Лучший педагог года

Проект по социокультурному развитию «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Кузнецова Екатерина
Проект по социокультурному развитию «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Актуальность проекта :

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Использование в работе с дошкольниками освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает большое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.

Публикация «Проект по социокультурному развитию „Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина обоснован принцип работы по данному направлению: «Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития личности гражданина России.

В связи с этим особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам национальной культуры. Через восприятие фольклора закладываются основы нравственного сознания, происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Согласно ФГОС дошкольного образования, развитие ребёнка должно осуществляться в общении, игре, познавательно – исследовательской, а не в учебной деятельности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию.

Проблема: В наше время, в развитие высоких информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре и истории своего края.

Тип проекта : Творческо-познавательный.

Сроки реализации: долгосрочный: сентябрь - май.

Участники проекта : воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

Возраст детей : 6-7лет.

Цель: формирование нравственно-ценностного отношения дошкольников к истокам и современности народной культуры.

Задачи:

Развивать начала социальной активности, желания на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и пр.

• Способствовать формированию положите5льной самооценки, уверенности в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником.

Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.

• Поддерживать проявление субъективной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература, видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.

• Расширять представление о народно-декоративно прикладном искусстве, отражение в нем природы, народного быта культуры.

• Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.

Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.

• Продолжать развивать интерес у старших дошкольников к событиям прошлого и настоящего.

Ожидаемые результаты:

o Повышение компетентности членов семьи в вопросах приобщения к истокам русской народной культуры. ;

o Повышение интереса играть в русские народные игры; участвовать в русских народных праздниках

o Использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

o Позитивные изменения в речи детей : использование потешек, считалок, загадок;

o Повышение запаса знаний сказок, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;

o Повышение интереса у детей о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства и искусства других народов.

Блоки работы

№ п/п Блоки работы Цель блока Сроки

1. Использование фольклора Познакомить детей с разнообразными формами детского фольклора, с традициями и образами русского народа Середина

Сентября

Октябрь

2. Создание атмосферы национального быта Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского народа. Расширять представления о народных промыслах и ремёслах.

Ноябрь

Декабрь

3. Знакомство с народным искусством Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством

Январь

Февраль

4 Знакомство с русскими народными играми и проведение традиционных народных праздников Повышение интереса к русским народным играм. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными праздниками.

Март

Апрель

Этапы проекта :

1. Подготовительный этап.

o Составление перспективного планирования работы проекта

o Выявление знаний, анкетирование родителей о русской народной культуре

2. Практический этап.

o Создание предметно-развивающей среды : оформление уголка русского быта, русь расписная.

o Встречи за круглым столом с родителями

o Занятия, праздники, выставки для детей и родителей.

3. Заключительный этап.

o Проведение анализа проделанной работы.

o Заключительное Выявление знаний, анкетирование родителей на тему «Приобщение к истокам русской народной культуры».

o Итоговое совместные мероприятия для детей и родителей.

Перспективный план работы с родителями

Проекта «Приобщение к истокам русской народной культуры»

на 2018-2019 уч. год

Месяц Форма работы с родителями Мероприятие

Блок № 1 «Использование фольклора»

Сентябрь Анкетирование родителей (пр. 1) «Фольклор в жизни дошкольника»

Консультация «Роль малых фольклорных форм в познавательном развитии детей».

Посиделки с участием родителей «Живёт в народе песня»

Совместный досуг с родителями «Шутку шутить — людей насмешить» Познакомить с малыми формами фольклора.

Октябрь Оформление папки-передвижки Роль фольклора в развитии детей»

Индивидуальные беседы с родителями. Познакомить с народными приметами и поговорками об осени.

Открытый вечер с родителями «Традициии русских гуляний»

диагностические задания для родителей (пр. 2) «Что мы знаем о фольклоре»

Блок № 2 «Создание атмосферы национального быта»

Ноябрь Анкетирование родителей начальное (пр. 3) «Культура русского народа»

Народный быт в жизни дошкольника»

Родительское собрание «Приобщение детей к истокам русской культуры»

Консультация «О традициях русского чаепития».

индивидуальные беседы с родителями «Роль родителей в возрождении русских традиций»

Декабрь Открытое занятие с родителями с просмотром презентации «Предметы крестьянского быта: прялка, веретено».

Оформление народного календаря «Приметы, праздники»

Беседа за круглым столом «Роль семьи в приобщении к истокам русской национальной культуры»

Оформление книги родителями вместе с детьми. Выражение пословиц в рисунках, наклейках. «Книга народной мудрости»

Блок № 3 «Знакомство с народным искусством»

Январь Анкетирование (пр. 4)

«Народное искусство в жизни Вашей семьи».

Выставка народно-декоративно прикладного искусства по мотивам народного творчества. «Конкурс зимней игрушки».

Мастер-класс

«Веселая мастерская»(роспись тарелок по городецкой росписи-птица)

Оформление папки-передвижки «Приобщение дошкольников к народным промыслам»

Февраль Консультация «Народные промыслы в системе художественно - эстетического воспитания дошколников»

Индивидуальные Беседы с родителями «Значение декоративного рисования для ребенка».

Мастер-класс

изготовление из попье-маше расписанные в городецкую и хохломскую росписи. «Веселая мастерская»

Оформление папки-передвижки «Значение декоративного рисования для развития мелкой моторики пальцев рук

Блок № 4 «Знакомство с русскими народными играми и проведение традиционных народных праздников»

Март Анкетирование (пр. 5)

«Народные праздники в детском саду и дома».

Изготовление Папки – передвижки

«Широкая Масленица

Индивидуальные беседы с родителями «Народные игры в детском саду и дома»

Консультация «Играйте с детьми в народные подвижные игры».

Картотека русских народных игр.

Апрель родительское собрание

«Роль народной игры в воспитании дошкольника»

Изготовление Папки-передвижки

Народный

Праздник «Пасха»

Совместный досуг с родителями Народные игры и праздники» Познакомить с народными играми и праздниками. Прощальное чаепитие.

Анкетирование родителей повторное (см. пр. 3) «Культура русского народа» Народный быт в жизни дошкольника»

Май диагностические задания для родителей

Перспективный план работы с детьми

Проекта «Приобщение к истокам русской народной культуры»

Месяц Неделя Содержание деятельности

Блок № 1 «Использование фольклора» сентябрь, октябрь

Сентябрь 1 Познакомить с русским фольклором.

Создание альбома «Русские народные инструменты»

2 «Без пословицы не проживешь» Знакомство с понятием «устное народное творчество». Познакомить с пословицами о труде и лени.

3 Свободное рисование по пословицам о труде и лене.

4 Д/и «Закончи пословицу»; Настольно-печатная игра «Сложи пословицу»

Октябрь 1 Беседа с детьми «Фольклор детям». Чтение русских народных потешек.

2 Рассказывание сказки «Смоляной бычок»

3 Инсценировка сказки «Золотое веретено»

4 Конкурс загадок., скороговорок.

Ноябрь Блок № 2 «Создание атмосферы национального быта»

1 Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью (печь, ухват, чугунок, колыбель, прялка-презентация).

2 Чтение р. н. с. «Лиса и кувшин», «Снегурочка»

3 ОД «Быт и культура русского народа» (пр. 7)

4 Рассматривание иллюстраций предметов быта

Декабрь 1 Конкурс загадок о предметах быта.

2 Д/и «Подбери головной убор к сарафану» «Сложи картинку»

3 Беседа русские блюда (чем питались наши предки). чаепитие с детьми

4 Рассказ с детьми о праздновании Нового года на Руси.

Январь Блок № 3 «Знакомство с народным искусством»

1 Беседа с просмотром презентации «Народные промыслы Нижегородской области»

2 Игра «Русские народные промыслы»Уточнение особенностей промыслов (Хохлома, городецкая роспись.)

3 Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».

4 ОД «Хохломской узор» (пр. 8)

Февраль 1 ОД «Красота городецких узоров» (пр. 9)

2 Рассказ о народном костюме. Д/и «Одень куклу»

3 Д/и «Укрась кокошник», «Составь узор»

4 Прослушиван русских народных песен

Март Блок № 4 «Знакомство с русскими народными играми и проведение традиционных народных праздников»

1 Беседа о Масленице. «Праздник широкая масленица»

2 Знакомство с приметами. Чтение русской народной сказки «Как весна зиму поборола»

3 Исполнение русских народных песен

4 Беседа о проведении русских народных игр. Знакомство с играми.

Апрель 1 Подвижные народные игры : Гуси-лебеди»,«Горелки «Краски» «Горшки», «Жмурки»

2 Беседа о подготовке к пасхе. Праздник «Готовимся к Пасхе»

3 Разучивание русских народных хороводов о березе, лете.

4 Праздник «Весна красна»

Май 1 Мониторинг детей и выявление знаний родителей по данной теме.

2 Совместные вечер с детьми и родителями (чаепитие по старой традиции

3 Изготовление альбома совместно с родителями на тему «Традиции русского народа»

4 Итоговое мероприятие с детьми и муз. руководителем «Традиции и обычаи нашего народа»

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по социокультурному развитию «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 19 сентября 2021 в 12:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД