Папки-передвижки

Проект по самообразованию воспитателя «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» (15 фото)

Ангелина Николаевна Гусева
Проект по самообразованию воспитателя «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Вид проекта:

Информационно-творческий.

Продолжительность проекта:

Долгосрочный (1 год).

Участники проекта:

Дети второй младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Цель проекта:

Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности методом сказкотерапии для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

Публикация «Проект по самообразованию воспитателя „Роль сказки в развитии и воспитании ребенка“» размещена в разделах

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи в частности и всестороннего развития в целом дошкольников посредством сказкотерапии;

- разработать перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению;

- способствовать накоплению у детей эстетического опыта, читая и обсуждая сказки; воспитывать культуру речи, учить рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связанных высказываний, обогощать и расширять словарный запас детей; побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой;

- воспитывать чувства дружбы и коллективизма; снизить уровень тревожности и агрессивности у детей;

- развивать у воспитанников память, внимание, воображение; развивать индивидуальные творческие способности воспитанников дошкольного возраста путем использования метода сказкотерапии.

Образовательные области, в рамках которых проводится работа по проекту:

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предполагаемый результат:

- усвоение детьми норм нравственно-духовного воспитания;

- осознание детьми базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;

- понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;

- знание определенных сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;

- сформированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости;

- развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту;

- речь в целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью.

Работа с родителями:

- консультации;

- индивидуальные и групповые беседы;

- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);

- привлечение к обогощению РППС группы;

- проведение встреч обсуждений по теме самообразования.

Продукты проекта:

- буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей;

- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей;

- презентация педагога по теме самообразования.

Этапы работы:

1 этап — теоретический:

- определение темы;

- определение целей и задач;

- составления плана.

2 этап — подготовительный:

- подбор материала, пособий;

- составление перспективного плана мероприятий;

- проведение предварительной работы с родителями.

3 этап — основной:

- реализация поставленных задач.

4 этап — заключительный:

- подведение итогов.

Актуальность:

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир и одарить его воображение». Д. Родари.

Поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей — один из насущных вопросов дошкольной педагогики.

Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

Сказка, как жанр художественной литературы, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольниками. Многочисленные исследования ученых-педагогов в области дошкольной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему развития речи детей дошкольного возраста можно решить через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это очень важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в Новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение — являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

При использовании сказкотерапии создается коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребенка, происходит совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создается благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально-чувствительной сферы ребенка, а также приобщение детей к народному творчеству.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Сказка — это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

С помощью сказки мы воспитываем у детей:

1. Волю — сложное и многогранное качество личности;

2. Веру в себя — умение противостоять неудачам;

3. Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуацих;

4. Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду;

5. Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели;

6. Обязательность — умение держать слово;

7. Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем;

8. Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения;

9. Доброту и честность.

Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки мы развиваем у ребенка: умение слушать, умение познавать, умение сравнивать, сопоставлять, умение мыслить словами, связанную речь, интерес к учебе, мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты, эстетические чувства, чувство юмора.

Формы работы с детьми:

• совместная деятельность воспитателя с детьми;

• индивидуальная работа с детьми;

• свободная самостоятельная деятельность детей;

• чтение сказок детям педагогом, ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций, беседы с элементами диалога, обощающие рассказы педагога;

• инсценировка вместе с детьми отрывков из текста;

• загадывание загадок, работа с пословицами и поговорками;

• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;

• раскрашивание черно-белых иллюстраций к сказкам;

• имитация процесса чтения в эгоцентрической речи — это могут быть любые вариации на тему прослушанного текста, можно «читать» своим игрушкам;

• воспроизведение прочитанных взрослым текстов в инсценированных диалогах;

• сочинение собственных сказок на основе прочитанного взрослым текста;

• рисование и лепка на основе прочитанных взрослым сказок;

• придумывание конца текста или введение своих персонажей (как хотелось бы);

• придумывание вопросов героям текста;

• проигрывание придуманного конца сказки.

Виды сказок:

1. Дидактические — в форме учебного задания;

2. Медитативные — для снятия психоэмоционального напряжения. Дети рисуют, сочиняют, играют, лежат на коврике и мечтают;

3. Психотерапевтические — для лечения души с образом главного героя «Я», доброго волшебника. Дети рисуют иллюстрации, ставят спектакли;

4. Психокоррекционные — для мягкого влияния на поведение ребенка. Читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность ребенку побыть наедине с самим собой и подумать;

5. Художественные — авторские истории, мудрые древние сказки;

6. Народные — с идеями добра и зла, терпения, стремления к лучшему;

7. Сказки о животных;

8. Бытовые сказки;

9. Волшебные сказки.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой:

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой — чтение воспитателя, то есть дословная передача текста. Сказки, которые невелеки по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Для того, чтобы детям было интересно использую метод фантазирования и следующие приемы:

- нахождение ласковых, сказочных, красивых, грустных слов в сказке;

- придумывание разных слов (длинных, смешных);

- произношение слов.

Большую часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод — рассказывание, то есть более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращения текста, перестановка слов, включение пояснений. Главное в передаче текста рассказчиком — выразительно рассказывать, чтобы дети внимательно слушали. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры: «Отгадай мою сказку», «Один начинает — другой продолжает» и другие.

Приемы формирования восприятия сказки:

1. Выразительность чтения — достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ;

2. Повторность чтения — сказку, которая вызвала интерес детей целесообразно повторить, можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение или рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети;

3. Выборочное чтение — это чтение отрывков, песенок, концовок. Можно задать ряд вопросов, например — из какой сказки отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие — показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами и руками.

4. Драматизация — является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Процесс сказкотерапии не должен ограничиваться чтением сказки. Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию.

Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка.

После прочтения сказки необходимо подробное обсуждение ее сюжета. Когда вы читаете или рассказываете истории ребенку, в его сознании формируется так называемый банк жизненных ситуаций, ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Жизненные уроки и поиск параллелей с реальными явлениями происходит в тот момент, когда взрослый обсуждает с ребенком сказочные истории. Именно тогда активируется и развивается банк знаний о мире. Ребенок размышляет о своем предназначении, исследуя собственные способности и возможности, и естественным путем формирует возможность видеть причинно-следственные связи, и осознанно действовать.

Следующим этапом работы могут быть терапевтические задания, игры, релаксационные упражнения. Так как, например, рисунки могут отражать реальные проблемы ребенка, где конфикт разрешается в адекватной форме выражения и проигрывания травмирующих событий в различных вариантах (заштриховывание персонажей, вызывающих страх у ребенка).

Заключительный этап может содержать проигрывание трудных ситуаций и способов их разрешения, а также прослушивание сказок с позитивно окрашенным прогнозом на будущее.

Этапы работы со сказкой:

• Знакомство детей со сказкой — чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций - с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки;

• Эмоциональное восприятие сказки детьми — пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки;

• Художественная деятельность — отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Позволяет детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки;

• Подготовка к самостоятельной деятельности — разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок. Метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Какие книги выбрать для сказкотерапии?

Это зависит от возраста ребенка.

Детям до трех лет нужны максимально простые сказки с повторяющимся сюжетом (Колобок, Теремок, лучше иллюстрировать их или обыгрывать спектакль.

После 3х лет у детей формируется образное мышление, они могут уже фантазировать. Им можно предлагать более сложные волшебные сказки.

Виды сказок, используемые в качестве материалов для терапии:

• Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста, овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены буквы и цифры;

• Народные художественные сказки, способствующие воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному человеку;

• Диагностические сказки, позволяющие определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает;

• Психологические сказки, создают специфические условия для ребенка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе;

• Медиативные сказки — отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет этой группе сказок создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения и возбуждения.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Таким образом, сказкотерапия - наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.

Реализация проекта:

СЕНТЯБРЬ.

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста».

Проект по самообразованию воспитателя «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

2. Консультации и папки-передвижки для родителей «Сказки в жизни ребенка», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Чему учат сказки».

Фото «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
Проект по самообразованию воспитателя - фото

ОКТЯБРЬ.

1. Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей».

2. Консультация для родителей «Учите детей любить книгу».

3. Изучение русской народной сказки «Колобок».

- Чтение сказки педагогом, ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций, беседы с элементами диалога, обощающие рассказы педагога.

- Лепка главного героя сказки под повторное ее прочтение педагогом.

Фото №1 ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА Вид проекта Информационно творческий

- Использование театра для наглядной инсцинировки сказки и создания образов героев у детей.

Фото №2 Продолжительность проекта Долгосрочный год

4. Изучение русской народной сказки «Курочка Ряба».

- Чтение сказки педагогом, ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций, беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога.

НОЯБРЬ.

1. Изучение русской народной сказки «Репка»

- Чтение сказки педагогом, ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций, беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога.

- Пластилинография по мотивам сказки под повторное ее прочтение педагогом.

Фото №3 Участники проекта Дети второй младшей группы воспитатели родители воспитанников

2. Изучение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».

- Чтение сказки педагогом, ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций, беседы с элементами диалога, обощающие рассказы педагога.

ДЕКАБРЬ.

1. Изучение темы «Роль сказок в работе с детьми».

- Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок?».

- Настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

Фото №4 Цель проекта Повышение своего теоретического уровня знаний профессионального мастерства и компетентности Фото №5 Методические материалы для педагогов и воспитателей методом сказкотерапии для всестороннего развития детей дошкольного возраста

2. Изучение русской народной сказки «Царевна-лягушка».

- Чтение сказки педагогом, ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций, беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога.

ЯНВАРЬ.

1. Изучение темы «Сказка, как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

2. Изучение русской народной сказки «Гуси-лебеди».

- Чтение сказки педагогом, ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций, беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога.

Фото №6 Задачи Публикация Проект по самообразованию воспитателя Роль сказки в развитии и воспитании ребенка размещена в разделах Методические материалы для педагогов и воспитателей Проекты Фото №7 Проектная деятельность Самообразование саморазвитие Сказка

3. Беседа с родителями на тему «Как подружить ребенка с книгой».

4. Изучение русской народной сказки «Заяц-хвастун».

- Чтение сказки педагогом, ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций, беседы с элементами диалога, обощающие рассказы педагога.

ФЕВРАЛЬ.

1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».

2. Проведение мини-викторины по мультфильмам.

3. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

4. Изучение сказки Корнея Чуковского «Федорино горе».

- Чтение сказки педагогом, ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций, беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога.

5. Изучение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

- Чтение сказки педагогом, ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций, беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога.

Фото №8 Проекты по сказкам Сказкотерапия

МАРТ.

1. Изучение русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

- Чтение сказки педагогом, ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций, беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога. Рассказывание сказки с новой концовкой совместно с детьми.

2. Изучение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».

- Чтение сказки педагогом, ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций, беседы с элементами диалога, обощающие рассказы педагога.

3. Изучение отрывков сказки Э. Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

- Чтение сказки педагогом, ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций, беседы с элементами диалога, обощающие рассказы педагога.

- Аппликация главного героя сказки под повторное чтение наиболее понравившихся отрывков произведения.

Фото №9 Образовательные области в рамках которых проводится работа по проекту Познавательное развитие речевое развитие художественно эстетическое развитие Фото №10 Предполагаемый результат усвоение детьми норм нравственно духовного воспитания осознание детьми базовых нравственных качеств совестливость и порядочность

4. Приобретение в группу раскрасок по мотивам народных сказок.

АПРЕЛЬ.

1. Изучение темы «Сказкотерапия — одна из здоровьесберегающих технологий в ДОУ».

2. Изучение русской народной сказки «Теремок».

- Чтение сказки педагогом, ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций, беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога.

- Работа с пазлами по теме сказки.

Фото №11 Возрастает речевая активность детей Фото №12 Дети начинают овладевать монологической речью

3. Изучение русской народной сказки «Кот, лиса и петух».

- Чтение сказки педагогом, ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций, беседы с элементами диалога, обощающие рассказы педагога.

4. Подготовка статьи для публикации в СМИ по теме самообразования из опыта работы на своей возрастной группе.

МАЙ.

1. Самоанализ плана по самообразованию.

2. Выставка работ детей и родителей «Наши любимые сказки».

Окончание проекта.

Публикации по теме:

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенкаРоль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

Конспект родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании ребенка»Конспект родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании ребенка» Цель собрания - определить место и значение семейных традиций в жизни ребенка; - предложить практические рекомендации по формированию семейных.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по самообразованию воспитателя «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
Опубликовано: 22 апреля 2024 в 14:25
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД