спящий зимний лес»
Знакомство с нетрадиционным способом изображения : монотипия пейзажная
Воспитатель, дети
4. Конспект занятия «Новогодняя елочка»
Знакомство с нетрадиционным способом рисования: по мокрые бумаги.
Воспитатель, дети
5. Конспект занятия «Наши зимние забавы»
Знакомство с нетрадиционным способом рисования: рисование по сжатой бумаге.
Воспитатель, дети
6. Конспект занятия «Зимняя ветка (елочка)»
Знакомство с нетрадиционной техникой изображения : кляксография с трубочкой и обрывание бумаги
Воспитатель, дети
7. Конспект занятия «Игра Диснейленд»
Знакомство с нетрадиционным
способом изображения : рисование свечой и акварелью.
Воспитатель, дети
Контроль, диагностическая деятельность
1. Методики диагностики творческого воображения у детей дошкольного возраста Проведение диагностики творческого воображения у детей.
Проведение диагностики на реализацию воображения и фантазии.
Проведение диагностики на развитие чувств на базе воображения.
Проведение диагностики на развитие детского экспериментирования Воспитатель, дети
3. Заключительный:
• Проведение мониторинга детей.
• Развитие их творческого воображения.
• Творческий отчёт на педсовете.
Предполагаемый результат:
• Формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.
• Активное усвоение навыков и умение художественного восприятия и исполнения.
• Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.
• Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цвет восприятия и зрительно-двигательной координации.
• Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.
• Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.
• Развитие интереса к художественной деятельности, к совместному с детьми творчеству.
• Обогащение методов, приемов и форм работы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.
• Создание материально-технической базы для работы по данной теме.
Демонстрация опыта:
• Творческий отчёт.
Результативность деятельности по проекту :
В результате проделанной работы сделала вывод, что залогом успешного развития творческого воображения детей являются :
1. Систематическая работа с использованием нетрадиционных техник на занятиях по рисованию.
2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности само выразиться через изобразительную деятельность.
3. Общение и взаимодействие с ребёнком.
4. Творческий рост педагога, воспитание собственной креативности.