Виктория Гудим
Проект по социализации «Я — с вами» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по социализации в подготовительной группе
МДОУ «Таврический д|с №2» Минина А. В. в-ль, Гудим В. Ю. ст. в-ль
Практико – ориентированный проект
по социализации
«Я – с вами!»
МДОУ «Таврический д|с № 2»
Публикация «Проект по социализации „Я — с вами“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Работая в детском саду 2 год, я столкнулась с такой проблемой как отверженность и неприятие отдельных детей в коллективе. Каждый ребенок занимает в группе определенное место, в зависимости от того, как к нему относятся сверстники. Оценка со стороны группы очень важна для дошкольников, они воздерживаются от поступков, вызывающих неодобрение сверстников и разными способами пытаются заслужить положительное отношение. Выделяются два – три ребенка, которые пользуются наибольшей популярностью – лидеры: с ними многие хотят сидеть рядом на занятиях, дружить, им охотно подражают, охотно выполняют их просьбы, уступают игрушки. Так же имеются дети, которые вовсе непопулярные среди сверстников – отверженные: с ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки.
В исследованиях Репина Т. А., Кисловская В. Р., Киричук А. В. показано, что ребенок, как будущий член общества, нуждается в поддержке и успешной реализации своих возможностей и способностей, но статус «отверженного» в детском коллективе способствует обратному – формированию неуверенности, замкнутости, агрессии у детей дошкольного возраста. Отрицательные отношения (ссоры, конфликты) в группе, ведут к задержкам в развитии личности.
При успешной социализации малыш общается, вступает в отношения и получает положительные эмоции, которые развивают его личностные качества, творческие способности. Данное обстоятельство становится возможным, если в группе детского сада созданы необходимые условия для создания ситуаций, способствующих становлению активности личности, ее самореализации в настоящем и будущем окружении, а педагогическая атмосфера благоприятствует общению детей, их сближению и взаимопониманию. Поэтому, смысл деятельности педагога состоит в том, что бы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Создание ситуации успеха - это то, что является основным в деятельности педагога при решении проблемы отвержения и неприятия отдельных детей в коллективе. Переживание успеха внушает ребенку уверенность в собственных силах. Появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, возникает ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение ребенка к окружающему миру.
Анализируя эту ситуацию, я решила с помощью театрализованных игр урегулировать межличностные отношения своих воспитанников и решить проблему непопулярных детей в группе. Так появился проект : «Я – с вами!»
Актуальность данного проекта обусловлена :
• Очень острая проблема регуляции поведения детей в группе.
•Проведенная диагностика показала, что в группе есть непопулярные дети и над этим вопросом необходимо работать.
•Формирование дружеских взаимоотношений между детьми в дошкольном возрасте зависит от того, какая работа ведется в этом направлении.
Участники проекта :
1. Педагоги: воспитатели группы, помощник воспитателя.
2. Дети подготовительной группы.
3. Родители и другие члены семьи.
Длительность проекта : долгосрочный
Основная цель проекта : формирование благоприятных межличностных отношений в группе между сверстниками средствами театрализованной игры.
Задачи для педагогов:
• Формировать межличностные отношения старших дошкольников.
• Устранить конфликтные ситуации между сверстниками.
• Научить взаимодействовать с окружающими.
• Установить доброжелательную обстановку в коллективе.
Задачи для детей:
•Повышение заниженной самооценки непопулярных детей.
•Улучшение положения непопулярных детей в системе межличностных
отношений.
Задачи для родителей:
•создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка
•взаимодействие с педагогом.
Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта :
Дети:
• овладевают знаниями о последствиях нежелательного поведения• в той или иной ситуации;
• проявляют доброту, заботу, толерантность, уважительное• отношение к окружающим;
• возрастает речевая активность детей в разных видах• деятельности, способность анализировать свои поступки и поступки других;
Родители:
•обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
•повышение педагогической компетентности родителей.
Педагоги:
•проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.
Методы работы:
Беседы.
Этюды на выражение движений.
Игры на развитие воображения.
Разыгрывание сказок с помощью различных видов театра.
Психогимнастика.
Этапы:
Подготовительный.
Цель: Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата. На этом этапе работы:
•Изучение взаимоотношений детей в группе
•Разработать план мероприятий по улучшению взаимоотношений детей в группе, повышение статуса изолированных детей среди сверстников.
•Разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.
Основной.
Цель: улучшение межличностных отношений старших детей дошкольного возраста в реализации практико – ориентированного проекта «Я – с вами!», разработанного на основе театрализованной игры.
Содержание деятельности педагога:
•Подбор комплекса методик для диагностики взаимных выборов старших дошкольников и выявлению восприятия сверстников в группе.
•Провести эксперимент по определению избирательных предпочтений детей среди сверстников и определению восприятия ребёнка в коллективе группы.
•Разработать и провести ряд мероприятий, направленных на улучшение межличностных отношений старших дошкольников.
•Провести повторную диагностику и проанализировать эффективность реализации проекта.
Содержание деятельности родителей:
•Вовлечение изолированных детей в ту деятельность, где они будут успешными.
•Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ через организацию театрализованной деятельности
•Участие в оформлении театрализованных постановок.
Основные направления работы с детьми:
1. Театральная игра.
Задача: учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему.
2. Ритмопластика.
Задача: развивать умение реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно.
3. Культура и техника речи.
Задача: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию.
4. Основы театральной культуры.
Задача: познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
5. Работа над спектаклем.
Задача: развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются игры на развитие воображения, игры на выражение движений, эмоций, мимике, жестов; разыгрывание сказок с различными видами театра. В начале каждого занятия я использую игровую ситуацию или сюрпризный момент, для того, чтобы дети заинтересовались дальнейшим сюжетом игры. Каждое занятие состоит из 3 частей:
1. Игровая ситуация - заинтересованность детей к занятию, настроить детей на занятие.
2. Основная часть - игровые упражнения, направленные на достижение основной цели занятия, беседа, разыгрывание сказок.
3. Заключительная часть - приведение в равновесие эмоционального состояния детей.
В непосредственно образовательной деятельности, я также использую элементы театрализованной игры, делая занятие более интересным и близким к театру, чтобы ребята всё ближе и ближе знакомились с театром. Таким образом, ребята постоянно окунаются в мир искусства.
В конце наших драматизаций я с ребятами сажусь в кружок и мы обсуждаем, что сегодня нового узнали, что понравилось, а что было трудным.
Дети с удовольствием и интересом увлеклись театром. Ребята с большим нетерпением ждут, когда же мы снова будем разучивать новую сказку. С азартом играют в игры на воображение, в игры на различные эмоции, игры на развитие выразительных движений. Воспитанники очень полюбили психогимнастику, где можно под красивую и спокойную музыку представить какие-то интересные образы. Также дети познакомились с различными видами театра, им нравится водить куклу, разговаривать за неё, выполнять с ней какие-то действия.
Когда мы показывали сказку В. Сутеева «Под грибом» малышам, дети отнеслись к этому показу ответственно и очень тщательно разучивали свою роль и движения в сказке. Очень ответственно ребята готовились к показу сказки «Заюшкина избушка» своим родителям.
Для реализации моего проекта были привлечены семьи воспитанников, для них я подготовила несколько консультаций о значении театра в развитии детей. Родители заинтересовались и с большим удовольствием помогают нам: сделали ширму для кукольного театра, сшили пальчиковый театр, костюмы для сказочных персонажей.
Итоговый.
Для диагностики межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста нами был обследован 21 ребёнок из подготовительной группы. Были использованы следующие методики:
Методика «Лесенка» - на выявление особенностей восприятия сверстников и самосознания ребёнка.
Методика «Два домика» - выявление взаимных (либо не взаимные, избирательных предпочтениях детей.
Первичная диагностика показала, что межличностные отношения дошкольников моей группы неблагоприятные. В ходе реализации проекта была проведена промежуточная диагностика (январь) по тем же методикам и в тех же условиях и, сравнивая результаты методик, можно сделать следующий вывод:
•Межличностные отношения между сверстниками изменились в положительную сторону.
•Театрализованная деятельность сблизила детей, делая их коммуникабельными.
•У детей появились какие-то общие интересы с теми, с кем раньше они не общались и игнорировали.
•Взаимных выборов стало намного больше.
Сравнивая результаты на начало и середину эксперимента видим, как в динамике изменилось соотношение статусного положения ребенка в группе : количество предпочитаемых увеличилось на 11% и стало 60%, одновременно снизилось количество изолированных и отверженных на 2% и 5% соответственно.
Таким образом, реализация проекта «Я – с вами!», в основе которого лежит театрализованная игра, продолжается, а результаты и эффективность моей работы будут видны в конце учебного года по итоговой диагностике.
Минина А. В.
Гудим В. Ю.