Папки-передвижки

Проект по сенсорному развитию в первой младшей группе «Золотая пора»

Мигранова Эльза
Проект по сенсорному развитию в первой младшей группе «Золотая пора»

Проект по сенсорному развитию

в первой младшей группе «Золотая пора» Миграновой Э. Ф.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и воспитания. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития.

Публикация «Проект по сенсорному развитию в первой младшей группе „Золотая пора“» размещена в разделах

Сенсоры — это органы чувств (глаза, уши, кожа). Восприятие окружающей среды этими органами, называется сенсорным. Первые запахи, звуки, тактильные ощущения. Они очень важны в жизни малыша и закладывают фундамент для дальнейшего интеллектуального, эмоционального и физического развития. Помогает усовершенствовать восприятие окружающего мира через ощущения — сенсорное воспитание. Специально разработанная педагогами система. Ее основная задача — научить ребенка мыслить с помощью обследования органами чувств окружающих предметов.

Сенсорное развитие представляет с собой развитие ощущений, восприятий, представлений о предметах, объектах окружающего мира: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. От того, насколько полно малыш научится воспринимать объекты, предметы и явления, а также оперировать знаниями о них зависит его благополучное обучение в целом. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, воображения, памяти, внимания, мышления и речи.

Ребенок осваивает сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов. К основным сенсорным эталонам относятся :

В раннем возрасте также ребенку необходимо научиться отличать:

• Сладкое от кислого и других вкусов.

• Приятный или неприятный запах.

• Мягкий, твердый, пушистый, колючий, шершавый, холодный, теплый и другие фактуры.

• Вес — легкий или тяжелый предмет.

• Утро, вечер, день, ночь.

• Интенсивность звука — тихо или громко.

• Родную речь от чужой.

• Пространственные ориентиры — далеко, близко, высоко, низко, правый, левый.

• Звучание музыки.

Благодаря своевременному усвоению данных сенсорных эталонов, у ребенка правильно развивается мышление и речь.

Принципы успешного формирования у детей раннего возраста сенсорных эталонов - это планомерная систематическая работа взрослого на основе дидактического материала, дидактических игрушек, экспериментирования, продуктивной деятельности и т д. Все занятия и другие виды продуктивной деятельности строятся от простого к сложному; с учетом предыдущего опыта детей; с учетом возрастных особенностей каждого ребенка; с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Актуальность:

В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Проект актуален, так как его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, повысить уровень компетентности родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

Новизной проекта станет использование информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности сенсорного воспитания, а также использование подручных материалов для формирования сенсорно - математических представлений у детей. Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Цель проекта - развитие сенсорных способностей детей (представлений о цвете, форме, величине) путём познания окружающего мира.

Задачи проекта :

• Помочь ребёнку накопить представления о цвете, форме, величине предметов, тактильных ощущениях.

• Создавать условия для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразий свойств предметов окружающего мира;

• Поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними;

• Повышение педагогической и коммуникативной компетенции родителей в формировании сенсорной культуры детей раннего возраста.

• Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность.

Тип проекта : познавательный, игровой, исследовательский, развивающий

Сроки проекта : кроткосрочный

Участники проекта : дети, воспитатели, родители I младшей группы.

Основные принципы реализации проекта :

- Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);

- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);

- Актуальность дидактического материала собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

- Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);

- Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);

- Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

Гипотеза проекта : если в работе по сенсорному развитию детей раннего возраста создать благоприятную предметно - игровую среду в группе, подготовить и использовать разнообразный дидактический материал, а также активно вовлекать родителей в педагогический процесс, то у детей в ходе реализации проекта появится сенсорный опыт, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов.

Предполагаемый результат:

• Повышение уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;

• Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр.

• Совместная работа с родителями по изготовлению и апробации методического материала и дидактических игр;

• Рекомендации для родителей по созданию благоприятных условий для проведения игр, а также консультации по их приобретению и самостоятельному изготовлению.

• Выставка дидактических игр и пособий «Интересная математика».

Этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный (первая неделя) : Постановка цели и задач, ознакомление, выбор оборудования и материалов, составление перспективных планов, пополнение предметно-развивающей среды, подбор диагностического инструментария.

2 этап – практический (вторая неделя) : Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей.

3 этап – обобщающий (третья неделя) : Обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний, формулировки выводов, и по возможности составление рекомендаций, презентация опыта.

Реализация проекта в основном этапе.

Понедельник – Красный день «Ягодки».

Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Красный», «Цветные предметы», "Найди и назови все красное";

Подвижная игра: «Красная ленточка» Цель: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.

Упражнения на дыхание: «Красная ленточка» Цель: развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох.

НОД по познавательному развитию «Кукла Маша в гости пришла» Цель: Уточнять знание красного цвета, упражнять в нахождении красных предметов среди остальных, в назывании цвета. Формировать грамматический строй речи (согласование существительного и прилагательного в роде и числе).

НОД Аппликация «Валентинки»

Беседа. «Что бывает красным?» Цель: Формировать познавательный интерес.

Наблюдение за красным цветком Пуансеттия. Цель: развивать наблюдательность, речь, память, расширять кругозор; воспитывать бережное отношение к природе.

Экспериментальная деятельность «Красная свекла» Формировать представление о разных оттенках цвета по интенсивности; дать представление детям о природных красках; учить последовательным путем получать краску и красить ткань свекольным соком в темно-красный цвет, приобщать детей к элементам экспериментальной деятельности.

Творческое рассказывание: Автор: Могилевская Софья, Красная сказка - Семь разноцветных сказок, Жанр: детский рассказ, Издание: 1981 г.

Заучивание стихотворения С. Михалкова «Если свет зажёгся красный, Значит двигаться опасно».

Просмотр мультфильма «Красная шапочка»;

Отгадывание «красных» загадок;

Самостоятельная художественная деятельность «Красный карандаш».

Вторник –Желтый день «Цыплята».

Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Оранжевый, Желтый», "Найди и назови все желтое", «Найди желтый цвет на одежде друга», «Сложи узор», «Геометрические фигуры»

Подвижная игра: «Зайка»

Упражнения на дыхание: «Бабочка и цветы» - развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук : «Солнечные зайчики» - развивать умение включаться в игровые действия.

НОД по речевому развитию Стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко» Цель: Познакомить с содержанием русских народных песенок, потешек; Учить внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы. Эмоциональная отзывчивость при прослушивании литературно-художественных произведений;

НОД Лепка «Зёрнышки для петушка» Цель: воспитывать отзывчивость, вызвать желание сделать приятное петушку; укреплять навыки скатывания мелких круглых форм.

Формирование целостной картины мира: «Кому нужен желтый цвет?».

Экспериментальная деятельность «Цветная вода» – познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, непрозрачная, можно окрасить в желтый цвет, делать растворы разной концентрации, чтобы увидеть разные оттенки одного цвета).

Творческое рассказывание "Желтая сказка" Имант Зиедонис. Автор: Могилевская Софья, Жёлтая сказка - Семь разноцветных сказок, Жанр: детский рассказ, Издание: 1981 г.

Заучивание стихотворения «Солнечный зайчик» Цель: учить понимать стихотворное произведение, развивать и активизировать словарь детей.

Просмотр мультфильма «Кисточка Петти – желтый цвет»

Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета».

Отгадывание «желтых» загадок;

Конструирование «Желтый городок» Цель: закреплять навык построек из кирпичиков, кубиков, пластин разных по величине, формировать умение общаться и помогать в процессе обыгрывания построек, способствовать усвоению слов-названий для обозначения строительных деталей.

Среда - Зеленый день «Листочки».

Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Зеленый», "Найди и назови все зеленое"

Подвижные игры: «Разноцветные мячики». Цель игры: упражнять ребенка в бросании мяча вдаль двумя руками. «Я – змея» - вызвать желание с вежливой интонацией обращаться друг к другу; проявлять выдержку, дружеские качества. «Лягушата» - подпрыгивание на двух ногах с приседанием.

Упражнения на дыхание: «Зеленый шарик» Цель: развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох.

Игры на развитие мелкой моторики рук : пальчиковая гимнастика «Дерево», «Волчки»

Формирование целостной картины мира: «В мире зеленого цвета» Цель: учить детей называть основные цвета спектра.

НОД ФЭМП: «Посчитай зеленые игрушки», «Маленькие и большие елочки» Способствовать накоплению у детей зрительного опыта. Обратить внимание детей на сходство и различие игрушек. Упражнять детей в понимании слов «желтый, зеленый».

Наблюдение «Любимое комнатное растение». Цель: формирование представлений о роли комнатных растений в жизни человека.

Творческое рассказывание: Рассказывание "Зеленой" сказки с элементами театрализации.

Просмотр мультфильма: «Кисточка Пети – зеленый цвет»

Просмотр презентаций: «Зелёная планета».

Чтение стихотворений: «Зелёные стихи» С. Чёрного.

Отгадывание «зеленых» загадок;

Самостоятельная художественная деятельность: «Мой веселый звонкий мяч» (мяч зеленого цвета) Цель: учить детей правильно пользоваться кисточкой, уточнить и закрепить зеленый цвет, формировать интерес к рисованию.

Четверг – Синий день «Капельки».

Дидактические игры: "Найди и назови все голубое", «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий», «Каждый предмет на свое место», «Раз, два, три, четыре, пять будем куклам помогать», «Что лишнее»

Подвижные игры: «По синей дорожке» - развивать у детей согласованность движения рук и ног; упражнять в умении ходить свободно в колонне по одному;

НОД по речевому развитию «Мы – чистюли» Воспитывать культурно-гигиенические навыки; расширять представление о воде, её свойствах, значении; закрепить знание синего и красного цвета.

Экспериментальная деятельность «Соберем водичку» познакомить детей со свойствами воды, учить детей играть с водой, добывать знания о предмете и исследовать его путём опытной деятельности.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Игры с бельевыми прищепками»

Формирование целостной картины мира: «Волшебница Вода». Цель: формирование познавательной активности.

Конструирование «Башня» Учить строить башню из кубиков, накладывать кубик на кубик. Развивать мелкую моторику.

Просмотр презентаций: «Голубая планета»

Отгадывание «синих» загадок;

Самостоятельная художественная деятельность «Раскрась голубым цветом», «Кораблик». Учимся узнавать и называть голубой цвет. Прослушивание фонограммы «Шум моря».

Пятница – Разноцветный день «Бусинки».

Дидактические игры: «Соберем бусы», «Сложи узор», «Варежки», «Найди пару» Цель: закреплять умение группировать предметы по цвету.

Подвижные игры: «Разноцветная карусель» Цель: развивать умение быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Су Джок»

Заучивание стихотворения «Цветной дождик» Цель: познакомить с содержанием стихотворения, поощрять попытки выполнять движения по тексту; учить договаривать слова, фразы.

Чтение рассказа «Разноцветная сказка» С. Я. Маршак;

НОД Рисование «Праздничный салют» Цель: учить детей рисовать пальчиками, развивать мелкую моторику рук. Закреплять основные цвета. Оборудование: заготовка на каждого ребенка (лист бумаги, в нижней части которого приклеены разноцветные дома).

Танец с платочками. Цель: развивать чувство ритма, усвоение различных танцевальных движений, закреплять название основных цветов (желтый, красный, зеленый, синий).

Перспективы развития проекта :

• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;

• Дополнение системы дидактическими играми и материалами;

• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

Сравнительная диаграмма. Уровень сенсорного развития детей 1 младшей группы.

Результат:

Исходя из результатов сравнительной диагностики, можно утверждать, что данный способ формирования сенсорных представлений эффективен.

Проект поспособствовал развитию сенсорно – математических представлений, уточнить и закрепить представления о геометрических формах, времени, основных цветах и положении в пространстве. Разнообразные ситуации, применяемые в данном проекте, у воспитанников пробуждают интерес, любознательность, формируют внимание.

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы новые игры. Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр, поскольку с помощью игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!

Реализуя данный проект, я постаралась помочь каждому ребенку расширить свой кругозор на базе ближайшего окружения, а также создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Данный проект предоставил каждому ребенку возможность не только получить знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. В свою очередь, у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Литература:

• Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;

• Васильева М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

• Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 1995;

• Немов Р. С. Психология – М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;

• Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М. : Просвещение, 1985;

• Петрова И. В. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. – М. : «Сфера», 2012.

• Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша : Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет.»

Публикации по теме:

Конспект НОД по сенсорному развитию «Солнечные лучики» в первой младшей группеКонспект НОД по сенсорному развитию «Солнечные лучики» в первой младшей группе Конспект НОД по сенсорному развитию «Солнечные лучики» в 1-й младшей группе. Цель: 1. Формировать умение различать и называть цвета. 2.

«Защитники Отечества». Конспект НОД по сенсорному развитию в первой младшей группе Подготовила Махарданова Валида Алиевна. Тема «Защитники отечество» Цель: Формировать представления детей о празднике «День Защитников Отечество».

Конспект НОД по сенсорному развитию «Какая ты, водичка?» в первой младшей группе Конспект НОД «Познавательное развитие»: сенсорное развитие «Какая ты водичка» в 1 младшей группе Цель: продолжать знакомить детей со свойствами.

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию в первой младшей группе «Колобок»Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию в первой младшей группе «Колобок» Программное содержание: - Познакомить детей с геометрической фигурой – шар. - Упражнять детей в правильном назывании геометрической фигуры.

Конспект открытого занятия по сенсорному развитию в первой младшей группе «В гости к солнышку» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Зорька» Конспект открытого занятия в первой младшей.

Конспект занятия по сенсорному развитию в первой младшей группе «Веселое путешествие»Конспект занятия по сенсорному развитию в первой младшей группе «Веселое путешествие» Подготовила воспитатель ДС Светлячок Замерова СГ Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка».

Конспект занятия по сенсорному развитию в первой младшей группе «Курочка Ряба» Цель: обогащение сенсорного опыта детей. Задачи: продолжать знакомить с новым материалом (пшено, развивать исследовательские умения, мелкую.

Перспективный план по сенсорному развитию в первой младшей группе Сентябрь -Выявить у детей знания в области представлений в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала.

Проект по сенсорному развитию в первой младшей группе «Разноцветный мир» Проект по сенсорному развитию в 1 младшей группе «Разноцветный мир» Автор проекта: Белая А. Б. - воспитатель МБДОУ №32 ст. Медведовская.

Проект по сенсорному развитию в первой младшей группе «Азбука сенсорики» Разработала: Кузнецова Светлана Андреевна, МАДОУ №476 г. Челябинска Матрица проекта Название проекта: «Азбука сенсорики» Тематическое поле:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по сенсорному развитию в первой младшей группе «Золотая пора»
Опубликовано: 28 апреля 2018 в 11:43
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД